Проблема генезиса сознания. Социокультурная размерность сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 10:32, реферат

Описание работы

Вплоть до XX в. философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, для чего проделывала процедуру «растягивания» акта сознания в пространстве и времени, выделяя такие его элементы, как ощущение, восприятие, представление и т. д. В прошлом столетии философы дерзнули задать вопросы: как возможны эти элементы, почему они могут мгновенно сворачи­ваться в образ, осуществляя при этом одновременно связь человека с самим собой и миром? Ответить на эти вопросы, значит, объяснить феномен сознания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Проблема генезиса сознания. Социокультурная размерность сознания…...3

2. Возникновение и историческое развитие понятия сознания……………….4

3. Проблемы происхождения и сущности сознания…………………………..6

4. Проблема сознания в истории философии…………………………………..7

Заключение………………………………………………………………………11

Литература……………………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Проблема генезиса сознания.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 

 Если учитывать эту предпосылку,  то сознание с самого начала  является общественным продуктом.  Оно возникает и развивается  в совместной деятельности людей,  в процессе их труда и общения.  Вовлекаясь в эти процессы, люди  вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.

 

 С сознанием в широком  смысле слова, конечно, следует  связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность. Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

 

 Философский подход к проблеме  происхождению и сущности сознания  предполагает рассмотрение его  как целостной структурно-организованной  системы. В широком смысле сознание (важнейшим свойством которого  является идеальность) рассматривается через противопоставление материальному. В более узком смысле – через соотнесение с головным мозгом как материальной субстратной основой. Третий уровень осмысления сознания связан с раскрытием его общественно-исторической природы, выявлением специфики его функционирования как высшей формы отражения действительности. Таким образом, содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи – головного мозга, как высшей формы отражения действительности.

 

 Можно выделить следующие  концепции, объясняющие происхождение  и сущность сознания: объективно-идеалистическая,  дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.

 

 Объективно-идеалистический концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог – у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.

 

 Согласно «космической» теории  сознание существует независимо  от материальных носителей, исходит  из Космоса или из разума  Бога, оно едино и неделимо. Частицы  «мирового сознания» рассеяны  в природе. По мнению Г.Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций – монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой им материи.

 

 Теория гилозоизма представляет  материю одушевленной во всех  ее проявлениях. Сторонники гилозоизма наделили всю материю способностью ощущать и мыслить.

 

 Теория социализации сознания  ставит его в зависимость от  внешней, в том числе социальной, среды. Основоположник сенсуализма  английский материалист Дж. Локк (XVII век) полагал, что сознание  человека представляет собой подобие «чистого листа» бумаги, на котором опыт оставляет свои письмена.

 

 Субъективный идеализм абсолютизирует  человеческое сознание (сознание  конкретного индивида) как первичное  по отношению к чувственному  миру и противоположное ему. Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм - базируется на постулате – «Существую только я и мои ощущения. Весь мир – комплекс моих ощущений». Сознание, с точки зрения солипсистов это единственно достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (Дж.Беркли, Д. Юм, И. Фихте).

 

 Дуалистический подход основан  на концепции психофизического  параллелизма, согласно которому  – психическое и физическое  рассматриваются как две самостоятельные  субстанции (Рене Декарт).

 

 Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.

 

 Вульгарные материалисты отождествляют  сознание и материю, сводя сознание  к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь» (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

 

 Диалектический материализм  рассматривает сознание в неразрывном  единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Активный творческий характер сознания проявляется в превращении идеального в реальное через деятельность человека, т.е. будучи вторичным, по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека. Согласно материалистическому объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей глубиной, способностью к труду, к абстрактному мышлению, возможностью передачи накопленного опыта, информации посредством языка в устной и письменной формах. Необходимым условием формирования человеческого сознания является предметно-практическая целеполагающая деятельность.

 

 Представленное многообразие  концептуальных подходов к проблеме  происхождения и сущности сознания  обусловлено сложностью и многогранностью  исследуемого феномена, а также уровнем освоения действительности, характерным для конкретной исторической эпохи.

 

 В качестве одной из особенностей  античного понимания сознания  выделялась направленность внимания  на внешний мир. Античный человек  не выделял себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом.

 

 Христианская трактовка сознания  заключалась в ориентации на  внутреннем сосредоточении человека, на общении его с Богом. Наряду  со знанием о внешнем мире  возникает необходимость познания  внутреннего духовного мира человека, самосознания. Сознание человека считалось вторичным по отношению к Богу, но высшим, что есть в человеке. Сознание понималось не только как знание о внешнем мире, но, прежде всего, как способность знать свой внутренний мир.

 

 В Новое время сознание полагалось в качестве основной инстанции в структуре духовного опыта, направленной на предметный мир. Сознание человека отождествлялось с интеллектуальной деятельностью субъекта познания. Религиозные компоненты духовного опыта вытеснялись элементами логики. Новоевропейское толкование сознания соединило античную установку на ценности предметного мира со средневековым опытом работы сознания с самим собой. Философы Нового времени считали, что к содержанию сознания можно относить только многократно воспроизводимые данные, подтверждаемые опытно-экспериментальным путем. Предполагалось, что в сознании существует две априорные (доопытные) способности: воспроизводить внешний мир как пространственно-временной и связывать материал разрозненных образов в целостность с помощью категорий рассудка. Трансценденталистская новоевропейская традиция закрепила за феноменом сознания его трактовку как познающего разума, способного к рефлексии. Сознание трактуется как мышление, сделавшее объектом познания самого себя.

 

 С точки зрения марксизма,  содержание сознания зависит  от объективных факторов, в частности,  общественных отношений.

 

 Экзистенциалистская традиция  видит истоки сознания в мире  человеческой коммуникации. Основой  экзистенциального мышления является  социокультурная обусловленность сознания. Представители естественнонаучного знания отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, но она не дает ответов на фундаментальные вопросы о происхождении мыслящей материи в процессе эволюции и о природе идеального.

 

 Важнейшим свойством сознания, как уже упоминалось, является  идеальность. Проблема идеального  возникла еще в античную эпоху.  Заслуга целостной постановки  этой проблемы принадлежит Платону,  выделившему идеальное как особую  сущность, противоположную материальному миру (миру вещей).

 

 В ХХ веке эта проблема  вновь была поставлена отечественными  философами. С точки зрения Э.В.  Ильенкова, идеальное не тождественно  субъективной реальности. Это компонент  общественного сознания, это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное – это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах. Когда предмет создан, исчезает и идеальное. По мнению Э.В. Ильенкова, к идеальному относятся нравственные нормы, правовые установления, обязательные для всех правила. Эти структурные формы общественного сознания детерминируют индивидуальное сознание. Человек обретает идеальное в ходе приобщения к исторически изменяющимся формам общественной жизни. Вне человека идеального нет. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

 

 Другой подход к проблеме  идеального представлен Д.И. Дубровским. Это направление отстаивает неразрывную связь идеального с психикой человека и полагает неверным положение о внеличностном отношении идеального и независимости его от мозга человека. Идеальное связано с материальными мозговыми процессами и, следовательно, объективировано. Идеальное - это сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамическими процессами и существующее только в голове индивида. Идеальное есть способность личности иметь информацию и оперировать ею во времени. Подчеркивается основополагающий характер индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию.

 

 Каждый из названных подходов  к проблеме идеального выявляет  лишь один из аспектов изучаемого  явления, абсолютизируя либо индивидуальное, либо общественное сознание как первооснову идеального.

 

Концепции, объясняющие происхождение  сознания

 

 

 

Заключение

 

 Сознание — высшая форма  отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно  связано с членораздельной речью,  логическими обобщениями, абстрактными  понятиями. Формирование сознания связано с возникновением труда. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

 

 Сознание имеет многокомпонентную  структуру, тем не менее, оно — единое целое. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. В то же время сознание есть явление морального порядка, ибо имеет дело со смысложизненными проблемами. Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. // Философия  // Учебник // 3-е изд.,

 

 перераб. и доп. // М.: ТК Велби,  Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.

 

2. Мамардашвили М, К. Проблема  сознания и философское 

 

 призвание. — М., 1988.

 

3. Патпэм X. Философия сознания. —  М., 1999.

 

4. Райков В. Л. Общая теория  сознания. — М., 2000.

 

5. Спиркин А. Г. Философия:  Учебное пособие для вузов. - М., 1999

 

 г. Разд. II. Гл. И.

 

6. Фролов И.Т. // «Введение в философию» // Учебное пособие для 

 

 высших  учебных заведений // 3-е изд., перераб. и доп. // М.:

 

 Республика, 2003. – 623 с.




Информация о работе Проблема генезиса сознания. Социокультурная размерность сознания