Проблема смысла бытия и времени. Произведение Мартина Хайдеггера «Бытие и время»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 18:19, реферат

Описание работы

Цель написания реферата – изучить, понять и анализировать произведение Мартина Хайдеггера «Бытие и время».
Для достижения данной цели мной были поставлены следующие задачи:
Изучить биографию философа Мартина Хайдеггера;
Рассмотреть, понять и проанализировать произведение Мартина Хайдеггера «Бытие и время», а именно проблему смысла бытия и времени.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Немецкий философ Мартин Хайдеггер – автор произведения «Бытие и время»…………………………………………………………………………..5
Глава 2. Проблема смысла бытия и времени. Произведение Мартина Хайдеггера «Бытие и время»…………………………………………………….8
Глава 3.Мартин Хайдеггер в сопоставлении с западными мыслителями. Хайдеггер – экзистенциалист…………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Бытие и время.docx

— 42.03 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Немецкий философ Мартин Хайдеггер – автор произведения «Бытие и время»…………………………………………………………………………..5

Глава 2. Проблема смысла бытия и времени. Произведение Мартина Хайдеггера «Бытие и время»…………………………………………………….8

Глава 3.Мартин Хайдеггер в сопоставлении с западными мыслителями. Хайдеггер – экзистенциалист…………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………..19

Список используемой литературы……………………………………………21

 

 

 

Введение

В философии проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость, поскольку на них падает отблеск бытия. Поиски бытия – это поиски своих корней, с помощью которых человек способен преодолеть бессмысленность окружающего мира, почувствовать себя неотъемлемой частью бытия. Эти поиски являются фундаментом человеческого существования.

Одной из главных произведений философов о бытии и времени является знаменитое произведение известного немецкого философа Мартина Хайдеггера «Бытие и время». Оно имело успех при его жизни и сейчас продолжает оказывать неослабевающее влияние на современность.

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии, и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.

Цель написания реферата – изучить, понять и анализировать произведение Мартина Хайдеггера «Бытие и время».

Для достижения данной цели мной были поставлены следующие задачи:

    • Изучить биографию философа Мартина Хайдеггера;
    • Рассмотреть, понять и проанализировать произведение Мартина Хайдеггера «Бытие и время», а именно проблему смысла бытия и времени.

Предметом моего исследования является бытие и время, областью исследования - философские рассуждения немецкого философа Мартина Хайдеггера.

Глава 1. Немецкий философ Мартин Хайдеггер – автор произведения «Бытие и время»

Мартин Хайдеггер родился в 1889 году в Мескирхе, в земле Баден

(Германия) в католической семье, соблюдавшей религиозные обряды. С 1903 по 1909 годы он получил среднее образование в Констансе и учился в лицее во Фрайбурге-на-Брисгау (Германия). Там же началось его университетское образование сначала в течение четырёх семестров по теологии, от которой он позже отказался в пользу философии и других наук. В 1909 году Хайдеггер открывает для себя Гуссерля, до этого уже прочитав Ницше, Кьеркегора, Тракля и Дильтея.

В 1913 году защищает докторскую диссертацию на тему, которую ему навеяло чтение Гуссерля. Освобождённый от воинской повинности в 1914 году по состоянию здоровья, в 1915 году он добивается своей правоспособности. После этого его назначают приват-доцентом ((нем. Privatdozent, от лат. privatim docens — «обучающий частным образом») — должность в системе высшей школы Германии и ряда других европейских стран, чья образовательная система была устроена по германскому образцу (в том числе и в дореволюционной России).

Когда Гуссерля направили во Фрайбург-на-Брисгау, между ним и Хайдеггером завязываются дружеские отношения. Хайдеггер устраивается в метеорологическую службу, и только в 1919 году возобновляет своё обучение. Хайдеггера назначают преподавателем в Марбург, где он работает с 1923 по 1927 год и становится преемником Гуссерля во Фрайбурге.

В Марбурге он начинает своё сочинение «Бытие и время» и заканчивает его в 1926.

Хайдеггер описывает свою философию как исследование бытия и утверждает что бытие, а не личностное существование представляет для него наибольший интерес. Он утверждает, что человеческая жизнь радикально отлична от других форм жизни, так как способна познать себя и размышлять об этом бытии. «Бытие есть само собой разумеющееся понятие… Однако это средняя понятность лишь демонстрирует непонятность. Она делает очевидным, что во всяком отношении и бытии к сущему, как сущему и лежит загадка. Что мы всегда уже живём в некой бытийной понятливости и смысл бытия вместе с тем окутан тьмой, доказывает принципиальную необходимость возобновления вопроса о смысле «бытия.»».1 

Методом анализа человеческого существования у Хайдеггера является феноменология, с точки зрения которой, мир – это состояние, где мы живём.

Человек – существо, связанное в своём бытии с космосом и другими людьми, существо понимающее, заботящееся об окружающем мире и призываемое смертью к своей самой подлинной возможности бытия.

Далее после 1929 года начинается период жизни вызывающей споры у современников. Хайдеггера избирают ректором университета во Фрайбурге-на-Брисгау при явной поддержке нацистов, которые вынудили его предшественника уйти в отставку (1933 год). 1 мая того же года Хайдеггер вступает в нацистскую партию и публикует несколько призывов и речей в пользу нового режима, хотя сам защищает свою идею независимости университета. В феврале 1934 года разногласия с органами партии приводят к отставке Хайдеггера с поста ректора.

Хайдеггер начинает путешествовать и организовывать конференции для узких кругов. После восстановления в должности в 1951 году – уже в 1952 он становится выдающимся преподавателем.

Умер Хайдеггер в своём родном городе в 1976 году.

Вывод:  Исследовав биографию известного немецкого философа и


1Источник: Хайдеггер М. «Бытие  и время» - М.,1997.

крупнейшего мыслителя XX века Мартина Хайдеггера можно подытожить, что центром его внимания и исследования является бытие и смысл бытия. Он создаёт новое учение о смысле бытия и о сущности человека, которое он назвал «Бытие и время» и пишет книгу с таким же названием. Эта книга стала основной его работой. Цель своей работы Хайдеггер видел в том, чтобы извлечь тему бытия из забвения.

Одним из философов, который вдохновил Хайдеггера на написание данного произведения является Гуссерль, с которым он познакомился во Фрайбурге-на-Брисгау.

 

Глава 2. Проблема смысла бытия и времени. Произведение Мартина Хайдеггера «Бытие и время»

С момента публикации работы «Бытие и время», принёсшей ему широкую известность, и вплоть до последних лет своей жизни Хайдеггер, говорил о том, что в центре его внимания находится проблема бытия, смысл бытия. Понимание бытия со времён Платона стало для него уже устаревшим, и он обосновывает необходимость и актуальность новой постановки вопроса о бытии.  Понимание бытия всегда существует, но оно остаётся смутным. В Хайдеггеровском понимании бытия определённым оказывается лишь отграничение его от предметного мира, мира сущего. Всё остальное достаточно неопределённо.

Вопрос о бытии представляется как открытие себя-в-самом-себе. Некое сущее своим существованием осуществляет вопрос о бытии,  то есть бытие бытующего. Это сущее Хайдеггер обозначает термином Dasein  (дословно с немецкого - Da-здесь, Sein-бытие). 

С начала европейского мышления бытие обозначает присутствие. «В отношении помысленного присутствующего присутствие обнаруживает себя как позволение присутствовать», – пишет Хайдеггер. Наиболее ярко присутствие проявляется тогда, когда мы задумываемся об отсутствии и понимаем, что и оно определяется через присутствие. Мы можем исторически определить богатство изменений присутствия. Оно обнаруживает себя как идея, логос, субстанция, монада, предметность, воля любви, воля духа, воля власти, как воля к воле в вечном возвращении одного и того же и т.д. Это богатство изменений бытия выглядит как история. Но у бытия нет истории, как у города или народа. Историческое в истории бытия вытекает из того, как бытие происходит, т.е. из того способа, которым дано бытие, позволение присутствовать. 

«В той мере, в какой бытие означает бытие бытующего, именно бытующему направлен вопрос бытия». Бытие заключается в том, что оно есть здесь, в этом своеобразном бытии, которое является Dasein. Хайдеггер обозначает этим словом независимую от абсолютов целостность: всю реальность, с которой от рождения до смерти имеет дело данный, незаместимый в своей самобытности индивид.

Смысл бытия равен пониманию бытия, то есть самопроектированию Dasein. Структура человеческого бытия  в её целостности Хайдеггер обозначает как заботу. Он приводит следующую басню. Забота, переходя реку, слепила из глины существо, которому Юпитер по её просьбе даровал дух. Затем Забота, Юпитер и Земля начали спорить о том, чьим именем наделить слепленное существо. Они взяли судьёй Сатурна, который рассудил следующим образом: после смерти Юпитер должен получить дух, Земля – тело, а так как Забота первая образовала это существо, то, пока оно живёт, оно принадлежит Заботе. Названо же существо будет «homo» - по имени материала, из которого оно сделано.

Забота представляет собой единство трёх моментов: бытия-в-мире(In-Der-Welt-Sein), забегания-вперёд (Vorweg-sein) и бытия-при-внутримировом-сущем (Sein-bei-innerweltlichem-Seiendem).

Важнейшей стороной Dasein, благодаря которой оно вообще оказывается доступным для восприятия, является n-Der-Welt-Sein. In-Der-Welt-Sein означает внутримировое содержание человеческого субъекта, то есть неразрывность человеческого бытия и мира. Немецкое слово «sein» означает не только «бытие», но и принадлежность какого-то предмета или свойства. Хайдеггер провозглашает In-Der-Welt-Sein внутренним, априорным определением человека.

Второй момент заботы как Vorweg-sein означает, что человеческое бытие, постоянно убегающее от себя, ускользающее вперёд, всегда есть бытие, видящее себя чем-то нечто большим, чем есть на данный момент. Тем самым оно не пребывает в той точке пространства и времени, в котором в данный момент находится человеческое тело, потому что сфера бытия человека – это историчность, где время есть целостность трёх его компонентов.

Определяя заботу, как Sein-bei-innerweltlichem-Seiendem, Хайдеггер подчёркивает тем самым специфический способ отношения к вещам как к спутникам человека в его жизни, как чему-то близкому, согретому человеческим теплом и потому отдающему это тепло назад человеку. Интимное отношение к вещам как к «подручным» Хайдеггер противопоставляет современному способу орудования вещами, при котором вещественное начало понимается как сырье и техника.

Вывод: таким образом, забота является целостной структурой, которая обозначает «быть-всегда-уже-впереди-себя-в-мире-в-качестве-бытия-при-внутримировом-сущем».

Каждый момент заботы – это определённый модус времени: In-Der-Welt-Sein – модус прошлого (у Хайдеггера он выступает как фактичность или заброшенность), Vorweg-sein – модус будущего ( проект, постоянно на нас воздействующий), а Sein-bei-innerweltlichem-Seiendem – модус настоящего (обречённость вещам, сущему). Таким образом, забота изнутри полностью определяется временными структурами, которые существенно отличаются от трёх измерений объективного времени.

Хайдеггер обращается к проблеме времени.

Настоящее означает присутствие. Говоря о настоящем времени, мы сразу же вспоминаем о прошедшем и думаем о будущем, о более раннем или более позднем по сравнению с «теперь», об уже-более-не-теперь и пока-еще-не-теперь. Аристотель говорил, что от времени присутствует только «теперь» данной секунды. Прошедшее и будущее – нечто несуществующее, вернее, это присутствующее, которому чего-то недостает. При таком рассмотрении время – это череда моментов «теперь», следующих друг за другом. Как только пытаешься назвать какой-то момент, как оказывается, что он уже исчез в прошлом, а в настоящем уже другое «теперь».  
 
            Но Хайдеггер не поддерживает такое мнение. Настоящее как присутствие, сильно и глубоко отличается от настоящего как «теперь». Нигде на часах – ни на циферблате, ни в часовом механизме – мы не найдем время. «Через настоящее в смысле присутствия бытие определяется как прибытие сути и позволение присутствовать, т.е. как раскрытие», – пишет Хайдеггер. Присутствие отправилось к нам, идет к нам, поэтому настоящее обозначает: «вхождение-в-пребывание-навстречу-к-нам».  
 
              «Но кто же мы?» – спрашивает Хайдеггер. Человек, по его мнению, «так стоит внутри прихода присутствия, обращающегося к нему, что он становится восприемником этого дара, присутствия, которое дано, при этом он внимает тому, что является в позволении присутствовать». Если человек постоянно не воспринимал бы дар из «дано присутствие», то бытие оказалось бы запертым и потаенным, человек оказался бы вне сферы бытия, перестал бы быть человеком. 

               «Более-уже-не-настоящее присутствует в своем отсутствии способом обращающегося к нам побывшего, в побывшем простерто присутствие», – считает Хайдеггер. Отсутствие обращается к нам и в смысле пока-еще-не-наступившего. Оно присутствует как к-нам-подходящее. Таким образом, не всякое присутствие необходимо будет настоящим. Прошедшее и будущее тоже являются присутствием. 

               «Приход наступающего в качестве пока-еще-не-настоящего подает и выводит одновременно то, что уже-более-не-настоящее, побывшее, и наоборот, побывшее само притягивает будущее. Взаимоотношение обоих протягивает и одновременно выводит настоящее», – так объясняет Хайдеггер ход времени. Будущее, прошедшее и настоящее имеются в наличии не одновременно, но их друг-друга-подавание взаимопринадлежно. Их единство может быть определено только из того, что они подают друг другу. Они подают самих себя, т.е. простертое в них присутствие. Поэтому временное пространство – это не промежуток между двумя моментами, а открытое пространство, которое проглядывает друг-другу-самоподавании настоящего, будущего и прошедшего. «Собственное временного пространства подлинного времени основывается в просвете друг-друга-подавания будущего, прошедшего и настоящего». Из этого тройного подавания, время оказывается в трёх измерениях.

Информация о работе Проблема смысла бытия и времени. Произведение Мартина Хайдеггера «Бытие и время»