Проблема души и тела в философии Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 21:39, реферат

Описание работы

Проблемы, затрагивающие человека прямо или косвенно, волновали людей во все времена, в частности проблема души и тела стала особенно популярна с появлением философии как науки. Вопросы о смысле жизни, о сути жизни, вопросы природы и мироздания, стремление узнать о возможности жизни после смерти – вот что стало особенно интересовать человечество. Следовательно, и философия как наука стала очень популярна.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Часть 1. Понятие души.
1.1 Идея и состав души 4
1.2 Дуализм души и тела, их противопоставление 9
1.3 Эсхатология 15
3. Часть 2. Взаимосвязь души и тела
2.1 Человек – пересечение двух миров 17
2.2 Взгляды других философов на данную проблемы 17
4. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

Платон допускает гибель только разумной части души. Но тем не менее он изображает посмертную судьбу души как продолжения существования определенной личности с ее индивидуальными особенностями. В диалоге «Федр» автор говорит о том, что пришедшая с неба душа не возвращается обратно в течение 10 тысяч лет (мирового года). Но самое интересное, что исключением из данного круговорота являются лишь души философов

Понятие «души» у Платона, как и понятие «эйдоса» («идеи») отличается от тривиального толкования этих слов. Если слово «идея» в обычном толковании может означать что-то «зыбкое, нереализованное, а потому несуществующее», то у Платона «эйдос» – это одна из «универсалий», населяющих трансцендентальный мир, «существующих по-настоящему», в отличие от субъектов, воспринимаемых чувственным знанием.

   «Душа» у Платона не имеет связи с чувственным знанием, в ее основе находятся не чувства, как принято считать, а «разум.»

Платон говорит: «тело и душа четко отделены друг от друга, причем душе подобает полностью господствовать над телом.»

Эта фраза четче всего прослеживается в диалоге «Федон», там описываются последние дни и минуты жизни Сократа. Приговоренный к смерти, тот совсем не кажется огорченным или испуганным. Смерть для Сократа – это лишь уход души из тела, а философ, по его мнению, этим занимается всю жизнь.

«Стало быть, именно в том прежде всего обнаруживает себя философ, что освобождает душу от общения с телом в несравненно большей мере, чем любой другой из людей». «Он уже на полдороге к смерти, раз нисколько не думает о телесных радостях»13

Здесь мы видим, что Сократ совершенно не дорожит своим погибающим телом. Тело для него – это лишь источник лишнего и порой бесполезного чувственного знания, которое лишь препятствует получению действительно важного разумного знания.

Платон считал, что истинное познание достижимо только после смерти, либо его вовсе непостижимо. Душа – как белый лист, тело –сильно и не дает душе познать истину, так что, не расставшись с телом, нельзя познать истину.

Внутри тела душу тревожат слух, зрение, боль и удовольствие. Все эти чувства исчезают в момент смерти вместе с телом, душа остается одна и устремится к подлинному бытию, возможному в Царстве Идей. Нерушимость, незыблемость, вечность Царства Идей Платон напрямую связывает с бессмертием души.

«В диалоге «Федон» Кебет, один из собеседников Сократа, просит философа доказать, что душа после смерти «не рассеивается, словно дыхание или дым, разлетается, и ее уже решительно больше нет», на что Платон устами Сократа приводит ему четыре доказательства бессмертия души:

- Взаимопереход противоположностей. Сократ показывает собеседникам, что в мире есть противоположности, приводит примеры: «прекрасное и безобразное», «справедливое и несправедливое» и т.д. При наличии двух противоположностей возможны два перехода – от одной противоположности к другой или наоборот – это второй к первой. «Например, между большой вещью и меньшей возможны рост и убывание, и об одной мы говорим, что она убывает, а о другой – что растет».

Жизнь и смерть являются противоположностями, утверждает Сократ, и, следовательно, жизнь переходит в смерть, а смерть переходит в жизнь. Для примера Сократ использует следующее доказательство: после бодрствования наступает сон, а после сна – бодрствование.

- Знание как припоминание того, что было до рождения человека. Это доказательство основано на Платоновском постулате о том, что знание – есть припоминание. Любой человек при жизни имеет возможность получать лишь опыт через органы чувств своего тела. Это – чувственное знание, которое Платон считал неистинным. Между тем, каждый человек имеет представление о «прекрасном», «добром» и о прочих универсалиях, которые, как утверждает Платон, нам достаются с самого рождения. «Если это так, то с той же необходимостью, с какой есть эти сущности (т.е. универсалии), существует и наша душа, прежде чем мы родимся на свет». Отсюда следует мысль о существовании души до рождения человека. А для доказательства существования души после смерти Платон использует первый аргумент о том, что все живое возникает из умершего.

- Самотождество идеи и души. Данный аргумент, весьма долго доказываемый в тексте, сводится к исследованию природы души, как таковой. По мнению Платона душа, в отличие от тела, не состоит из каких-либо элементов, что и гарантирует ее сохранность, т.к. тело после смерти рассеивается на элементы, из которых состоит. Однородность души сопоставима с однородностью универсалий, что позволяет душе быть сопричастной Царству Идей. Впрочем, как утверждает Платон, не всякая душа может попасть в это царство»14

«У любой радости или печали есть как бы гвоздь, которым она пригвождает душу к телу, пронзает ее и делает ее как бы телесною, заставляя принимать за истину все, что скажет тело. А разделяя представления и вкусы тела, душа неизбежно принимает его правила и привычки и уже никогда не прийти ей в Аид чистою – она всегда отходит, обремененная телесностью и поэтому вскоре вновь попадает в иное тело и, точно посеянное зерно, пускает ростки. Так она лишается своей доли в общении с божественным, чистым и единообразным»15.

Платон указывает, что философия помогает душе воздержаться от страстей земных.

Дуализм души и тела

  Другую же теорию  мы можем проследить в работе  Татаркевича, он выделил следующее:

«Душа и тело. Признание души нематериальной привело к острому противопоставлению ее с телом. Платонизм был не только дуализмом идеи и вещи, но и дуализмом души и тела. Этот дуализм выражался в следующих положениях:

а) душа не материальна;

б) она отделена от тела, независима от него. Душа и тело, хотя и объединяются в человеке, существуют обособленно и независимо друг от друга. Связь с телом не является для души необходимой. Платонизм вдвойне выходил за пределы материалистического взгляда на мир, признавая нематериальными как идеи, так и нематериальные души;

в) в отличие от тела, которое состоит из частей, душа цельна и несоставима. Если человек представляет собой единство, то только благодаря душе, а не телу. Душа несоставима в "узком" понимании Платона. Когда же он говорит о ней в более "широком" значении, то делит ее на две части - разумную и чувственную, или даже в некоторых случаях на три: разумную, чувственную и среднюю между ними - импульсивную;

г) душа более совершенна, чем тело. Душа (очевидно, что только разумная) познает идеи и уподобляется им, а в силу этого она является носителем истины, блага и всего ценного в человеке. Поэтому тело не может быть признано равноценным с душой; тело подчинено душе, и душа становится сущностью человека. Человек - это душа, владеющая телом

д) из главенства души над телом следует, что связь между ними для души невыгодна. Она была бы лучшей и счастливой, если бы была свободна от тела; тело для нее - тюрьма и могила. Только со смертью тела начинается истинная жизнь души. Такие верования провозглашали в древности орфики и пифагорейцы. Спиритуализму Платона они придавали особую религиозную окраску;16

е) душа по отношению к телу бессмертна. Этому вопросу, который был очень важен для него, Платон посвятил множество своих размышлений.»17

Из этих суждений мы видим насколько душа и тело различы и в то же время связаны между собой. Доказательства этого очень четко рассмотрены в диалогах: «Федон», «Федр» и «Пир», которые были уже рассмотрены ранее.

Эсхатология.

В своих работах Платон часто поднимал следующий вопрос: «Почему настолько идеальная и разумная душа связывается с бренным телом?». И ответ на этот вопрос не так уж очевиден, как кажется на первый взгляд, ведь напрямую Платон не отвечает нам на него. Чтобы найти ответ на этот вопрос человек должен очень углубиться в философию Платона и понять ход его мыслей. Одним из таких людей на мой взгляд является Татищев. И вот что он пишет в своих работах: «Платон ставил, по примеру орфиков, вопрос: "Почему душа как совершенная и вечная связана с несовершенным и бренным телом"? Он дал такой же, как и орфики, этическирелигиозный ответ; вместе с ними он признавал, что: а) душа действовала вначале без тела; б) она греховна; в) для искупления от греха она соединилась с телом. Когда грех будет искуплен, она опять станет свободной. Познание истины при помощи философии Платон считал наилучшим средством для освобождения души от тела.18

Как же он понимал бесконечную деятельность души, которая ждет ее после оставления тела? Эту деятельность он наполнял либо рядом попыток и действий, либо неограниченным счастьем.

 Эсхатология Платона  пыталась дать описание судьбы  души: описывала страшный суд, смену  тел, давала даже топографию мест, где пребывает душа после смерти. Даже в наиболее реалистических  диалогах, посвященных теории познания  или политике, он прерывал свои  рассуждения, чтобы рассмотреть  перспективы загробных судеб. Платон  был прототипом тех философов, которые знали, что для некоторых  теоретических положений, которых  они придерживаются, нельзя надеяться  на получение достоверного доказательства, но, тем не менее, они не считали  возможным исключить эсхатологические  проблемы из философии. Пример  Платона отразился на судьбе  философии, которая пошла иными  путями, чем точная наука. Переходя границу точности, Платон хорошо осознавал, где проходит эта граница. Описывая места, в которых пребывают мертвые, он поясняет: "Для того чтобы все происходило именно так, как я описываю, разумный человек этого, повидимому, выдержать не сможет", "но необходимо иметь особую смелость, чтобы высказать эти утверждения, и это прекрасная смелость". "Это Каликлес,- так он говорил в другом месте своей эсхатологии,- может принять за женское гадание, и можно было бы не считаться с этими делами, если бы мы могли нечто лучшее и истинное".19

Платон был ученым, но не только. Там, где он не мог разрешить проблему научным методом, он использовал поэтическую фантазию и религиозную веру. В его взглядах на душу особенно рельефно сошлись научные и иные воззрения. А установленная Платоном связь этих различных воззрений еще очень долго сохранялась в европейском мышлении. Некоторые его последователи придавали особое внимание орфическим мотивам его психологии, не осознавая того, что понимал Платон под границей между наукой и мифом.»20

Часть 2. Взаимосвязь души и тела.

Взгляды других философов на эту проблему.

На мой взгляд, было бы интересно рассмотереть поставленную проблематику и с точки зрения других философов. Например, Аристотеля.

Аристотель – древнегреческий мыслитель, являлся учеником Платона и соответственно, он имеет так же свой взгляд на проблему поставленную в реферате.

Рассматривая живые существа, Аристотель и к ним подходит с точки зрения соотношения материи и формы. Если форма везде играет роль движущего начала, то душа, естественно, оказывается формой, а тело – «материей» органического существа. Более точно Аристотель определил душу как «первую энтелехию органического тела» т. е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы. Соответственно своим функциям, душа делится на три рода. Функции питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души – она принадлежит только человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых – могут.21

 

Человек – пересечение двух миров

Познать высшую Реальность человек способен потому, что он не исчерпывается телом; в его душе есть некая точка – дух, или, как его называет Платон, «ум», который является пересечением двух миров. Человек в своей земной жизни принадлежит одновременно двум измерениям. “Душа” лишь на определенный срок связана с тленным телом, а сама она, в отличие от тела, подобна «божественному, бессмертному, умопостигаемому».22Она есть главенствующее начало в человеке и призвана управлять телом. После же разлуки с телом душа уходит в подобное ей самой место, божественное, бессмертное, разумное, и, достигнув его, обретает блаженство и впредь навеки поселяется среди богов.

Затем по причине стремления к жизни душа претерпевает новые воплощения (метемпсихоз) и лишается своей доли в общении с божественным. Избежать «круга рождений» помогает философия, лишь одна она способна “освободить” душу, она делает жизнь мудреца возвышенной и учит не бояться смерти.

Исходная тема рассуждений Платона та же, что и у его учителя Сократа: слой над-индивидуального в сознании индивида. Если такой слой существует, то надо вскрыть его природу и тогда, по убеждению Платона, можно будет показать несостоятельность субъективизма и релятивизма софистов.

Платон согласен с софистами в том, что всякое знание, получаемое нами с помощью органов чувств, т. е. “телесно”, является знанием относительным. Когда душа находится под влиянием тела, она оказывается подверженной “телесным” состояниям – влечениям к телесным же вещам эмпирического мира. Однако, есть состояние, когда душа, преодолевая свою телесную обусловленность, оказывается представлена сама себе; это состояние, согласно Платону, есть размышление. Размышление – это стихия души, когда она свободна от тела и неподвластна ему. Т. обр., различение индивидуального и надиндивидуального слоев выступает у Платона в форме различения в человеке телесного, чувственного и бестелесного, нечувственного начал, тела и души.23

 

 

 

Заключение.

Цели и задачи, поставленные в данной работе, на мой взгляд, успешно выполнены. В частности, мы раскрыли понятие «душа», ее взаимосвязь с телом, почему многие философы их противопоставляют и какие теории существуют.

Платон – один из величайших философов своей эпохи. Почти все его сочинения дошли до нас целиком, поэтому мы имеем уникальную возможность посредством книг пообщаться с самим Платоном, ведь как говорят: «Читая книги, мы общаемся с тем, кто их написал».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Чанышев. История философии  древнего мира. 2011

2. Спиркин. Философия. 2005

3. Татаркевич. История философии. Античная и средневковая философия. 2005

4.Платон. Собрание сочинений.

5. лосев. тахо-годин. Платон и Аристотель

6.Portal-slovo.ru

 

7. работы Татищева

1 А.Г.Спиркин. Философия.  2005 – стр.53-54

2 А.Г.Спиркин. Философия.  2005 – стр.55-57

3 А.Н.Чанышев. История философии древнего мира. 2011 – стр 281-283

4 Платон. Диалог Федр. http://philosophy.ru/library/plato/fedr.html

5 А.Н.Чанышев. История философии древнего мира. 2011 – стр 282

6 Спиркин. Философия 2005

7 Платон. Диалог государство.

8 Татаркевич. История философии. Античная и средневковая философия. 2005 – 134-139стр

9 Татаркевич. История философии. Античная и средневковая философия. 2005 –135-142стр

10 А.Н.Чанышев. История философии древнего мира. 2011 – стр 283

11 http://philosophy.ru/library/plato/fedr.html платон Федр

12 А.Н.Чанышев. История философии древнего мира. 2011 – стр 282-284

 

13 Платон. Диалог Федон. http://philosophy.ru/library/plato/fedon.html

14 Лосев А.Ф., Тахо-Годин А.А. «Платон.Аристотель» 2005 – 89-92 стр

Информация о работе Проблема души и тела в философии Платона