Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:30, реферат

Описание работы

Родоначальником новых тенденций в философии был Ф. Бэкон. Главную задачу своей философии он видел в создании новой науки, исходя из того, что именно философия может переосмыслить предмет и задачи науки и выработать новый метод. Первым шагом для создания нового метода должно быть очищение ума от заблуждений («идолов» или «призраков»): идолов рода, идолов пещеры, идолов рынка, идолов театра. Истинная наука должна строиться на переработке данных опытно-экспериментального познания и наблюдений. Ф. Бэкон разрабатывал метод индукции, считая его главным методом науки.

Файлы: 1 файл

Филка.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Евразийская историко-культурная концепция (Н. Трубецкой, Г. Флоренский, Г. Вернадский и др.) рассматривает  Россию как Евразию – особый мир, занимающий срединное пространство Азии и Европы. Евразийцы настаивали на исключительности России. Они усматривали своеобразие русского национального самосознания в том, что громадные пространства России, расположившейся в двух частях света, накладывали отпечаток на своеобразие ее культурного мира. Евразийцы подчеркивали особое влияние на него «турансило» (тюркско-татарского) фактора. Темы, поднятые в дискуссиях западников, славянофилов и «евразийцев», продолжают обсуждаться в современной российской философии.

4. Под духовной жизнью  общества понимают ту область  бытия, в которой объективная,  надиндивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а в форме реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека. Духовная жизнь включает в себя сознание общества, духовное производство и духовное общение человека. Общественное сознание – это отражение общественного бытия в разнообразных чувствах, представлениях, взглядах и теориях. Содержание общественного сознания раскрывается формами общественного сознания, которые различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям. Результатом духовного производства являются идеи, теории, образы, духовные ценности. Духовное общение – это деятельность людей по обмену, распространению знаний, чувств, идеалов и т.д.

5. Искусство есть особая  форма общественного сознания  и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. Искусство реально существует как система его видов. Искусство выполняет следующие функции: познавательную, мировоззренческую, воспитательную (воздействует на людей через эстетические идеалы), эстетическую (формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире), гедонистическую (доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника).

6. Моральное сознание  представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам общности в виде совокупности принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. В моральном сознании выражен некий стереотип, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Особенности морального сознания: всеобъемлющий характер, внеинституциональность, императивность.

Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой деятельности. Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества она не является сферой организованной деятельности людей. Императивность морали означает, что большинство требований апеллирует не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, т.е. носит форму прямого повеления.

Следует различать понятия  «мораль» и «нравственность». Под  моралью понимают специфическую  форму общественного сознания, концентрирующую  в себе высокие идеалы и строгие императивы поведения. В понятие «нравственность» вкладывается другой смысл: это принципы реального, практического поведения людей, в которых строгость высокоморальных правил смягчена. Основными элементами морального сознания являются: система ценностных ориентаций, этические чувства, нравственные суждения и нравственные идеалы.

Мораль выполняет множество  функций: регулятивную, оценочно-императивную, коммуникативную, воспитательную, познавательную.

7. Религия представляет  сложное общественное образование. В ее структуре выделяется три основных момента: религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой удвоение мира, поскольку наряду с реальным признается существование  потустороннего. Главный признак религиозного сознания – вера в реальное существование сверхъестественных сил. Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию (совокупность пред-ставлений, чувств, настроений, привычек, традиций) и религиозную идеологию (систему идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации, богословы, служители культа). Неотъемлемой частью религии является религиозный культ, который представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на сверхъестественное.

Функции религиозных  организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности  объединения.

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования – социальные, гносеологические и психологические.

Основные функции религии: компенсаторная, регулятивная, мировоззренческая, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая.

8. Проблема личности  в философии – это вопрос  о том, в чем сущность человека  как личности, каково его место  в мире и истории.

В философской литературе часто употребляются близкие  по содержанию понятия: «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид – это всегда «один из многих». В понятии «индивид» не фиксируется каких-либо особенных свойств человека. Понятие «индивидуальность» обозначает уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.

Личность – это  социальная индивидуальность. Здесь  человек рассматривается с двух сторон: специфических, социальных качеств  и его индивидуальных свойств. Личность представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культур-ных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности). Личность рассматривается в философии как субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Деятельность человека является основой, на которой происходят развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей.

9. Социализация – это  процесс усвоения индивидом образцов  поведения, определенной системы  знаний, социальных норм и ценностей,  необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, школа, средства массовой информации и т.д. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность – это всегда процесс, это постоянное становление. Социализация имеет три периода:

· первичная или социализация ребенка;

· промежуточная или социализация подростка;

· устойчивая, целостная, т.е. социализация взрослого, в основном сложившегося человека.

Социальная среда оказывает  существенное влияние на формирование и поведение личности, но не в  меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены также и внутренним, духовным миром человека. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях – это уже деградирующая личность.

Каждая личность в  течение своей жизни обучается  исполнять самые разные роли: студента, мужа, отца или матери и т.д. Ролевое обучение имеет два аспекта:

· необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;

· не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

10. Свобода – одна  из основных философских категорий,  характеризующих сущность человека  и его существование, состоящие  в возможности личности мыслить  и поступать в соответствии  со своими представлениями и  желаниями, а не вследствие принуждения. В истории философии свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Диалектический материализм исходит из определения свободы как процесса «познания необходимости», т.е. ее понимания и учета в деятельности.

В соответствии с этим определением свобода личности, социальной группы и общества в целом заключается не в независимости от объективных законов природы и общества, а в способности разумно выбирать свою линию поведения среди реальных возможностей. Эта относительная исторически, но вместе с тем вполне реальная практическая свобода личности выбирать и определять свою линию поведения возлагает на нее моральную и социальную ответственность, которая возрастает пропорционально ее свободе. Свобода и ответственность взаимосвязаны.

Свобода – это атрибут  личности. Но свобода без ответственности  – это произвол.

 

8. Современность и будущее человечества

Основные вопросы темы:

1. Происхождение и природа техники

2. Основные проблемы философии техники

3. Научно-техническое развитие

4. Человек во Вселенной

5. Глобальные проблемы современности

6. Социальное предвидение

 

1. Греческое «techne» переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается. По-разному трактовалась техника в истории человеческой мысли: в марксизме – как система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества, у Хайдеггера как корневое человеческое начало, способ самореализации человечества.

Существует узкое и  широкое понимание техники. В  узком смысле технику трактуют как  совокупность предметных артефактов (т.е. искусственно созданных) для осуществления  инженерной преобразовательно-кон-структивной деятельности. В широком смысле техника понимается:

· как совокупность технических устройств, артефактов;

· как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств;

· как совокупность технических знаний.

Сегодня к сфере техники  относится не только использование, но и само производство научно-технических  знаний. Современная техника неразрывно связана с развитием науки.

Существует несколько  концепций исторического развития техники. В марксистском видении ее история выражена цепочкой последовательных ступеней: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Изменения в этой истории обусловлены переносом на техническое устройство тех функций, которые ранее осуществлялись самим действующим человеком.

2. Влияние техники  в современном обществе становится  всеобъемлющим.

В ХХ в. техника превращается в фактор, определяющий будущее человечества. Философия техники как философская  дисциплина появилась в 70-е гг.

Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Исследование осуществляется под влиянием двух философских традиций: философии и методологии науки (анализ технического знания) и философской антропологии (нравственно-этическая и культурологическая проблематика техники, ее гуманистические и ценностные аспекты). Проблемное поле философии техники широко: рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой; роли человека в развитии техники и в ее использовании.

3. Сейчас нарастающими  темпами развертывается новый  этап научно-технической революции, который открывает необозримые перспективы ускорения развития общества. Ведущими направлениями нового этапа научно-технической революции стали: микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология и т.д. Нынешний этап ученые называют информационно-компьютерным. Информационно-компьютерная революция подготовила базу для глубоких социальных изменений. Интеллектуальная деятельность подвергается всесторонней «технологизации». Информационно-компьютерная революция ставит перед обществом много социальных проблем. Эти проблемы затрагивают интересы всего человечества. Опасность заключается не только в необратимых изменениях природной среды: прямое следствие этих процессов – изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентаций и т.д.

4. Человек и человечество  в целом - сложные системные образования. Вселенная в философском смысле представляет собой «все существующее», мир во всем его системном многообразии. Человек является элементом Вселенной и реализует собой все многообразие законов Вселенной. Деятельность человека и человечества воздействует на функционирование Вселенной. Человек становится активнейшим фактором биосферы. В начале ХХ в. В.И. Вернадский отмечал, что «человечество превращается в основную геологообразующую силу планеты».

Французы Э. Ле-Руа  и Т. де Шарден ввели понятие ноосферы. Ноосфера – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Расширяя сферу воздействия  на природу, человек создает себе новые проблемы, часть которых  носит глобальный характер.

5. Ускорение процессов  развития человечества сопровождается  понижением уровня его стабильности.

Информация о работе Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика