Проблема «Север-Юг» в современном контексте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 23:46, реферат

Описание работы

Проблема взаимодействия цивилизаций привлекает сейчас внимание специалистов различных областей знания. Объективной основой возрастания интереса к этой проблеме являются процессы интеграции и вместе с тем усиливающейся фрагментарности мира. Поскольку решение проблем социальной интеграции является приоритетным, это требует согласования указанных противоположных тенденций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ВОСТОК И ЗАПАД В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ……….6
1.1 Север и Юг на Востоке и на Западе…………………………………….6
1.2 Дихотомия «Восток-Запад»: характеристика и особенности………7
ГЛАВА 2. СЕВЕР-ЮГ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО……17
2.1 Проблема «Север-Юг» в современном контексте……………….…..17
2.2 Иллюзия «богатого Севера» в современном мире……………..…….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….………....30

Файлы: 1 файл

Восток запад Юг север в контексте современности.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ВОСТОК И ЗАПАД В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ……….6

1.1 Север и Юг на  Востоке и на Западе…………………………………….6

1.2  Дихотомия «Восток-Запад»:   характеристика  и особенности………7

ГЛАВА 2. СЕВЕР-ЮГ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО……17

2.1  Проблема «Север-Юг»  в современном контексте……………….…..17

2.2 Иллюзия «богатого  Севера» в современном мире……………..…….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….………....30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема взаимодействия цивилизаций привлекает сейчас внимание специалистов различных областей знания. Объективной основой возрастания интереса к этой проблеме являются процессы интеграции и вместе с тем усиливающейся фрагментарности мира. Поскольку решение проблем социальной интеграции является приоритетным, это требует согласования указанных противоположных тенденций. Однако в исследованиях межцивилизационного взаимодействия по-прежнему преобладает дискретный подход, в котором цивилизации Запада и Востока, Севера и Юга рассматриваются как самостоятельные изолированные сферы социального бытия, как различные по своему строению и культуре общественные системы. Аспекты их взаимодополнительности недооцениваются, поэтому сравнительный анализ оказывается поверхностным и неполным. Для выявления той связующей их «сферы», в которой они способны выявить черты сходства и различия, перспективным является дихотомический подход, который замыкает соотношение цивилизаций в рамки некоторой целостности, общего пространства, в котором заданы перспективы единства человечества. Выявление такой межцивилизационной сферы позволяет дополнить установку на обособленность аспектом связи и комплементарности, что особенно актуально в контексте развернувшейся глобализации.

Цивилизации  Запад-Восток, Юг-Север и связанная с ними проблематика является предметом исследования многих наук. В современной науке практически не существует отраслей гуманитарного знания, в которых, так или иначе, не рассматривалась бы проблема взаимодействия цивилизаций. Отдельные положения, которые разрабатывались в экономической и политической теории, социологии, культурологии, сравнительной философии и философии истории, фиксировали дискретный подход в понимании дихотомического аспекта в изучении глобальной цивилизации1.

К вопросам   взаимодействия цивилизаций  Восток-Запад  Юг-Север  периодически обращаются многие  научные деятели: О. Конт, Д.Белл,  А.С. Ахиезер, О.Э.Бессонов, Л.М. Романенко, Д.Ф. Терин, В.И.Пантин, Дж.Коммонс, А.И.Неклесс   и мн. др.

Характеризуя основные направления науки, связанные с изучением межцивилизационного взаимодействия, необходимо подчеркнуть, что в целом существующие исследования позволили накопить информацию об отдельных сторонах и аспектах взаимодействия цивилизаций Запад-Восток  и Юг-Север, однако многие проблемы не нашли еще должного освещения. Несмотря на то, что интерес к исследованию проблем взаимодействия цивилизаций не ослабевает, остается нереализованной попытка оформления единого методологического основания, с помощью которого было бы возможно привести в соответствие способы анализа и предмет исследования. Цивилизационная дихотомия «Запад-Восток» фиксировалась многими исследователями, однако аспект комплементарности (применимо к анализу данного взаимодействия) ранее не разрабатывался.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что становление глобального мира, охватывающего как техногенные, так и социокультурные формы человеческой жизни, актуализирует проблему сближения и «взаимного узнавания» таких планетарных полюсов как Запад и Восток, Юг и Север. По мере усиления социальной динамики акценты смещаются от состояния к процессам, а «нарастающая» в этой связи глобализация ведет к формированию контуров единой цивилизации, что, однако, нисколько не отменяет ни культурного многообразия, ни специфических особенностей цивилизационного развития Запада и Востока, Севера и Юга. Решающее значение в процессах взаимодействия приобретает нахождение соответствия состояний, качеств и областей деятельности той и другой цивилизации, а также, порождение новых форм культурной активности и духовных ориентиров.

Целью работы является всестороннее исследование  цивилизаций Восток-Запад, Юг-Север в  контексте современности.

Поставленная цель может  быть достигнута путем  решения следующих задач:

–  рассмотреть  влияние Севера и Юга на Востоке и на Западе;

–  дать характеристику  и выделить особенности явления «Восток-Запад;

–  выделить проблему «Север-Юг» в современном контексте и рассмотреть пути решения данной проблемы;

–  рассмотреть основные аспекты иллюзии «богатого Севера» в современном мире.

Структура работы предопределена поставленными задачами и включает в себя введение, две главы, четыре подраздела, заключение  и список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ВОСТОК И ЗАПАД В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

 

1.1 Север и Юг на Востоке и на Западе

 

Тип людей Севера мог проецироваться и на Юг, и на Восток, и на Запад. На Юге Свет Севера порождал великие метафизические цивилизации, подобные индийской, иранской или китайской, которые в ситуации «консервативного» Юга надолго сохраняли вверенное им Откровение. Однако простота и ясность северного символизма превращалась здесь в сложные и разнообразные хитросплетения сакральных доктрин, ритуалов и обрядов. Однако, чем дальше к Югу, тем слабее следы Севера. И у жителей тихоокеанских островов и южной Африки «нордические» мотивы в мифологии и ритуалах сохраняются в предельно фрагментарной, рудиментарной и даже искаженной форме2. 

На Востоке Север проявляется как классическое традиционное общество, основанное на однозначном превосходстве сверхиндивидуального над индивидуальным, где «человеческое» и «рациональное» стирается перед лицом сверхчеловеческого и сверхрационального Принципа. Если Юг дает цивилизации характер «устойчивости», то Восток определяет ее сакральность и подлинность, главным гарантом которых является Свет Севера. 

На Западе Север проявлялся в героических обществах,  где свойственная Западу как таковому тенденция к дробности, индивидуализации и рационализации преодолевала саму себя, и индивидуум, становясь Героем, выходил за узкие рамки «человеческой-слишком-человеческой» личности. Север на Западе персонифицирован символической фигурой Геракла, который, с одной стороны, освобождает Прометея (чисто западная, богоборческая, «гуманистическая» тенденция), а с другой помогает Зевсу и богам победить восставших на них гигантов (т.е. служит на благо сакральным нормам и духовному Порядку)3.

Юг, напротив, проецируется на все три ориентации прямо противоположным образом. На Севере он дает эффект «архаизма» и культурной стагнации. Даже сами северные, «нордические» традиции под воздействием южных, «палеоазиатских», «финских» или «эскимосских» элементов приобретают характер «идолопоклонничества» и «фетишизма». (Это, в частности, характерно, для германо-скандинавской цивилизации «эпохи скальдов».)

На Востоке силы Юга проявляются в деспотических обществах, где нормальное и справедливое восточное безразличие к индивидуальному переходит в отрицание великого Сверхчеловеческого Субъекта. Все формы тоталитаризма Востока и типологически и расово связаны с Югом. 

И, наконец, на Западе Юг проявляется в предельно грубых, материалистических формах индивидуализма, когда атомарные индивидуумы доходят до предела антигероического вырождения, поклоняясь лишь «золотому тельцу» комфорта и эгоистического гедонизма. Очевидно, что именно такое сочетание двух сакрально-геополитических тенденций дает самый отрицательный тип цивилизации, так как в нем друг на друга накладываются две ориентации, уже сами по себе негативные Юг по вертикали и Запад по горизонтали. 

 

 

1.2 Дихотомия «Восток-Запад»:   характеристика  и особенности

 

Известно, что мировая история началась с Востока, именно он –  очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне с уважением говорили: «Свет – с Востока»

Восток – это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. По мнению востоковедов, традиция была, во-первых, заимствована из цикличности сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации. Во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.

Под термином «Запад» понимают особый тип цивилизованного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV – XVII вв. Предшественниками этого типа были культура античности и христианская традиция. Именно в античной культуре философско-религиозное сознание утрачивает свою монополию, возникает система быстрого логического усвоения знаний. Рушится принудительная связь личности с преданием общество теряет единую систему ценностей.

сложившееся в XIX–XXI вв. превосходство Запада в технико-экономическом и военно-стратегическом отношении, породило в умах определенного круга европейских интеллектуалов иллюзию «неполноценности» восточного мира, что дает им право приобщения «косного» Востока к благам цивилизации. Особенно неубедительно выступает представление отдельных западных, да и не только западных политиков, что восточный тип цивилизации, особенно мусульманский, при контактах с другими цивилизациями и культурами, обнаруживает имперские тенденции к другим социокультурным обществам4.

На самом деле Восток и в древние времена, и сегодня не представлял и не представляет собой монолитное целое, двигающееся в одном эсхатологическом направлении. Можно выделить три направления в истории развития его цивилизации: панегирический (хвалебный), критический и исламский. В рамках первого Восток, и, прежде всего, Китай, представлялись краем всеобщего благоденствия, учености и просвещенности и ставились как пример, как образец мудрости в управлении. В рамках второго типа (Древний Египет, Древняя Персия, некоторые другие деспотические государства Востока) внимание акцентировалось на духе насилия, рабства, жестокости и длительного застоя. В рамках третьего типа цивилизации (Восток арабо-исламского региона) широкое распространение получило представление о превосходстве морально-этических норм арабо-мусульманской цивилизации над Западом, развития точных наук, таких как алгебра, тригонометрия, астрономия, география, химия, психология, медицина и другие.

Поэтому, здесь необходимо такое научно-историческое понимание, которое в современных условиях утверждает цивилизованный подход, основанный на идеях «культурного плюрализма», на признании уважения ко всяким культурам и конфессиям, на необходимости отказа от всяких преимуществ той или иной культуры, а следовательно, отрицания как европоцентризма, так и превосходства Востока. В оценке взаимоотношений Запада и Востока при полном уважении различных путей развития этих регионов должна доминировать концепция, согласно которой конечная дорога истории ведет к сближению, и, в конечном счете, к образованию единой мировой цивилизации5.

Однако на протяжении всего последнего столетия (XX в.) отношения стран Запада и Востока носили как бы одномерный характер: бедные и отсталые народы Востока смотрели в сторону Запада, в поисках идей, моделей развития и руководства. Поэтому неудивительно, что на Западе глубоко укоренилось убеждение, будто его миссия в Азии, т.е. на Востоке, состоит в том, чтобы учить, руководить, повелевать. Для выявления сущности рассматриваемой проблемы необходимо, прежде всего, разобраться в устоявшихся представлениях о Востоке и факторах его традиционной отсталости. Здесь нельзя не отметить и то, что Запад имел о Востоке в основном мифологические и легендарные представления. Такой подход органически сочетался с формированием негативного отношения к Востоку и Азии.

Проблема «Запад – Восток» в историографии философии конца XIX - XXI вв. пока не освящена, впрочем, как и ее важность. В трудах зарубежных ученых напротив отложился серьезный пласт теоретических и иных научных разработок, без знания и использования которых содержание и общественных движений и вообще историю народов Востока XIX – XXI вв. нельзя понять и раскрыть в достаточной степени. Естественно, здесь нужен критический подход6.

Современный Восток, представляет собой целый комплекс социокультурных, национально-историко-культурных ареалов, таких как ближневосточный арабо- и тюрко-мусульманский, средне-восточный иранcко-тюркомусульманский, центральноазиатский тюрко-мусульманский, восточно-азиатский буддийско-синтоистский, конфуцианско-индийский, индустско-буддийско-мусульманский и т.д. Каждый из этих миров, как по своим внутренним базовым характеристикам, так и по взаимоотношениям с западным миром имеет свои особенности и требует соответствующей трактовки. При всем том преобладающие на Западе подходы к Востоку определяются восходящими еще к Гегелю представлениями о пассивности, летаргичности и неспособности восточного менталитета к социальному, технологическому и иным формам прогресса. Современные же авторы, в факторах способствовавших модернизации ряда азиатских стран, ищут не в них самих, а вовне, акцентируя внимание исключительно на роли вне экзогенных факторов, импульсов извне, феномене революции сверху, доминирующей роли надстроечных институтов.

Информация о работе Проблема «Север-Юг» в современном контексте