Проблема конца истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Глобальные проблемы современности обнажили потенциал различного рода «угроз» человеческому существованию. Это экологические и техногенные катастрофы, ядерная угроза, терроризм, военные и идеологические экспансии и так далее. Глобализация поставила под вопрос сохранение культурного многообразия мира. Все это вместе, с регулярно воспроизводящимися в различных регионах мира экономическими и политическими кризисами, деформирует систему ценностей и смыслов, приводит к духовному опустошению, разрушает картину будущего.

Содержание работы

1. Введение
2. «Конец истории» как философская проблема
3. Понимание исторического развития Ф. Фукуямы
4. Влияние идеологии на развитие истории
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Проблема конца истории.docx

— 29.50 Кб (Скачать файл)

 Фукуяма считает, что именно распространение коммунизма помешали становлению демократии в XX веке, так как она разрушающе действовала на зачатки демократии в отстающих странах. Коммунистические идеи особенно в послевоенное время распространялись с невероятной быстротой. «Считалось, что тоталитарное государство может не только вечно длить свое существование, но размножаться по всему миру, реплицируя себя как вирус. Когда коммунизм был занесен в Восточную Германию, на Кубу, во Вьетнам, в Эфиопию - он всюду появлялся снабженный авангардной партией, централизованными министерствами, полицейским аппаратом и идеологией, охватывающий все стороны жизни. И эти институты действовали независимо от национальных или культурных традиций рассматриваемых стран».

Чтобы не допустить распространения  коммунизма, демократические государства  начали распространять свою политику. Основная мысль, состоит в том, что  западная либеральная демократия –  вот та идейная основа, единственная идеологическая модель, которая, победив  другие, обеспечит нам бесконфликтный, непротиворечивый мир.

Это противостояние вошло  в историю как «Холодная война». Этот термин был введен в обращение  У. Черчиллем в Фултоне 5 марта 1946 года. В своем обращении он констатировал, что Европа оказалась разделенной  «железным занавесом», и призвал  западную цивилизацию объявить войну  «коммунизму». В ходе «Холодной войны» идет постоянная гонка вооружения, применяются экономические меры давления, осуществляется организация  военно-стратегических плацдармов и  баз. Гонка вооружения способствовала развитию экономическому кризису в  социалистических странах, которые  на собственном опыте убедились  в неэффективности центрального планирования. Вскоре были предприняты  некоторые реформы, которые привели  к распаду Советского Союза и  исчезновению коммунистических идей. «Идеологическая угроза, которую  они представляли для либеральных  демократий, исчезла, а после ухода  Красной армии из Восточной Европы во многом исчезла и военная».

Фукуяма видит в повороте социалистических стран к демократическим ценностям, к использованию рыночных механизмов в экономике, торжество либерально-демократических идей. Он имеет все основания считать эту победу окончательной, и потому выдвигает лозунг о "конце истории". Тезис конца истории базируется на основных двух постулатах: идее окончательной победы либерализма над коммунизмом в идеологической борьбе и на представлении современного западного общества как некого демократического и эгалитарного идеала, который и достигнут благодаря либерализмую.

С падением коммунизма историческая задача человечества была решена, и  более нет, и не может быть угрозы либеральной демократии в мировом  масштабе и историческом смысле. Идеология  либерализма – основа для объединения  людей Земли в единое Человечество. А ее единственно мыслимое следствие  – универсальная и окончательная  форма правления в виде либеральной  демократии западного образца. Правда, отмечает Фукуяма, победа эта произошла пока только в форме идей, а в реальном мире до победы еще далеко. К концу ХХ в., считает Фукуяма, у западной идеи либерализма не оказалось "никаких жизнеспособных альтернатив". Над фашизмом и коммунизмом одержана внушительная победа, национализм и религиозный фундаментализм успешно нейтрализуются системой.

Даже если многим странам  еще далеко до стандартов либеральной  демократии, данная идея незримо присутствует как идеальная цель где-то впереди. «То чему мы, вероятно, свидетели,- не просто конец холодной войны или  очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной  демократии как окончательной формы правления».

Задача мировых сообществ  заключается в том, чтобы научиться  улаживать противоречия, которые  существуют или будут существовать между различными идеями такими способами  как переговоры, посредничество, консультации. В мире социальной науке сегодня  одно из центральных мест занимает положение, согласно которому общественное развитие предполагает не столько конфронтационность, непримиримое столкновение различных идей, культур, ценностей, сколько их взаимное обогащение, диалог и через это их гармонизацию. Таким образом если говорить о конце истории, то это скорее конец истории войн, насилия, и нет смысла связывать конец истории с победой либеральной идеологии

Однако и сам Фукуяма признается, что конец истории печален: «Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого - экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории... Признавая неизбежность постисторического мира, я испытываю самые противоречивые чувства к цивилизации, созданной в Европе после 1945 года, с ее североатлантической и азиатской ветвями... Быть может, именно эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт?».

 

Заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что проблема конца истории  всегда будет носить актуальный характер. Это подтверждается тем, что к  ней обращались философы различных  исторических эпох, которые дали свое осмысление исторического процесса, его проблем и пути их решения.

В данной работе на основе анализа работ известного американского социолога, философа и политолога Ф. Фукуямы «Конец истории?», и «Конец истории и последний человек» предпринята попытка рассмотреть такой социальный феномен как «идеология».. Фукуяма оказался первым, кто предложил солидную теорию для объяснения наступающей кончины коммунизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

    1. Кремнюк В.А. Конец или начало истории? ? США: экономика, политика, идеология. – 1990.
    2. Корьев А.Б. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990.
    3. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – издательство АСТ, 2004.
    4. Цофнас А. Ю. Печаль Фукуямы в пространстве аксиологических координат. Вопросы философии. – 2005. – № 11. – С. 106
    5. Сборник работ западных философов XX – XXI веков Апокалипсис Смысла. М:. Алгоритм 2007.
    6. Лебедева. М.М. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990.
    7. Загоровский. А. В. Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990.
    8. Хрусталев М.А. «Конец истории» или конец идеологии? США: экономика, политика, идеология. – 1990.

Информация о работе Проблема конца истории