Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 21:39, реферат
Проблемы, затрагивающие человека прямо или косвенно, волновали людей во все времена, в частности проблема души и тела стала особенно популярна с появлением философии как науки. Вопросы о смысле жизни, о сути жизни, вопросы природы и мироздания, стремление узнать о возможности жизни после смерти – вот что стало особенно интересовать человечество. Следовательно, и философия как наука стала очень популярна.
1. Введение 3
2. Часть 1. Понятие души.
1.1 Идея и состав души 4
1.2 Дуализм души и тела, их противопоставление 9
1.3 Эсхатология 15
3. Часть 2. Взаимосвязь души и тела
2.1 Человек – пересечение двух миров 17
2.2 Взгляды других философов на данную проблемы 17
4. Список использованной литературы.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Факультет экономики и финансов
Реферат по философии на тему:
«Проблема души и тела в философии Платона»
Выполнен студенткой
Группы Э-1418
Скрябиной К.В.
Сaнкт-Петepбург
2014 г.
Оглавление:
2.1 Человек – пересечение двух миров 17
2.2 Взгляды других философов на данную проблемы 17
4. Список использованной литературы. 19
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы, затрагивающие человека прямо или косвенно, волновали людей во все времена, в частности проблема души и тела стала особенно популярна с появлением философии как науки. Вопросы о смысле жизни, о сути жизни, вопросы природы и мироздания, стремление узнать о возможности жизни после смерти – вот что стало особенно интересовать человечество. Следовательно, и философия как наука стала очень популярна.
Одним из основных теоретиков антропологии в древности считался афинский мыслитель Платон. «Познай сам себя.» – вот девиз всей жизни этого философа.
«Платон – великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он – предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии. Платон был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя является выражением его жизни, а его жизнь – выражением его философии. Он не только философ, но и блестящий мастер художественного слова, умеющий затронуть тончайшие струны человеческой души и, затронув их, настроить на гармонический лад. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Гегель)» 1
Главные же мысли этого философа невозможны без раскрытия природы души. Поэтому основной задачей данного реферата является раскрытие проблемы души и тела, в частности их взаимосвязь, влияние и зависимость друг от друга. А так же попытаемся понять, что же представляет душа сама по себе.
Вышеперечисленные задачи разрешимы при опоре на диалоги «Пир», «Софист», «Федр», «Федон», «Филеб», «Государство», «Тимей», в которых наиболее ярко выражены все принципы платоновских теорий и наиболее четко раскрывается понятие «душа». Эти работы прямо или косвенно затрагивают «душу», тем самым помогают нам понять, что же несет в себе это понятие.
Главный тезис платоновской философии есть бессмертие души. О том, что душа переживает тело и может реинкарнироваться говорил далеко не один Платон. Эту теорию выдвигали многие религии, такие как: индуизм, буддизм, даосизм, синтоизм и др. Так же об этом говорили пифагорейцы и Эмпедокл. Однако последовательная разработка этого учения и рассмотрение его в контексте различных наук была дана именно Платоном. Поэтому Платона можно в каком-то смысле назвать родоначальником идеалистической философии
Идея души.
В своих работах, излагая идею души, Платон говорит, что душа, до рождения человека прибывает в ином мире, в идеальном мире. Этот мир представляет собой «царство чистой мысли и красоты». Но в определенный момент душа попадает на грешную землю и на земле находится в заточении в человеческом теле. Для столь идеальной души человеческое тело кажется темницей и душа постоянно вспоминает то, что было в прежней жизни. Самое интересное, что по теории Платона душа еще до рождения разрешает основные вопросы и уже знает все, что ей нужно знать. И ей уже заранее предназначена своя участь, своя судьба, которую человек не в праве поменять. Отсюда можно сделать вывод, что душа – это бессметная сущность.2
Платон разделяет душу на три части:
Платон так же поясняет, где именно расположены эти части души. Разумная часть, по его теории, располагается в голове. Пылкая (мужественная) – в груди. А чувственная (вожделеющая) находится ниже диафрагмы.
В диалоге “Федр” философ уподобляет душу крылатой колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь – вожделеющая душа – не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь – страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой; он также не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре. И наконец, разумную часть души он отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя движением коней. Эти кони и есть ничто иное, как страсти души, то, что приходит в душу от тела. 4
В другом произведении «Тимея» Платон уточнил, что не вся душа бессмертна, а лишь ее разумная часть. Ведь только в процессе мышления душа активна, следовательно, существует. Вот что Платон говорит об этой части души: «Мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая». Разумная часть души живет в постоянном движении и в постоянной деятельности.5
Вот что еще пишет Платон о душе в диалоге «Федр»: «Всякая душа бессмертна. Ведь вечно движущееся бессмертно. А у того, что сообщает движение другому и приводится в движение другим, это движение прерывается, а значит, прерывается и жизнь. Только то, что движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться, и служить источником и началом движения для всего остального, что движется... Каждое тело, движимое извне, — неодушевлённой, а движимое изнутри, из самого себя, — одушевлено, потому что такова природа души. Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа не порождаема и бессмертна»
«Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости»6
Состав души.
Свое учение о составе души Платон развивает в диалоге «Государство». Душа состоит из 3 начал: 1) вожделеющего, 2) яростного и 3) разумного
о 3-частное понимание души впоследствии будет восприниматься как некая очевидность, и отцы Церкви будут на этой основе строить свои положения.
Особенности человека определяются тем, какое начало в нем главенствует. Яростное начало находится между вожделеющей и разумной частью души. И в зависимости от того, куда направляется яростное начало, что оно будет поддерживать, таким и будет человек: или отдающим предпочтение удовольствиям и чувственным наслаждениям, или же человеком, который ставит разумное начало превыше всего.7
Несмотря на странность терминологии, это деление Платоном души на 3 части достаточно логично. Сила желательная – точнее, желающая; сила раздражительная – “яростная” по Платону, оценочная, реактивная, гневающаяся, отвергающая всё нежелательное и – сила мыслительная. От того, куда человек направит свою волю, зависит и то, кем он становится: или сибаритом, или волевым, а лучше всего, как считает Платон, – философом.
Саму душу Платон делит на 3 части, причем и здесь отражается его дуалистическая исходная посылка. Собственно, божественное начало души: разум; то, что принадлежит к миру чувственного восприятия: более благородное начало – ярость; более низкое (поскольку противится разуму) – вожделение. Это тройственное деление души на разум, ярость и вожделение Платон выражает символом упряжки и возничего: разум – это возничий, ярость – послушный конь, а вожделение – непослушный.
Каждую из 3 частей души Платон наделяет добродетелью: задача разумной части чел. души – приобретать мудрость; ее добродетель – мудрость; задача яростной части – истово слушаться разума; ее добродетель – мужество; но и вожделению приходится прислушиваться к указаниям разума, поэтому его добродетель – сдержанность. Эти 3 добродетели, связанные с соответствующими частями души, Платон подчиняет 4-ой: добродетели справедливости (дикайо-сюне). Она правит душой, когда все ее части должным образом выполняют свои задачи. Как раз в этой добродетели особенно ярко проявляется склонность греков отождествлять добродетель с умеренностью и гармонией. Эти 4 добродетели еще и сегодня называют кардинальными добродетелями (лат. cardinalis – главный, основной).8
Из разумности царства идей следует не только постулат о примате разума и его конкретизации в кардинальных добродетелях. Другое следствие первенства интеллигибельного мира духа – обесценивание всего плотского (ср. противоположную позицию Лосева, видевшего принцип телесности у греков, в т. ч. и у Платона, как обязательную крайнюю степень проявленности духа (идей), как самую суть греческого миросозерцания.). Здесь антропология и этика Платона совпадают с его точкой зрения на познание: чувственный мир способен давать не истинное познание, но только ненадежное мнение.
2. Части души
Душа у Платона разделяется на 2 части: одна – вечная, духовная, другая – телесная, смертная, которая, в свою очередь, распадается на лучшую и худшую часть (отделенные друг от друга грудобрюшной преградой) – человеческое в нас и скотское.
Божественная часть – дух, разум – составляет сущность человеческой души; она помещается в голове [Первоначально божество, согласно мифу Платона, и создало одну лишь голову, которой была дана круглая форма наподобие мирового тела. И только впоследствии было привешено к ней туловище.]. 2-я часть души – мужественная воля, страсть, но страсть благородная; она предназначена самой природой на помощь разуму и склонна подчиняться ему, будучи наделена инстинктивным влечением ко всему доброму и высокому. Наконец, 3-я часть – похоть, желание – страсть животная, слепая, совершенно чуждая разумности; ее мы должны с помощью держать в подчинении разуму. Таким образом и в психологии Платона мы находим то же тройственное деление, что в физике посредствует между божественной и животной частями нашего существа.
Надо стремиться к миру духовному
С этической точки зрения также следует стремиться к миру духовному. Мудрец и здесь и там стремится ускользнуть из темницы телесно-чувственного. Воздаяние, на которое он смеет рассчитывать, во-первых, будет дано в жизни после смерти: душа человека разумного возвращается в царство чистого духа, а душа неразумного не может воспарить к идеям и подлежит наказанию. Во-вторых, и это главное, награда добродетели заключена в ней самой: для Платона, понимавшего душу как предназначенную – и по своему происхождению, и по своей природе – к размышлению, не может быть никакой жизни лучше той, что ориентирована на познание. Таковое возникает как в созерцании идей, так и в стремлении к благу. Но мудрецу надлежит решать и другие – педагогическую и политическую – задачи. В мифе о пещере это особенно хорошо видно: хотя созерцающий потрясен красотой идей, ему необходимо воплощать в обычной жизни то, что он созерцал интеллигибельно. И, прежде всего – для того, чтобы помочь другим преодолеть трудности восхождения к идеям. Но и удовольствие не изгоняется из жизни окончательно – до тех пор, пока оно разумно служит целям блага. В "Филебе" Платон пишет, что достойная жизнь смешана «из меда удовольствия и трезвой воды разумения».9
Противопоставление тела и души.
На протяжении всех своих философских работ Платон рассматривает душу и тело, все время противопоставляя их. И наиболее четко и точно эту тему в своих работах по изучению Платона раскрывает А.Н.Чанышев, он пишет:
«Тело смертно – душа бессмертна. Тело живого существа создано из частиц огня, земли, воздуха и воды, заимствованных из космоса. Эти частицы должны быть возвращены космосу. Назначение тела – быть временным вместилищем и пристанищем души, рабом ее. Как тело, так и душа сотворены богами. Души творятся из остатка от той смеси тождественного, иного и тождественно-иного, из которой ум-демиург создал душу космоса. Качество индивидуальных душ ниже, чем качество души космоса.»10
Интересно то, что Платон разделяет теорию пифагорейцев о переселении душ, по которой души вселяются не только в тела людей, но и в тела животных и растений. И выбор того, во что или же в кого вселится душа, зависит от того, насколько высшей части души удалось победить низшую. Платон не только придерживался этой теории, но и приспособил ее под себя и в последствии развил.
«Сотворив души, боги поместили их на звездах. Каждая душа имела свою звезду. Душ столько, сколько звезд на небе (разумеется видимых невооруженным глазом). Следовательно, число душ велико, но не бесконечно. Души более не творятся. Они только переходят из тела в тело. (…) Попав в тело, душа забывает о своей занебесной отчизне. Но она способна к припоминанию ее. Земная красота стимулирует ее в этом направлении. Хотя земная красота - лишь жалкий отблеск небесной, она все же пробуждает в душе смутное воспоминание о последней, тоску по ней. Поэтому, «когда кто-нибудь смотрит на здешнюю красоту припоминая, при этом красоту истинную, он окрыляется, а окрылившись, стремится взлететь; но все еще не набрав сил, он наподобие птенца глядит вверх, пренебрегая тем, что внизу»11 Входя в это состояние, душа переживает высшее неистовство, состояние исступления, экстаза, превосходящего тот, что исходит от Муз или бывает во время пророчеств. При высшем напряжении познания душа желает исступить из тела.»12
Информация о работе Проблема души и тела в философии Платона