Проблема «человек-мир» и ее отражение в медицине древнего мира (Индия, Китай, Греция)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:23, реферат

Описание работы

Возникновение врачебных теорий относится к древнейшим временам и связано со становлением цивилизаций Шумера, Вавилонии, Ассирии, Египта. Человеческие болезни и смерть являются элементами самого непосредственного человеческого опыта. Они даны человеку прежде любых его попыток осмыслить себя, свое место в мире. Естественное стремление постигнуть природу этих явлений, целенаправленно воздействовать на них служат первоначалами знания человека о самом себе. Поэтому есть основания предполагать, что медицина была исторически первой наукой о человеке. Древнейшая медицина имела два направления: 1) эмпирическое, основанное на практическом опыте народа и отдельных врачевателей и 2) культовое, или теургическое, основанное на мифолого-религиозных верованиях.

Содержание работы

Введение
Философия и медицина в Древней Индии
Философия и медицина в Древнем Китае
Философия и медицина в Античную эпоху
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

тема 1.pptx

— 1.94 Мб (Скачать файл)

СТРЕМЛЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ  ВРАЧЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФИЛОСОФИЮ, ОТЫСКАТЬ ЕДИНУЮ СУБСТАНЦИЮ БОЛЕЗНЕЙ

 

Древнегреческие врачи, ориентированные  на философию, стремились отыскать единую субстанцию болезней, универсальный  детерминирующий фактор. Варнке справедливо отмечает: «Врачам ясно, что имеются многие болезни с различными симптомами и в различных органах. Тем не менее, в основе всех болезней лежит одинаковая всеобщая сущность, а именно сдвиг равновесия».

Поиски единой сущности порождали  немало теоретических и эмпирических достижений медицины, но в то же время  создавали благоприятную почву  для умозрительных концепций, для  натурфилософского дикретирования, имевшего столь печальные результаты во многие эпохи, и не только в медицине. Если интуиция и обширные познания римского врача Галена позволили ему по большей части успешно применять лекарства в сложных сочетаниях, действие которых не было выявлено эмпирически, то у его последователей желание все объяснить теоретически, натурфилософски восполнить недостающие связи, привело к произвольным рекомендациям, дескридитировавшим учение Галена. Точно также как философы 17 века резко критиковали логику Аристотеля, односторонне препарированную стоиками, ученые 16 века не менее резко нападали на учение Галена. И в том, и в другом случае великие мыслители не заслуживали адресованной им критики. Логика Аристотеля отнюдь не сводилась к правилам нормального оперирования терминами, а включала в себя и учения о категориальных формах мышления, развернутом в его «метафизике», то есть его логика в действительности была шире и глубже того образа логики, который утвердился в сознании ученых, невольно следовавших аргументации стоиков. Равным образом, медицина Галена не заслуживает негативной оценки в своих теоретических установках, ибо она не тождественна структурфилософскими притязаниями его учеников.

Заключение

 

Мировоззрение как  обобщенная форма отношения человека к миру всегда так или иначе  проецировалось на область медицинской  практики (а на более поздних этапах развития медицины в еще большей  степени и на область теории). Реконструкция древних форм медицины возможна скорее не на основе палеонтологических и археологических находок, а  на основе косвенных свидетельств: изучения медицины в современных  изолированных от цивилизации племенах. Лечение больного в таких племенах сопровождается множеством церемоний, которые при ближайшем рассмотрении играют не только культовую, магическую, но и, несомненно, психотерапевтическую роль. Исцелитель устраивает своеобразные представления, призывает богов  для изгнания из больного тела злых духов. Как правило, только заклинаниями дело не кончается, для лечения используется множество трав. Тем не менее не следует в сложном ритуале  лечения видеть лишь шарлатанство, связанное с невежеством диких  племен. Процедура заклинаний и даже фантастические наряды и движения исцелителя усиливали моральное и психологическое  воздействие на больного, способствуя  его выздоровлению. До сих пор  традиционная медицина в Тропической  Африке сочетает применение терапевтических  средств с психологическим лечением, основанном на особом мировоззрении  пациента.

Список  использованной литературы

 

  • Введение в биоэтику. – М., 1998.
  • Психологические основы деятельности врача. – М., 1999.
  • Этика: Учебник / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. –

М., 1999.

  • В.Ф. Сержантова, А.А. Королькова «Философия и медицина». - М., 2008.
  • А.А. Корольков «Диалектика и теория медицины». - М.: Инфра-М., 2007.

Информация о работе Проблема «человек-мир» и ее отражение в медицине древнего мира (Индия, Китай, Греция)