Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:18, реферат
Познание представляет собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знания – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков. Существуют различные виды познания: обыденное, основанное на повседневном опыте и здравом смысле, художественное,характеризующееся чувственно-образным отображением действительности, научное, основными чертами которого является системность и обоснованность, применение специально разработанных методов исследования. Можно выделить и другие виды познания и соответственно – знания. Каждый из них имеет свои особенности
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Проблема познаваемости мира в философии…………………………………..4
2.Субъект и объект познания……………………………………………………....7
3.Практика и ее роль в познании …………………………………….…………...11
Заключение…………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………...14
Министерство сельского
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Ижевская государственная
Кафедра философии
Реферат по философии
Проблема познаваемости мира в философии.
Субъект и объект познания. Практика и ее роль
в познании
Выполнил: студент 2 курса ЗИФ 221 гр. Смелова Д.О.
Ижевск 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Проблема познаваемости мира в философии…………………………………..4
2.Субъект и объект познания……………………………………………………..
3.Практика и ее роль в познании …………………………………….…………...11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Познание представляет собой активную
деятельность людей, направленную на приобретение
знаний. Знания – это результат
познавательной деятельности, выраженный
в идеальных образах (представлениях,
понятиях, теориях) и закрепленный в
знаках естественных или искусственных
языков. Существуют различные виды
познания: обыденное, основанное на повседневном
опыте и здравом смысле, художественное,
Проблема познаваемости мира в философии
Познавательную деятельность человека
изучает не только гносеология, но и
ряд специальных наук, в том
числе такие разделы
Познаваем ли мир? Способен ли человек
в своих представлениях и понятиях
составить верную картину действительности?
Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (от греческого agnostos – недоступный по-знанию, непознаваемый).
Важно отметить, что понимание агностицизма как учения, отрицающего возможность познания мира, является неточным. Едва ли можно назвать философов, полностью отрицающих такую возможность. Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
Элементы агностицизма содержались
в релятивизме древнегреческих
софистов. Приняв тезис Гераклита
о текучести, изменчивости всех вещей,
Протагор полагал, что и знания о
вещах изменчивы и текучи, и
поэтому о всякой вещи можно сказать
«двояко и противоположным
Релятивизм софистов послужил непосредственным
источником античного скептицизма.
Представитель скептицизма
Таким образом, ни софисты, ни скептики не отрицали познание полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость. Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостью вещей, они игнорировали их относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий. Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.
Скептицизм – необходимый
Однако крайний скептицизм как философская концепция смыкается с агностицизмом.
В наиболее последовательной форме
агностицизм проявился в
В отличие от Юма Кант признавал
существование объективного мира (вещей
в себе), но считал их непознаваемыми.
«...Нам даны вещи в качестве находящихся
вне нас предметов наших
Как видно, Юм и Кант также не отрицали
полностью возможность
Чтобы ответить на вопрос, как возможно
достоверное познание, нужно прежде
всего рассмотреть
Субъект и объект познания
Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект – это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект; это тот, кто познает и действует. Объект – то, что противостоит субъекту; это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта. Например, планета Нептун, существовавшая как реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (в 1846 г.): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики.
В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII–XVIII веков объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъекта, а субъект – как индивид, пассивно воспринимающий объект. Это созерцательный подход к пониманию познания мира.
В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое начало, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект – Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объек-том познания.
Существует теория бессубъектного познания, выдвинутая К. Поппером. Эта теория основана на его учении о третьем мире: первым миром является физический мир – мир физических состояний, вторым – психический мир, мир состояний сознания и третьим миром – мир научного знания, «мир объективного содержания мышления».
Содержанием третьего мира, считает
Поппер, являются теоретические системы,
проблемы, аргументы, знания, содержащиеся
в книгах, журналах и т.д. Третий мир
возникает в результате взаимодействия
физического и психического миров,
его предпосылкой является язык, который
превращает «мир объективного содержания
мышления» в «субъективный дух»
Так как третий мир существует самостоятельно, а содержащиеся в нем знания объективны, не зависят от субъекта, субъект из познавательной деятельности исключается. Познание оказывается бессубъектным.
В теории Поппера поставлена важная
проблема: если знание зависит от субъекта,
оно не может быть объективным, а
если оно объективно, тогда нужно
отказаться от субъекта. Эта проблема
может рассматриваться как
Знание не является результатом деятельности индивидуального субъекта, изолированного от общества, оно невозможно без знаний, ставших общественным достоянием. Но, с другой стороны, познание невозможно без субъекта, и этим субъектом является прежде всего человек, индивид, обладающий способностью познавать, наделенный сознанием и волей, вооруженный навыками и знаниями, выраженными в понятиях, категориях, теориях, зафиксированными в языке и передающимися из поколения в поколение («третий мир» Поппера). Гносеологический субъект имеет социальную природу, это общественный человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры, и в этом – более широком – смысле субъект познания может рассматриваться как коллектив, социальная группа, общество в целом. Как универсальный гносеологический субъект общество объединяет субъекты всех уровней, всех поколений. Но оно осуществляет познание не иначе, как через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.
Познание – это взаимодействие
субъекта и объекта. Именно поэтому
и познавательная деятельность, и
ее результат содержат в себе и
субъективное – то, что зависит
от субъекта, и объективное, что определяется
самим объектом и от субъекта не
зависит. Субъективная сторона познания
обусловлена тем, что познающий
субъект – это не абстрактный
человек (коллектив или общество),
а конкретный субъект, деятельность
которого связана с определенными
социальными отношениями, уровнем
культуры. Мировоззренческие и
Как универсальный субъект общество
осуществляет все виды деятельности,
одним из видов которой является
познание. Познание включено в материальную,
практическую деятельность, формируется
на ее основе. Вместе с тем единство
различных видов деятельности не
исключает существенного
Практическая деятельность – это
материально-преобразующая
Практика и ее роль в познании
О соотношении познания и практики отметим следующее.
В философии под практикой
Раскроем роль практики в познавательной деятельности.
Во-первых, практика является источником
и движущей силой познания. Конкретные
запросы практики вызывали к жизни
познавательные потребности и задачи
человечества, да и само познание как
вид деятельности. Например, земледелие
в Древнем Египте стимулировало
появление геометрии и