Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:30, реферат

Описание работы

Родоначальником новых тенденций в философии был Ф. Бэкон. Главную задачу своей философии он видел в создании новой науки, исходя из того, что именно философия может переосмыслить предмет и задачи науки и выработать новый метод. Первым шагом для создания нового метода должно быть очищение ума от заблуждений («идолов» или «призраков»): идолов рода, идолов пещеры, идолов рынка, идолов театра. Истинная наука должна строиться на переработке данных опытно-экспериментального познания и наблюдений. Ф. Бэкон разрабатывал метод индукции, считая его главным методом науки.

Файлы: 1 файл

Филка.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

2. Проблема метода  в философии. Диалектика или  метафизика?

 

Родоначальником новых  тенденций в философии был  Ф. Бэкон. Главную задачу своей философии  он видел в создании новой науки, исходя из того, что именно философия  может переосмыслить предмет  и задачи науки и выработать новый метод. Первым шагом для создания нового метода должно быть очищение ума от заблуждений («идолов» или «призраков»): идолов рода, идолов пещеры, идолов рынка, идолов театра. Истинная наука должна строиться на переработке данных опытно-экспериментального познания и наблюдений. Ф. Бэкон разрабатывал метод индукции, считая его главным методом науки.

Рационализм наиболее ярко выражен Р. Декартом. Он признавал  существование двух самостоятельных  субстанций: материальной и духовной, их главными атрибутами являются соответственно протяженность и мышление. Декарт считал главным методом науки метод дедукции. В основании метода мышления, по Декарту, лежит Разум, а наиболее достоверным утверждением является: «Мыслю, следовательно, существую». Декарт сформулировал правила метода для получения нового знания: признавать истинными только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо; расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы; методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Б. Спиноза считал, что  существует природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для  своего бытия ни в чем другом. Природа есть субстанция. Бог растворен в природе и лишен воли и разума. Мышление и протяжение – атрибуты субстанции, а единичные вещи – как мыслящие существа, так и протяженные предметы – это модусы (видоизменения) субстанции. В теории познания Спиноза выступал рационалистом. Математический способ мышления он считал лучшим, ведущим к истине.

Крупный вклад в разработку проблем познания, государства и  политики внесли Т. Гоббс и Дж. Локк. В частности, Дж. Локк обосновал принцип  сенсуализма – происхождения  всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Все идеи возникают из опыта, который бывает двух видов: внешний и внутренний.

XIX век для европейской  философии – классический. Большой  вклад в постановку и разработку  философских проблем внесла немецкая  философия. В рамках немецкой классики был разработан диалектический метод познания, радикально пересмотрено отношение субъекта и объекта. К этому течению относят философские учения И. Канта, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант осуществил коренной переворот в гносеологии. Если до Канта в центральной проблеме гносеологии – взаимодействие субъекта и объекта – акцентировали внимание на анализе объекта, то Кант критически анализирует специфику познающего субъекта. В субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). Кант утверждает, что природу объективно существующих вещей (“вещей в себе») мы не можем познать, сущность вещей недоступна человеческому разуму. Попытки разума проникнуть в мир вещей, как он существует сам по себе, неизбежно приводят к противоречиям, к антиномиям. В процессе познания человек имеет дело с явлениями вещей, но по явлениям нельзя судить о вещах, существующих сами по себе. Разделение мира на доступные знанию «явления» и непознаваемые «вещи в себе»– ведет к агностицизму. Кант приписывает познающему субъекту априорные (доопытные) формы знания: пространство, время, формы рассудка. В этике Кант сформулировал категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства».

Гегель был объективным  идеалистом, диалектиком. Философия  Гегеля носит противоречивый характер. Если диалектический метод философии  содержал в себе мысли о развитии через противоречие, прерывы постепенности, то ее идеалистическая система требовала прекращения этого развития. По Гегелю, абсолютная идея составляет истинную реальность. Абсолютная идея существует вечно. Она находится в постоянном развитии и изменении. Все многообразие действительности – результат саморазвития идеи. В своем развитии абсолютная идея проходит три ступени. На первой она развивается в сфере чистой мысли, порождает и накапливает свое богатство. На второй она порождает природу, облекается в материальную оболочку и начинает существовать в виде материальных явлений. На третьей – абсолютная идея существует в форме сознания, мышления людей. Осознав весь свой предшествующий путь, она заканчивает свое развитие и возвращается в свое первоначальное положение, но уже как уяснившая все богатство своего содержания.

У Гегеля философия предстает  как система диалектических законов  и категорий, выражающих процесс  саморазвития идеи.

Л. Фейербах завершил немецкую классическую философию. Он подверг  критике идеализм Гегеля и восстановил в своих правах материализм. В центре своей философской системы Фейербах ставил человека как родовое существо. Антропологизм – исходный принцип материализма Фейербаха. Его материализм носил созерцательный, метафизический и механистический характер. Фейербах был материалистом в объяснении природы и идеалистом в объяснении общества, религии и человека.

К. Маркс и Ф. Энгельс  создали философское учение –  диалектический материализм. Маркс  развил гегелевское учение об отчуждении и дал свою трактовку этой проблемы. Маркс и Энгельс считали, что мир находится в постоянном диалектическом развитии, источник которого – возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрицанию одних состояний другими и образованию новых качественных явлений. Опираясь на тезис о примате материального над идеальным, Маркс конкретизировал его применительно к обществу, как первичность общественного бытия над общественным сознанием.

В этот же период развиваются  философские концепции иррационалистического  типа. Иррационалисты (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и др.) утверждали: мир неразумен; человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние.

Русская философская  мысль начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации и достигает вершин своего развития на переломе XIX–XX вв. Главными особенностями русской философской мысли являются: историософичность, внимание к проблемам человека, связь с религиозным мировоззрением, нацеленность на решение практических вопросов, преобладание морального аспекта при обсуждении философских проблем, слабый интерес к проблемам гносеологии.

В XIX в. в русской философии  выделяются два основных направления: «философия тотальности» (общности), связанная  со славянофильством, и «философия индивидуальности», тяготеющая к западничеству.

Славянофилы (И. Киреевский, Ю. Самарин, А. Хомяков и др.) полагали фундаментом мировоззрения православие, идеальной формой правления –  монархию, идеальной экономической  структурой – крестьянскую общину.

Западники (А. Герцен, В. Белинский, М. Бакунин и др.) ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, критиковали православие. Центральной проблемой в идейных исканиях западничества была проблема личности.

Основные идеи русской  религиозной мысли XIX в. впитала в  себя философия Вл. Соловьева, разрабатывающего вопросы метафизики: учение об идеях и Абсолюте; гносеологию, антропологию и эстетику; космологию – понятие «Софии». Софийность на долгие годы становится как бы родовым признаком русской философии.

Н.Ф. Федоров развивает экзистенциально-антропологическую тенденцию в русской философии. Он обсуждает такие проблемы, как проблемы смерти человека и пути воскрешения, бессмертия человека и Космоса.

В ХХ в. в России укрепляется  марксизм (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин) и происходит становление философии диалектического исторического материализма. Получают дальнейшее развитие такие направления, как религиозная философия и экзистенциализм (Д.С. Мережковский, Н.П. Бердяев, Л. Шестов), трансцендентальная метафизика (П.Б. Струве, П.И. Новгородцев). Особое место занимает в данный период такое направление в русской философии, как метафизика всеединства (Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков).

Современная западная философия  включает в себя огромное разнообразие направлений, течений, школ и концепций. Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие западной философии, является отношение к рациональному познанию. Во многих концепциях рациональному познанию противопоставляется интуитивное познание. В западной философии широко обсуждается проблема человека и его индивидуальной жизни в нашу эпоху.

В ХХ в. основными направлениями  мировой философской мысли являются феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ, нео-томизм, аналитическая философия и философия жизни.

 

7. Человек,  культура, цивилизация

Основные вопросы темы:

1. Культура как предмет философского анализа

2. Роль понятия культуры и цивилизации в познании общества

3. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур

4. Природа и содержание духовной жизни общества

5. Искусство

6. Моральное сознание

7. Религиозное сознание

8. Понятие личности

9. Формирование личности в процессе социализации

10. Свобода личности и ответственность

 

1. Существует несколько  сот определений культуры: универсального определения культуры нет. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития.

В философии выделяют два подхода к культуре: узкий  и широкий. В узком смысле культура рассматривается как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Элементами культуры являются знания, ценности, идеалы, социальные нормы, обряды, обычаи, традиции. В широком смысле слова под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, а также способы их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавая от поколения к поколению. Деление культуры на материальную и духовную относительно. Они взаимодополняют друг друга. Культура выступает как средство самореализации и основание ценности человека.

Развитие культуры носит  противоречивый характер, который включает прогрессивные и регрессивные моменты.

2. Понятие «цивилизация» входит в научный обиход около середины ХVII в. Общепринятого философского взгляда на понятие «цивилизация» еще не сформировалось. Можно выделить несколько определений цивилизации:

· как определенной ступени развития культуры отдельных народов и мира в целом (А. Тойнби, П. Сорокин);

· как этапа общественного развития, следующего за варварством и характеризующегося образованием государства (Л. Морган, Ф. Энгельс);

· как характеристики целостности всех культур, подчеркивающей их общечеловеческое единство (К. Ясперс);

· как конечного момента в развитии того или иного народа или региона (О. Шпенглер);

· как материальной деятельности и ее результатов, в отличие от культуры как сферы только духовной деятельности (Н. Бердяев, С. Булгаков).

Во всех перечисленных вариантах понятия культуры и цивилизации тесно связаны друг с другом и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры.

В философии существуют цивилизационный  и культурологические подходы к  мировой истории.

Цивилизационный подход к мировой  истории разработал английский историк А. Тойнби. Для А. Тойнби цивилизация – особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели.

Выделив в качестве основного  критерия религию, он насчитал пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство. Прогресс человечества заключается  в его духовном совершенствовании. Смысл истории для А. Тойнби состоит в реализации нравственного и творческого человеческих достоинств.

Культурологический подход к истории  широко использовал О. Шпенглер, взгляды  которого широко были распространены на Западе в первой половине ХХ в. Каждая культура, по его мнению, существует изолированно и замкнуто. Она рождается, зреет, живет и умирает подобно организму. Таких культур Шпенглер насчитал восемь: индийская, китайская, египетская, вавилонская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Смерть культуры начинается с возникновением цивилизации, когда вся культура сосредоточивается в крупных городах. Городской житель, считает Шпенглер, лишен традиции и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.

3. Особенности западной и восточной  культур анализировались многими  деятелями культуры, причем или  в смысле конфронтации, или с  приматом Запада или Востока.  Современный подход, основываясь  на признании неустранимости  культурных различий, признает, что культуры Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность. Взаимостимуляцию Запада и Востока можно проследить в самых различных областях жизнедеятельности общества – от экономики до религии.

Под термином «Запад» в философии понимают особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в ХV–ХVII вв. Характерные черты западной цивилизации – быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний.

Восточный тип культуры в философии получил название «традиционного общества». В культуре традиционного общества приоритет  отдается традициям, стилям мышления, образцам и нормам, аккумулирующим опыт среды. Инновации, как в сфере  производства, так и сфере регуляции социальных отношений допускаются в традиционном обществе только в рамках апробированных традиций.

Вопрос об отношении России к  культурам Запада и Востока стал предметом теоретических дискуссий  в ХIХ веке. В полемике западников и славянофилов сформировались две противоположные версии культурной принадлежности России. Западники связывали будущее России с ее самоидентификацией в русле европейской социокультурной традиции, а славянофилы – с развитием ее самобытно-культурной самодостаточности.

Информация о работе Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика