Проблема познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Вся история 20 века демонстрирует нам огромную преобразующую силу и познавательную ценность науки. Многие отвлеченные теоретические построения реализовались в материальные объекты, не просто изменившие утилитарно-материальную жизнь человека, но отразившихся на культуре в целом. Самый одиозный пример из этого ряда – ядерное оружие и химическая промышленность, менее популярные, но не менее значимые – электричество, электроника, медицина.

Содержание работы

Введение 3
Познание как активное, целенаправленное отражение действительности 4
Чувственное и рациональное познание 10
Проблема истины. Практика как критерий истины 16
Творчество и интуиция 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 54.71 Кб (Скачать файл)

Следует также коснуться  понятий неистинности, к каковым  относятся ложь, заблуждение и  дезинформация. Ложь может быть определена как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Понятие дезинформации  обращает внимание на коммуникативный аспект лжи. Дезинформация – это передача объективно ложного знания как истинного или объективно истинного как ложного. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

Принципиальное значение для науки имеет доказательство истинности наших знаний. В философии это находит свое отражение в поисках критерия истины, или основания, при помощи которого мы могли бы отличать истинное знание от ложного. По этому вопросу в истории философии существуют разные точки зрения.

Сенсуалисты (Локк, Юм, Гольбах, Фейербах) видят критерий истины в  ясности наших ощущений, связанных  с объектом. Однако непосредственными чувственными данными нельзя доказать ни одно общее утверждение.

Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель) считают, что критерием истины являются некие аксиоматические суждения, которые должны приниматься в силу их безусловной необходимости и всеобщности.

Марксистская философия  предлагает в качестве критерия истины принять общечеловеческую практику. Безусловно, можно доказать, что человеческая практика является основой и целью познания истины. Вместе с тем, нельзя не отметить, что общечеловеческая практика представляет собой достаточно неопределенный критерий истины, чтобы можно было считать его универсальным. Именно поэтому критерием истины является практика, лишь взятая в процессе своего движения, развития.

 

Творчество  и интуиция

 

Человек не ждет и не может  ждать, когда внешний мир целиком  и полностью отразится в его сознании. Тем более что человек видит внешние проявления предметов, процессов и явлений, а ему нужно знать их внутреннее содержание, их сущность. Поэтому человек сам, опираясь на опыт поколений, на знания законов субъективной диалектики, создает познавательные структуры и в ходе последующей практической деятельности проверяет степень соответствия результатов своего творчества и объективной реальности.

Познавательные структуры, создаваемые человеком, есть ничто  иное как вскрываемые познающим субъектам связи и отношения объективного мира, законы его существования. Создание познавательных структур предполагает творчество, работу продуктивного воображения, возможность свободного выбора решения, оценку результатов и самовыражения. В этом процессе происходит раскрытие сущностных сил человека, реализация познавательных практических целей субъекта. В познавательном процессе взаимосвязаны отражение и творчество.

Творчество пронизывает  весь познавательный процесс. Нельзя назвать  ни одной формы познания, которая  была бы «чистым отражением», копированием объекта. Наиболее ярко творческая активность субъекта выражается на ступени рационального мышления, на уровне теоретического познания. Вместе с тем, чувственная ступень далеко не лишена творческой стороны. Правомерно считать, что отражение включает в себя творчество как внутренний момент, как свою противоположность, как диалектическое отрицание. Почему так происходит? Отражение стремится к точности, творчество же желает видеть в объекте познания больше, чем есть на самом деле. Творчество уводит отражение в сторону или в глубину объекта, отражение же возвращает творчество к реальности. Творчество — это всегда создание нового, несмотря на то, что это новое может играть как положительную, так и отрицательную общественную роль. В творческом познании нужно различать его общественную и индивидуальную значимость.

Решая творческие проблемы, индивид сознает их значимость, но в истории известно немало случаев, когда блестящие достижения творческой мысли долгое время не обретали общественной значимости. Творчество вообще и научное творчество, в частности, показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей. Процесс познания на уровне индивида, с одной стороны, обусловлен накопленным научным опытом, умением творчески перерабатывать накопленный научный материал, а с другой стороны, интуитивен, - в нем сливаются воедино необходимость и случайность. Случайность является преобладающей для запуска механизма интуиции, а вероятностный результат дополняется последующим анализом, основанным на жизненном и научном опыте. Нисколько не умаляя роли случайности и интуиции в научном творчестве, ученые ориентируются, прежде всего, на рациональные способы исследования, поскольку рациональное познание, действуя автономно от той же самой интуиции, способно не только давать крупные научные результаты, но и подводить процесс познания к интуитивным скачкам.

Интуиция — это совокупность приемов автоматизированного мышления, позволяющая ускорить процесс постижения верного знания, дающая возможность прямого усмотрения истины без какого-либо доказательного обоснования. Оценивая роль интуиции в познании, философский материализм утверждает, что это не сверхразумная и не сверхъестественная способность той или иной личности, а особая форма скачка от незнания к знанию, своеобразный перерыв постепенности в движении мысли человека.

Интуиция не противостоит чувствам и разуму, не является особой, третьей формой отражения, а составляет внутренние моменты как чувственного, так и рационального познания, включающие мгновенное узнавание знакомых объектов, догадки, проницательность, быстрое нахождение нужного решения.

Интуиция имеет объективные  и субъективные предпосылки. Главные  из них: накопленный опыт деятельности в той или иной области; наличие  проблемной ситуации, стимулирующей творческое воображение; развитая способность к творческому мышлению и своего рода одаренность, талант в решении определенного рода задач. Знания, получаемые человеком, изначально носят общественный характер. В силу этого они предназначены для передачи от одного человека к другому, от ныне живущих людей последующим.

Поколения людей, приходящие на смену предыдущих, сталкиваются с проблемой понимания и объяснения как с проблемой гносеологической, поскольку нужно уяснить для себя, что и почему писали древние, а также как донести до других то, что выяснил сам. Эта же проблема, но уже несколько на ином уровне появилась в ходе создания компьютерной техники и, особенно, в стремлении создать искусственный разум. Раскрытие алгоритма объяснения и понимания в сфере «человек - человек», позволит лучше и качественнее решить вопрос общения в системе «человек — компьютер». Таким образом, проблема объяснения и понимания предстает как система отношений «информатор — адресат», посредством которой осуществляется передача знаний информации от одного к другому. Информатор передает знания, адресат их получает.

В качестве информатора может  выступать как непосредственно  человек (преподаватель, инструктор и  т. д.), так и информация запечатленная в учебной, научной и иной литературе, в технических устройствах. Цель объяснения состоит в том, чтобы информация об образе, предмете или явлении, передаваемая информатором, создала в сознании адресата аналогичную картину, образ и т. д. По своему содержанию объяснение представляет процесс, в ходе которого неизвестная для адресата информация соотносится с известным ему знанием и таким образом истолковывается. Понимание, как познавательный акт, принципиально отличается от объяснения. Отличие понимания от объяснения заключается в психологии восприятия. Понимание фиксирует индивидуальные черты, детали, поступки и ситуации на личностном, неформальном уровне. Если индивид А понимает другого индивида — В, то это означает, что в их сознании есть область знаний, которая позволяет установить некоторые общие соответствия смыслов и значений совершаемых ими действий, речевых актов, языковых выражений, а также оценку поступков и действий других людей.

Характеризуя понимание  как двухстороннюю связь, следует  иметь ввиду два момента:

1) результаты познавательной  деятельности, рассматриваемой как  понимание, должны выражаться в общем для обеих сторон языке, с одинаковым выражением смысла и значения передаваемой информации;

2) каждый акт деятельности, подтверждающий, что одна сторона  понимает другую, и наоборот, должен подкрепляться соответствием языковых носителей понимания.

В этой характеристике понимания, как двухстороннего процесса есть один уязвимый момент, который обязательно  необходимо учитывать в познании. Данный подход характеризует живой диалог двух собеседников, когда системой взаимных вопросов можно скорректировать свои подходы по проблеме и найти взаимоприемлемый подход к объяснению изучаемого объекта, уйти от непонимания. Другое дело, когда твоим оппонентом является человек, живший сотни, а то и тысячи лет тому назад. Понять его, это значит уяснить историческую обстановку, в которой жил и творил тот или иной мыслитель, содержание и смысл терминов, понятий, использовавшихся в то историческое время, вникнуть в лабораторию мысли своего собеседника.  

Заключение

 

В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных  специальных наук, исследующих познание: когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2006.
  2. Миронов В.В. Философия: учебник для ВУЗов. - Изд. 3-е перераб. и допол.- М., Изд. ГЕРМЕС. - 2002.
  3. http://yandex.ru/

 


Информация о работе Проблема познания