Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:30, реферат
Родоначальником новых тенденций в философии был Ф. Бэкон. Главную задачу своей философии он видел в создании новой науки, исходя из того, что именно философия может переосмыслить предмет и задачи науки и выработать новый метод. Первым шагом для создания нового метода должно быть очищение ума от заблуждений («идолов» или «призраков»): идолов рода, идолов пещеры, идолов рынка, идолов театра. Истинная наука должна строиться на переработке данных опытно-экспериментального познания и наблюдений. Ф. Бэкон разрабатывал метод индукции, считая его главным методом науки.
Евразийская историко-культурная концепция (Н. Трубецкой, Г. Флоренский, Г. Вернадский и др.) рассматривает Россию как Евразию – особый мир, занимающий срединное пространство Азии и Европы. Евразийцы настаивали на исключительности России. Они усматривали своеобразие русского национального самосознания в том, что громадные пространства России, расположившейся в двух частях света, накладывали отпечаток на своеобразие ее культурного мира. Евразийцы подчеркивали особое влияние на него «турансило» (тюркско-татарского) фактора. Темы, поднятые в дискуссиях западников, славянофилов и «евразийцев», продолжают обсуждаться в современной российской философии.
4. Под духовной жизнью общества понимают ту область бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а в форме реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека. Духовная жизнь включает в себя сознание общества, духовное производство и духовное общение человека. Общественное сознание – это отражение общественного бытия в разнообразных чувствах, представлениях, взглядах и теориях. Содержание общественного сознания раскрывается формами общественного сознания, которые различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям. Результатом духовного производства являются идеи, теории, образы, духовные ценности. Духовное общение – это деятельность людей по обмену, распространению знаний, чувств, идеалов и т.д.
5. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. Искусство реально существует как система его видов. Искусство выполняет следующие функции: познавательную, мировоззренческую, воспитательную (воздействует на людей через эстетические идеалы), эстетическую (формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире), гедонистическую (доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника).
6. Моральное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам общности в виде совокупности принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. В моральном сознании выражен некий стереотип, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Особенности морального сознания: всеобъемлющий характер, внеинституциональность, императивность.
Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой деятельности. Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества она не является сферой организованной деятельности людей. Императивность морали означает, что большинство требований апеллирует не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, т.е. носит форму прямого повеления.
Следует различать понятия «мораль» и «нравственность». Под моралью понимают специфическую форму общественного сознания, концентрирующую в себе высокие идеалы и строгие императивы поведения. В понятие «нравственность» вкладывается другой смысл: это принципы реального, практического поведения людей, в которых строгость высокоморальных правил смягчена. Основными элементами морального сознания являются: система ценностных ориентаций, этические чувства, нравственные суждения и нравственные идеалы.
Мораль выполняет множество функций: регулятивную, оценочно-императивную, коммуникативную, воспитательную, познавательную.
7. Религия представляет
сложное общественное образован
Религиозное сознание представляет собой удвоение мира, поскольку наряду с реальным признается существование потустороннего. Главный признак религиозного сознания – вера в реальное существование сверхъестественных сил. Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию (совокупность пред-ставлений, чувств, настроений, привычек, традиций) и религиозную идеологию (систему идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации, богословы, служители культа). Неотъемлемой частью религии является религиозный культ, который представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на сверхъестественное.
Функции религиозных
организаций состоят в
Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования – социальные, гносеологические и психологические.
Основные функции религии: компенсаторная, регулятивная, мировоззренческая, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая.
8. Проблема личности
в философии – это вопрос
о том, в чем сущность
В философской литературе часто употребляются близкие по содержанию понятия: «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид – это всегда «один из многих». В понятии «индивид» не фиксируется каких-либо особенных свойств человека. Понятие «индивидуальность» обозначает уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.
Личность – это социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается с двух сторон: специфических, социальных качеств и его индивидуальных свойств. Личность представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культур-ных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности). Личность рассматривается в философии как субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Деятельность человека является основой, на которой происходят развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей.
9. Социализация – это
процесс усвоения индивидом
· первичная или социализация ребенка;
· промежуточная или социализация подростка;
· устойчивая, целостная, т.е. социализация взрослого, в основном сложившегося человека.
Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности, но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены также и внутренним, духовным миром человека. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях – это уже деградирующая личность.
Каждая личность в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: студента, мужа, отца или матери и т.д. Ролевое обучение имеет два аспекта:
· необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;
· не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.
10. Свобода – одна
из основных философских
В соответствии с этим определением свобода личности, социальной группы и общества в целом заключается не в независимости от объективных законов природы и общества, а в способности разумно выбирать свою линию поведения среди реальных возможностей. Эта относительная исторически, но вместе с тем вполне реальная практическая свобода личности выбирать и определять свою линию поведения возлагает на нее моральную и социальную ответственность, которая возрастает пропорционально ее свободе. Свобода и ответственность взаимосвязаны.
Свобода – это атрибут личности. Но свобода без ответственности – это произвол.
8. Современность и будущее человечества
1. Происхождение и природа техники
2. Основные проблемы философии техники
3. Научно-техническое развитие
4. Человек во Вселенной
5. Глобальные проблемы современности
6. Социальное предвидение
1. Греческое «techne» переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается. По-разному трактовалась техника в истории человеческой мысли: в марксизме – как система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества, у Хайдеггера как корневое человеческое начало, способ самореализации человечества.
Существует узкое и
широкое понимание техники. В
узком смысле технику трактуют как
совокупность предметных артефактов (т.е.
искусственно созданных) для осуществления
инженерной преобразовательно-кон-
· как совокупность технических устройств, артефактов;
· как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств;
· как совокупность технических знаний.
Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Современная техника неразрывно связана с развитием науки.
Существует несколько
концепций исторического
2. Влияние техники
в современном обществе
В ХХ в. техника превращается
в фактор, определяющий будущее человечества.
Философия техники как
Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Исследование осуществляется под влиянием двух философских традиций: философии и методологии науки (анализ технического знания) и философской антропологии (нравственно-этическая и культурологическая проблематика техники, ее гуманистические и ценностные аспекты). Проблемное поле философии техники широко: рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой; роли человека в развитии техники и в ее использовании.
3. Сейчас нарастающими темпами развертывается новый этап научно-технической революции, который открывает необозримые перспективы ускорения развития общества. Ведущими направлениями нового этапа научно-технической революции стали: микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология и т.д. Нынешний этап ученые называют информационно-компьютерным. Информационно-компьютерная революция подготовила базу для глубоких социальных изменений. Интеллектуальная деятельность подвергается всесторонней «технологизации». Информационно-компьютерная революция ставит перед обществом много социальных проблем. Эти проблемы затрагивают интересы всего человечества. Опасность заключается не только в необратимых изменениях природной среды: прямое следствие этих процессов – изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентаций и т.д.
4. Человек и человечество в целом - сложные системные образования. Вселенная в философском смысле представляет собой «все существующее», мир во всем его системном многообразии. Человек является элементом Вселенной и реализует собой все многообразие законов Вселенной. Деятельность человека и человечества воздействует на функционирование Вселенной. Человек становится активнейшим фактором биосферы. В начале ХХ в. В.И. Вернадский отмечал, что «человечество превращается в основную геологообразующую силу планеты».
Французы Э. Ле-Руа и Т. де Шарден ввели понятие ноосферы. Ноосфера – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.
Расширяя сферу воздействия на природу, человек создает себе новые проблемы, часть которых носит глобальный характер.
5. Ускорение процессов
развития человечества
Информация о работе Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика