Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:55, реферат
Вся история 20 века демонстрирует нам огромную преобразующую силу и познавательную ценность науки. Многие отвлеченные теоретические построения реализовались в материальные объекты, не просто изменившие утилитарно-материальную жизнь человека, но отразившихся на культуре в целом. Самый одиозный пример из этого ряда – ядерное оружие и химическая промышленность, менее популярные, но не менее значимые – электричество, электроника, медицина.
Введение 3
Познание как активное, целенаправленное отражение действительности 4
Чувственное и рациональное познание 10
Проблема истины. Практика как критерий истины 16
Творчество и интуиция 20
Заключение 24
Список использованной литературы 25
А что значит: «субъективный образ?». Это значит, что форма наших ощущений зависит от того, как устроена наша нервная система. Мы, например, не воспринимаем радио и магнитные волны, в отличие от некоторых животных. Орел зорче человека, видит дальше, но человек замечает, видит во много раз больше, чем орел. Собака обладает более тонким обонянием, но она не различает и 1/1000 тех запахов, которые различает человек. Субъективность образа состоит в том, что при взаимодействии двух видов материи ощущение зависит от того, как оно отражается в нервной системе человека (воздействие внешнее преобразуется нервной системой). Например, сладость сахара, соленость соли по отношению к языку, а не к воде, запах розы по отношению к обонянию.
Однако в истории философии имела место концепция, согласно которой наши ощущения, восприятия – это не образы, не копии, а лишь условные знаки, символы, не имеющие ничего общего с вещами и их свойствами. Эта теория была сформулирована немецким физиологом Г. Гельмгольцем (1821-1894 гг.), который опирался на теорию другого немецкого физиолога (естествоиспытателя) И. Мюллера (1801-1858 гг.). Согласно теории Мюллера, специфика ощущений определяется не природой предметов и вещей, а своеобразным устройством органов чувств человека, каждый из которых представляет замкнутую систему (т.н. закон о специфической энергии органов чувств). Например, ощущение яркой вспышки может возникнуть как под воздействием яркого света, так и от сильного удара по глазу, т.е. наши органы чувств, согласно теории И. Мюллера, никакого представления о качественной стороне предметов, явлений нам не дают.
С позиций диалектического материализма эта теория представляет собой уступку агностицизму, ибо символы, знаки возможны и по отношению к несуществующим вещам, например лешим, домовым, чудотворцам и т.д.
И все-таки, дают ли нам органы чувств возможность адекватно отражать действительность? Еще Людвиг Фейербах отмечал, что у человека ровно столько органов чувств, сколько нужно для правильного познания мира. Если бы наши чувства не отражали объективный мир таким, каков он есть, то человек, как и любое животное не смог бы биологически приспособиться к условиям среды, т.е. выжить. Да и само возникновение подобного сомнения говорит о том, что мы правильно отражаем действительность, иначе не усомнились бы в этом.
Что в целом дает нам чувственное познание? Знание отдельных свойств, признаков вещей, внешних связей между ними, т.е. дает знание единичного, конкретного, видимого. Знание же общего, существенного, закономерного, абстрактного достигается рациональным познанием, разумом. Естественно, изучая отдельный предмет, мы получаем представление и о совокупности однородных предметов. Значит, момент общего, общих связей дает и чувственное познание. Однако выделить это общее, отделить его от частного, конкретного, единичного может только разум. Основные формы рационального (логического, абстрактного познания): понятие, суждение, умозаключение.
Как образуются понятия? Они образуются за счет выделения общего и существенного, т.е. таких признаков, которые отличают данные предметы среди множества других предметов и вещей материального мира. Выделение общего сопровождается в то же время отвлечением (абстрагированием) от других признаков, менее важных для характеристики данного рода предметов. Например, в понятии «стул» мы отвлекаемся от формы спинки, наличия или отсутствия обивки, формы ножек, цвета и т.д. Зато в понятии «стул» сконцентрированы такие признаки, которые помогут нам выделить стул, как предмет для сидения, имеющий 4 ножки и спинку. Имея понятие о стуле, мы назовем стулом любой предмет, имеющий эти признаки, и сможем отличить его, например, от кресла или дивана.
Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Суждение эта такая форма рационального мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. В речи суждение выражается в форме предложения. Существует несколько видов суждений: суждение единичности (трение есть источник теплоты); суждение особенности (механическая форма движения – источник теплоты); суждение всеобщего (любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения).
Умозаключение – процесс мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению с исходными посылками.
Например:
1. Все хищники питаются мясом;
2. Тигр – хищное животное;
3. Следовательно, тигр тоже питается мясом.
Или:
1. Все металлы электропроводны;
2. Медь – металл;
3. Следовательно, медь обладает электропроводностью.
Рациональное мышление отстоит дальше от действительности, чем чувственное. Значит ли это, что чувственное познание дает нам более богатое, яркое, образное знание действительности, чем рациональное? Это только на первый взгляд. На самом деле, способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
Рациональное познание дает
возможность постичь и
Основной принцип
Познание во многом очень сложный противоречивый и загадочный процесс. Существенную роль в этом процессе играет интуиция. Интуиция в переводе с латинского буквально означает «пристально смотрю». Это способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Механизм интуиции имеет достаточно общий характер, т.е. присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности. Интуитивные компоненты обнаруживается во многих профессиях и разнообразных жизненных ситуациях. Прежде всего, это практически все художественное творчество. Очень часто интуиция проявляется в медицине, когда врач может точно поставить диагноз « с первого взгляда», затрудняясь объяснить свое решение. Нередко, интуиция оказывается спасительницей для работников «скоростных профессий». В жизни каждого человека, независимо от его профессии, встречаются ситуации, когда при недостатке информации и времени для принятия ответственного решения, срабатывают интуитивные механизмы.
Интуиция основывается на таких факторах как опыт, чутье, проницательность. Одни исследователи отмечают, что интуиция не автономный способ познания, а вид познания. Другие – утверждают, что интуиция это своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли – истина. Вместе с тем следует иметь в виду, что интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно для того, чтобы убедить в этой истине себя и других. Для этого необходимы доказательства. Ученые, каким бы самым необъяснимым путем не было получено новое название, ищут, во-первых, логические доказательства полученному, а, во-вторых, подтверждение их в реальном объективном мире. Несмотря на то, что взгляды ученых на место интуиции, на механизмы ее действия зачастую неоднозначны и противоречивы, сама интуиция оказывает поистине вездесущей: она дает направления исследованиям, формирует наглядные, мысленные модели объектов, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы теории, вырабатывает гипотезы, стимулирует выбор эффективных приемов и методов исследования.
По генезису и способу организации знания оно подразделяется на такие типы как обыденное, научное и вненаучное.
Обыденное складывается на основе повседневной деятельности человека и отражает многообразие жизненных ситуаций, в которых он находится. Оно сводится в основном к констатации фактов, их описанию. Научное знание поднимается до уровня объяснения фактов, их осмысления в системе понятий данной науки, включается в состав теории. Научное знание – это понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Основными формами вненаучного знания являются религия, литература и искусство, где познание мира, личности ее окружения осуществляется через создание художественных образов. Развитие науки порождает ряд девиантных форм вненаучного знания, которые в современных условиях приобретают особую активность и привлекают к себе все большее внимание.
Основной проблемой теории познания является проблема достижения истины. Иначе: основным вопросом гносеологии является вопрос: «Что есть истина?» Этимологически слово «истина» происходит от того же корня, что и «бытие» - и тем самым в пред-понимании обозначает «то, что есть», или, раскрывая эту формулу: «то мыслимое и ощущаемое, что соответствует действительно существующему». Именно поэтому классическим является понимание истины как соответствия мысли о предмете предмету мысли. Долгое время поисками истины руководил принцип тождества бытия и мышления, впервые сформулированный Парменидом: «что мыслимо, то и есть, что есть, то и мыслимо», - и развитый Гегелем в формулу: «всё разумное действительно, всё действительное разумно». В современной философии ставится только проблема адекватности познания, т. к. относительность его форм, и в том числе, диалектическое противоречие между бытием и мышлением, не вызывают сомнений.
Существует несколько основных концепций истины.
1. Концепция «онтологической» истины. Основана Парменидом, развилась вместе с объективным идеализмом в учениях Сократа и Платона как способ борьбы с софистическим релятивизмом. Стала господствующей в религиозно-философской мысли. Истина понимается как существующая вне человеческого сознания идеальная сущность. Истина фактически приравнивается к субстанции, истинному бытию.
2. Корреспондентская или классическая концепция истины. Родоначальником этого направления стал Аристотель, утверждавший, что истина - это соответствие мысли о предмете самому предмету мысли. При этом Аристотель был убежден, что сам объект не зависит от мысли о нем, которая может соответствовать ему или нет. Однако при всей правильности определения истины, данной Аристотелем, оно все же несколько абстрактно и неопределенно. Наибольшие трудности в нем вызывает то, как именно следует понимать «соответствие» между мыслью о предмете и предметом мысли. Материалисты Нового времени в своем понимании проблемы истины в общем и целом следовали Аристотелю. Так, теория познания Спинозы определяется его убеждением, что «порядок и связь идей повторяют порядок и связь вещей». Концепция истины в марксистской философии находит выражение в учении Ленина об объективной истине, то есть таком содержании человеческих знаний, которое «не зависит ни от человека, ни от человечества».
3. Когерентная. Истина
понимается как согласие
4. Сенсуалистическая. Истина
есть соответствие мышления
5. Априористская. Истина понимается как согласие мышления с его априорными (доопытными) формами.
Кроме того, в рамках различных философских течений Новейшего времени сложились следующие концепции истины:
1. Прагматизм. Прагматисты (Пирс, Джемс, Дьюи) находили истину в соответствии представлений человека его стремлению к пользе.
2. Позитивизм. Позитивисты
рассматривали истину как
3. Конвенционализм. Согласно этой концепции А. Пуанкаре, определение истины и ее содержание носят условный характер. Истина достигается посредством заключения соглашения (конвенции) в рамках научного сообщества.
4. Эмпириокритицизм. Истина
понималась как соответствие
мышления наиболее простой
5. Экзистенциализм.
Истина представляет собой результативный процесс познавательной активности человека. Как процесс движения от знания приблизительного, ограниченного, частного к знанию точному, полному и общему истина всегда сочетает в себе моменты относительного и абсолютного. Поэтому следует различать истину относительную (неполное знание об объекте, которое будет изменено, уточнено и дополнено в будущем) и абсолютную истину (неопровержимое, точное знание об объекте). При этом необходимо иметь в виду, что само деление истин на абсолютные и относительные имеет относительный характер, что к любой истине надо подходить с учетом принципа конкретности, то есть, принимая во внимание границы ее применения.
Истину как гносеологическую
категорию следует