Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:30, реферат
Родоначальником новых тенденций в философии был Ф. Бэкон. Главную задачу своей философии он видел в создании новой науки, исходя из того, что именно философия может переосмыслить предмет и задачи науки и выработать новый метод. Первым шагом для создания нового метода должно быть очищение ума от заблуждений («идолов» или «призраков»): идолов рода, идолов пещеры, идолов рынка, идолов театра. Истинная наука должна строиться на переработке данных опытно-экспериментального познания и наблюдений. Ф. Бэкон разрабатывал метод индукции, считая его главным методом науки.
2. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?
Родоначальником новых тенденций в философии был Ф. Бэкон. Главную задачу своей философии он видел в создании новой науки, исходя из того, что именно философия может переосмыслить предмет и задачи науки и выработать новый метод. Первым шагом для создания нового метода должно быть очищение ума от заблуждений («идолов» или «призраков»): идолов рода, идолов пещеры, идолов рынка, идолов театра. Истинная наука должна строиться на переработке данных опытно-экспериментального познания и наблюдений. Ф. Бэкон разрабатывал метод индукции, считая его главным методом науки.
Рационализм наиболее ярко выражен Р. Декартом. Он признавал существование двух самостоятельных субстанций: материальной и духовной, их главными атрибутами являются соответственно протяженность и мышление. Декарт считал главным методом науки метод дедукции. В основании метода мышления, по Декарту, лежит Разум, а наиболее достоверным утверждением является: «Мыслю, следовательно, существую». Декарт сформулировал правила метода для получения нового знания: признавать истинными только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо; расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы; методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.
Б. Спиноза считал, что существует природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Природа есть субстанция. Бог растворен в природе и лишен воли и разума. Мышление и протяжение – атрибуты субстанции, а единичные вещи – как мыслящие существа, так и протяженные предметы – это модусы (видоизменения) субстанции. В теории познания Спиноза выступал рационалистом. Математический способ мышления он считал лучшим, ведущим к истине.
Крупный вклад в разработку проблем познания, государства и политики внесли Т. Гоббс и Дж. Локк. В частности, Дж. Локк обосновал принцип сенсуализма – происхождения всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Все идеи возникают из опыта, который бывает двух видов: внешний и внутренний.
XIX век для европейской
философии – классический. Большой
вклад в постановку и
Родоначальник немецкой классической философии И. Кант осуществил коренной переворот в гносеологии. Если до Канта в центральной проблеме гносеологии – взаимодействие субъекта и объекта – акцентировали внимание на анализе объекта, то Кант критически анализирует специфику познающего субъекта. В субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). Кант утверждает, что природу объективно существующих вещей (“вещей в себе») мы не можем познать, сущность вещей недоступна человеческому разуму. Попытки разума проникнуть в мир вещей, как он существует сам по себе, неизбежно приводят к противоречиям, к антиномиям. В процессе познания человек имеет дело с явлениями вещей, но по явлениям нельзя судить о вещах, существующих сами по себе. Разделение мира на доступные знанию «явления» и непознаваемые «вещи в себе»– ведет к агностицизму. Кант приписывает познающему субъекту априорные (доопытные) формы знания: пространство, время, формы рассудка. В этике Кант сформулировал категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства».
Гегель был объективным идеалистом, диалектиком. Философия Гегеля носит противоречивый характер. Если диалектический метод философии содержал в себе мысли о развитии через противоречие, прерывы постепенности, то ее идеалистическая система требовала прекращения этого развития. По Гегелю, абсолютная идея составляет истинную реальность. Абсолютная идея существует вечно. Она находится в постоянном развитии и изменении. Все многообразие действительности – результат саморазвития идеи. В своем развитии абсолютная идея проходит три ступени. На первой она развивается в сфере чистой мысли, порождает и накапливает свое богатство. На второй она порождает природу, облекается в материальную оболочку и начинает существовать в виде материальных явлений. На третьей – абсолютная идея существует в форме сознания, мышления людей. Осознав весь свой предшествующий путь, она заканчивает свое развитие и возвращается в свое первоначальное положение, но уже как уяснившая все богатство своего содержания.
У Гегеля философия предстает как система диалектических законов и категорий, выражающих процесс саморазвития идеи.
Л. Фейербах завершил немецкую классическую философию. Он подверг критике идеализм Гегеля и восстановил в своих правах материализм. В центре своей философской системы Фейербах ставил человека как родовое существо. Антропологизм – исходный принцип материализма Фейербаха. Его материализм носил созерцательный, метафизический и механистический характер. Фейербах был материалистом в объяснении природы и идеалистом в объяснении общества, религии и человека.
К. Маркс и Ф. Энгельс создали философское учение – диалектический материализм. Маркс развил гегелевское учение об отчуждении и дал свою трактовку этой проблемы. Маркс и Энгельс считали, что мир находится в постоянном диалектическом развитии, источник которого – возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрицанию одних состояний другими и образованию новых качественных явлений. Опираясь на тезис о примате материального над идеальным, Маркс конкретизировал его применительно к обществу, как первичность общественного бытия над общественным сознанием.
В этот же период развиваются
философские концепции
Русская философская мысль начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации и достигает вершин своего развития на переломе XIX–XX вв. Главными особенностями русской философской мысли являются: историософичность, внимание к проблемам человека, связь с религиозным мировоззрением, нацеленность на решение практических вопросов, преобладание морального аспекта при обсуждении философских проблем, слабый интерес к проблемам гносеологии.
В XIX в. в русской философии выделяются два основных направления: «философия тотальности» (общности), связанная со славянофильством, и «философия индивидуальности», тяготеющая к западничеству.
Славянофилы (И. Киреевский,
Ю. Самарин, А. Хомяков и др.) полагали
фундаментом мировоззрения
Западники (А. Герцен, В. Белинский, М. Бакунин и др.) ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, критиковали православие. Центральной проблемой в идейных исканиях западничества была проблема личности.
Основные идеи русской религиозной мысли XIX в. впитала в себя философия Вл. Соловьева, разрабатывающего вопросы метафизики: учение об идеях и Абсолюте; гносеологию, антропологию и эстетику; космологию – понятие «Софии». Софийность на долгие годы становится как бы родовым признаком русской философии.
Н.Ф. Федоров развивает экзистенциально-
В ХХ в. в России укрепляется марксизм (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин) и происходит становление философии диалектического исторического материализма. Получают дальнейшее развитие такие направления, как религиозная философия и экзистенциализм (Д.С. Мережковский, Н.П. Бердяев, Л. Шестов), трансцендентальная метафизика (П.Б. Струве, П.И. Новгородцев). Особое место занимает в данный период такое направление в русской философии, как метафизика всеединства (Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков).
Современная западная философия включает в себя огромное разнообразие направлений, течений, школ и концепций. Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие западной философии, является отношение к рациональному познанию. Во многих концепциях рациональному познанию противопоставляется интуитивное познание. В западной философии широко обсуждается проблема человека и его индивидуальной жизни в нашу эпоху.
В ХХ в. основными направлениями
мировой философской мысли
7. Человек, культура, цивилизация
1. Культура как предмет философского анализа
2. Роль понятия культуры и цивилизации в познании общества
3. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур
4. Природа и содержание духовной жизни общества
5. Искусство
6. Моральное сознание
7. Религиозное сознание
8. Понятие личности
9. Формирование личности в процессе социализации
10. Свобода личности и ответственность
1. Существует несколько сот определений культуры: универсального определения культуры нет. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития.
В философии выделяют два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура рассматривается как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Элементами культуры являются знания, ценности, идеалы, социальные нормы, обряды, обычаи, традиции. В широком смысле слова под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, а также способы их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавая от поколения к поколению. Деление культуры на материальную и духовную относительно. Они взаимодополняют друг друга. Культура выступает как средство самореализации и основание ценности человека.
Развитие культуры носит противоречивый характер, который включает прогрессивные и регрессивные моменты.
2. Понятие «цивилизация» входит в научный обиход около середины ХVII в. Общепринятого философского взгляда на понятие «цивилизация» еще не сформировалось. Можно выделить несколько определений цивилизации:
· как определенной ступени развития культуры отдельных народов и мира в целом (А. Тойнби, П. Сорокин);
· как этапа общественного развития, следующего за варварством и характеризующегося образованием государства (Л. Морган, Ф. Энгельс);
· как характеристики целостности всех культур, подчеркивающей их общечеловеческое единство (К. Ясперс);
· как конечного момента в развитии того или иного народа или региона (О. Шпенглер);
· как материальной деятельности и ее результатов, в отличие от культуры как сферы только духовной деятельности (Н. Бердяев, С. Булгаков).
Во всех перечисленных вариантах понятия культуры и цивилизации тесно связаны друг с другом и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры.
В философии существуют цивилизационный и культурологические подходы к мировой истории.
Цивилизационный подход к мировой истории разработал английский историк А. Тойнби. Для А. Тойнби цивилизация – особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели.
Выделив в качестве основного критерия религию, он насчитал пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство. Прогресс человечества заключается в его духовном совершенствовании. Смысл истории для А. Тойнби состоит в реализации нравственного и творческого человеческих достоинств.
Культурологический подход к истории широко использовал О. Шпенглер, взгляды которого широко были распространены на Западе в первой половине ХХ в. Каждая культура, по его мнению, существует изолированно и замкнуто. Она рождается, зреет, живет и умирает подобно организму. Таких культур Шпенглер насчитал восемь: индийская, китайская, египетская, вавилонская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Смерть культуры начинается с возникновением цивилизации, когда вся культура сосредоточивается в крупных городах. Городской житель, считает Шпенглер, лишен традиции и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.
3. Особенности западной и
Под термином «Запад» в философии понимают особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в ХV–ХVII вв. Характерные черты западной цивилизации – быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний.
Восточный тип культуры в философии получил название «традиционного общества». В культуре традиционного общества приоритет отдается традициям, стилям мышления, образцам и нормам, аккумулирующим опыт среды. Инновации, как в сфере производства, так и сфере регуляции социальных отношений допускаются в традиционном обществе только в рамках апробированных традиций.
Вопрос об отношении России к
культурам Запада и Востока стал
предметом теоретических
Информация о работе Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика