Проблема происхождения и существования жизни на Земле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Современное человечество живет на грани тысячелетий, и уже одно это заставляет людей уделять больше внимания своему будущему и разумному осмыслению прошлого. Анализ проблем, волнующих человечество, показывает, что одной из важнейших стала проблема взаимодействия природы и общества.

Содержание работы

Вступление.
1. Концепции происхождения жизни.
а) идея самопроизвольного возникновения жизни,
б) идея происхождения по принципу “живое – от живого “
в) идея космического происхождения жизни,
г) гипотеза Опарина,
д) современные концепции возникновения жизни на Земле.
2. Биоэнергоинформационный обмен как основа возникновения жизни на Земле.
3. Соотношение современных научных представлений о возникновении жизни на Земле с истинами христианской веры о сотворении мира.
4. Проблема « человек – вселенная».
Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат по философии - исправленный.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему:

«Проблема происхождения  и существования жизни на Земле»

 

План:

Вступление.

1. Концепции происхождения жизни.

а) идея самопроизвольного возникновения  жизни,

б) идея происхождения по принципу “живое – от живого “

в) идея космического происхождения жизни,

г) гипотеза Опарина,

д) современные концепции возникновения  жизни на Земле.

2. Биоэнергоинформационный обмен как основа возникновения жизни на Земле.

3. Соотношение современных научных представлений о возникновении жизни на Земле с истинами христианской веры о сотворении мира.

4. Проблема « человек – вселенная».

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Современное человечество живет на грани тысячелетий, и уже одно это заставляет людей уделять  больше внимания своему будущему и  разумному осмыслению прошлого. Анализ проблем, волнующих человечество, показывает, что одной из важнейших стала проблема взаимодействия природы и общества. Противоречия между природой и обществом в условиях бурно развивающегося научно-технического прогресса перерастают в антагонизм, угрожающий жизни на нашей планете.

Признаки глобального нравственно-экологического кризиса человечества, в котором  оказался мир и следствием которого стали резкие нарушения экологического равновесия и несовместимость жизни  человечества с созданной им средой обитания, ставят перед каждым конкретным человеком задачи овладения принципами управления своей жизнью, находящейся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, задачи рационального природопользования и освоения роли, места и значения человека в эволюционных процессах.

Достижения науки и техники  создали у большинства людей  представление об абсолютном превосходстве  человека над природой. Космическая  техника, наземный транспорт, успехи науки, позволившие получать новые вещества, не существовавшие до этого в природе, - все это усилило антропоцентризм по отношению к природе. Люди как бы стали забывать, что они сами – часть природы, биологический вид, жизнь которого определяется амплитудой природных условий, что все их могущество основано на использовании законов природы, вне которых развитие человеческой цивилизации просто невозможно.

Анализ барьеров, стоящих на пути выхода из кризиса, показывает, что  самый главный из них – нравственно-психологический. Его преодоление состоит в  освоении человеком духовной структуры Вселенной, так как нравственность и бессмертие тесно связаны – в смене парадигм в социальной сфере и науке, разумном использовании законов природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Концепции происхождения жизни.

а) Идея самопроизвольного происхождения.

Вначале в науке вообще не существовало проблемы возникновения жизни, потому что учеными античного мира допускалась  возможность постоянного зарождения живого из неживого. Великий Аристотель (4-ый в. до Р.Х.) не сомневался в самозарождении лягушек. Философ Плотин в 3-ем веке до новой эры утверждал, что живые существа самозарождаются в земле в процессе гниения. Эта идея самопроизвольного зарождения организмов, видимо, представлялась многим поколениям наших далеких предков очень убедительной, так как просуществовала, не меняясь, долгие века, вплоть до 17-го века.

б) Идея происхождения жизни по принципу «живое – от живого».

  В 17-ом веке опыты тосканского  врача Франческо Реди  показали, что без мух черви в гниющем  мясе не обнаружатся, а если  прокипятить органические растворы, то микроорганизмы в них вообще зарождаться не смогут. И только в 60-х гг. 19-го века  французский ученый Луи Пастер в своих опытах продемонстрировал, что микроорганизмы появляются в органических растворах только потому, что туда раньше был занесен зародыш.

Таким образом, опыты Пастера имели  двоякое значение:

1. Доказали несостоятельность концепции самопроизвольного зарождения жизни.

2. Обосновали идею о том, что все современное живое происходит только от живого.

в) Идея космического происхождения жизни.

Примерно в тот же период, когда  Пастер продемонстрировал свои опыты, немецкий ученый Г. Рихтер разработал теорию занесения живых существ  на Землю из космоса. Он утверждал, что  зародыши могли попасть на Землю  вместе с космической пылью и  метеоритами и положить начало эволюции живого, которая породила все многообразие земной жизни. Эта концепция называлась концепцией панспермии. Ее разделяли такие ученые, как Г. Гельмгольц, У. Томпсон, что способствовало ее широкому распространению в научных кругах. Но она не получила научного доказательства, так как  примитивные организмы или зародыши должны были бы погибнуть под действием  ультрафиолетовых лучей и космического излучения.

г) Гипотеза А.И. Опарина.

В 1924 году вышла в свет книга  «Происхождение жизни» советского ученого А.И. Опарина, где он экспериментально доказал, что органические вещества могут образовываться абиогенным путем при действии электрических зарядов, тепловой энергии, ультрафиолетовых лучей на газовые смеси, содержащие пары воды, аммиака, метана и др. Под влиянием различных факторов природы эволюция углеводородов привела к образованию аминокислот, нуклеидов и их полимеров, которые по мере увеличения концентрации органических веществ в первичном бульоне гидросферы способствовали образованию коллоидных систем, так называемых коацерватов, которые, выделяясь из окружающей среды и имея неодинаковую внутреннюю структуру, по-разному реагировали на внешнюю среду. Превращению углеродистых соединений в химический период эволюции способствовала атмосфера с ее восстановительными свойствами, которая потом стала приобретать окислительные свойства, что свойственно атмосфере и в настоящее время.

Гипотеза Опарина способствовала конкретному изучению происхождения  простейших форм жизни. Она положила начало физико-химическому моделированию процессов образования молекул аминокислот, нуклеиновых оснований, углеводородов в условиях предполагаемой первичной атмосферы Земли.

д) Современные концепции происхождения жизни.

Сегодня проблема происхождения жизни исследуется широким фронтом различных наук. В зависимости от того, какое наиболее фундаментальное свойство живого исследуется и преобладает в данном изучении (вещество, информация, энергия), все современные концепции происхождения жизни можно разделить условно на:

  1. Концепцию субстратного происхождения жизни (ее придерживаются биохимики во главе с А.И. Опариным).
  2. Концепцию энергетического происхождения. Она разрабатывается ведущими учеными-синергетиками И. Пригожиным, М. Эйгеном.
  3. Концепцию информационного происхождения. Ее развивали А.Н. Колмогоров, А.А. Ляпунов, Д.С. Чернавский.
  4. Концепцию генного происхождения. Автором этой концепции является американский генетик Г. Меллер. Он допускает, что живая молекула , способная размножаться, могла возникнуть вдруг, случайно в результате взаимодействия простейших веществ. Он считает, что элементарная единица наследственности – ген – является и основой жизни. И жизнь в форме гена, по его мнению, возникла путем случайного сочетания атомных группировок и молекул, существовавших в водах первичного океана. Но математические расчеты этой концепции показывают полную невероятность такого события.

Ф. Энгельс одним из первых высказал мысль о том, что жизнь возникла не внезапно, а сформировалась в  ходе длительного пути эволюционного развития материи. Эволюционная идея положена в основу гипотезы сложного, многоступенчатого пути развития материи, предшествовавшего зарождению жизни на Земле.

Современные биологи доказывают, что  универсальной формулы жизни (т.е. такой, которая бы полностью отображала бы ее сущность) нет и быть не может. Такое понимание предполагает исторический подход к биологическому познанию как постижению сущности жизни, в ходе чего менялись и сами концепции происхождения жизни и представления о тех формах, в которых такое познание возможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Биоэнергоинформационный обмен как основа возникновения жизни.

Одной из новейших концепций происхождения  жизни на Земле является концепция  о биоэнергоинформационном обмене. Понятие биоэнергоинформационного обмен возникло в сфере биофизики, биоэнергетики и экологии в связи с последними достижениями в  этих областях науки. Термин биоэнергоинформатика был введен доктором технических наук, профессором МГТУ им. Н.Э. Баумана В.Н. Волченко в 1989 году, когда им  его единомышленниками была проведена первая Всесоюзная конференция по биоэнергоинформатике в Москве.

Изучение биоэнергоинформационного обмена дало основание высказать  предположение об информационном единстве Вселенной, о наличии в ней  такой субстанции, как «Информация – Сознание», а не только известных форм материи и энергии.

Одним из элементов этой концепции  выступает наличие во Вселенной  общего замысла, плана. Эта гипотеза подтверждается современной астрофизикой, согласно которой фундаментальные свойства Вселенной, значения основных физических констант и даже формы физических закономерностей тесно связаны со структурой Вселенной во всех ее масштабах и с возможностью Жизни.

Отсюда следует второй элемент  концепции биоэнергоинформатики –  Вселенную нужно рассматривать как живую систему. А в живых системах фактор Сознания (информации) наряду с материей и энергией, должен занимать весьма существенное место. Таким образом , можно говорить о необходимости триединства Вселенной: материи, энергии и информации.

О триединстве окружающего нас  мира в последних своих научных  трудах много писал знаменитый советский ученый, математик Б. Раушенбах. В связи с этим, христианский догмат «Един в трех лицах» приобретает невероятно современное звучание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Соотношение научных представлений о возникновении жизни на Земле с истинами христианской веры о сотворении мира.

Наука с древнейших времен была связана  с честным поиском истинного  знания в сфере природы, что родственно религиозному поиску морально-нравственного смысла жизни. Обособление науки от христианства началось в Западной Европе в 11-12 веках, когда номинализм, объявляющий подлинно существующими только отдельные индивидуальные объекты, одержал победу над реализмом, признающим существование чувственно воспринимаемых вещей как отпечатков предшествующих им общих понятий ( родов, видов, идей, т.е. «универсалий»). Принятое в то время номиналистическое мировоззрение продолжает доминировать и в цивилизации наших дней.

Несмотря на это обособление, отношения  между наукой и христианством вплоть до 18-го века продолжали оставаться вполне гармоничными, чему способствовал тот факт, что все крупные ученые того времени были глубоко верующими людьми. Коперник, Декарт, Паскаль, Ньютон, Ломоносов, Кювье в своих трудах часто высказывали мысль, что изучение природы помогает им лучше осознать величие Творца и вызывает в них благоговейное чувство восхищения глубиной Его премудрости.

Научные открытия 20-го века вновь подтверждает то, о  чем в древности восклицал  пророк Давид: «Небеса проповедуют славу Божию». Современная наука все чаще обращается к книгам Священного писания в разрешении спорных вопросов о сотворении мира, о возникновении жизни. Она заговорила и о Творце, причем именно о таком, который описан в Библии.

 Однако, священные книги занимаются, главным образом, взаимоотношением человека и Бога, а не законами внешнего материального мира и его историей. Исключением из этого является лишь начало первой книги Библии, называемой Книгой Бытия.

Она была написана несколько тысячелетий назад величайшим пророком и законодателем Моисеем. Вопрос о том, как возник мир – волновал человека чуть ли не с самого его появления на Земле, поэтому на него и должен был в какой-то мере ответить Моисей. Перед ним стояла задача величайшей трудности, ибо, если и пользуясь результатами современных исследований, весьма трудно изложить историю Вселенной в популярной форме, то какую же силу провидения должен был иметь автор Бытия, чтобы, совершенно не имея никаких рациональных сведений о сотворении мира, изложить историю этого великого события в форме, понятной читателю, жившему за несколько тысяч лет до Рождества Христова.

Язык человека, особенно язык времен Моисея, слишком  беден для того, чтобы точно изобразить величайшие картины космических явлений, представших духовному взору автора Бытия. Целые группы животного и растительного мира были тогда совершенно неизвестны, не было никаких точных данных о строении Земли, вещества, Вселенной, а поэтому библейское описание сотворения мира не могло быть изложено в точных (с современной точки зрения) выражениях.

Библейское повествование  о творении начинается следующими словами  :

  1. В начале сотворил Бог небо и землю.

В них указывается, что Началом  и Творцом неба и земли является Бог. Это положение распространяется также на растения, животных и человека.. Более четко оно формулируется в первом члене Символа веры, принятом на 1-ом Вселенском Соборе в Никее в 325 году. «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Таким образом, христианство считает Вселенную, небо, растения, животных и само вещество не извечно существующими, а имеющими свое начало от Бога-Творца, как первопричины всего, что начало быть. Это совершенно не противоречит научной космологической модели Вселенной, разработанной в настоящее время на основании последних достижений физики, астрономии и астрофизики.

Создание общей  теории относительности А. Эйнштейна  привело в 1917 году к возможности  описать свойства мира как целого. Эйнштейн получил уравнения поля тяготения, решение которых должны были описывать состояние Вселенной. Однако оказалось, что уравнения не описывают стационарную Вселенную, т.е. Вселенную в среднем неизменную в пространстве и времени. Представление же о неизменности Вселенной как целого во времени было настолько укоренившейся точкой зрения, что даже такой новатор, как Эйнштейн, стал произвольно менять уравнения только для того, чтобы спасти неизменность мира.

Информация о работе Проблема происхождения и существования жизни на Земле