Проблема смысла и цели жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:06, реферат

Описание работы

С древних времён человек пытался найти ответ на вопрос, в чём смысл его существования и его бытия? Многие великие мыслители и философы различных эпох пытались найти ответ на этот вопрос и понять, для чего мы живём и почему мы умираем, есть ли у каждого особое предназначение и что происходит с человеком после смерти. Философская проблема смысла жизни изучается и по сегодняшний день, однако, как наука, философия не пришла к общему описанию и пониманию смысла жизни. По мнению автора данной работы, из-за субъективности и многофакторности изучаемого понятия прийти к общему пониманию невозможно.

Содержание работы

Введение 3
Смысл и бессмыслица 4
Философское видение проблемы в различных течениях. 6
Религиозные подходы к проблеме смысла жизни 11
Заключение 15

Файлы: 1 файл

1310 Смысл жизни реферат.docx

— 66.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА»

 

 

 

Реферат по философии

на тему:

«Проблема смысла и цели жизни человека»

 

 

Выполнил:

Студент  1310  группы

Чирков А.А.

Преподаватель:

Ершова Н. М.

 

Работа защищена на

оценку ………………

 

 

 

Москва    2012 

Оглавление

Введение 3

Смысл и бессмыслица 4

Философское видение проблемы в различных течениях. 6

Религиозные подходы к проблеме смысла жизни 11

Заключение 15

 

Введение

С древних  времён человек пытался найти  ответ на вопрос, в чём смысл  его существования и его бытия? Многие великие мыслители и философы различных эпох пытались найти ответ на этот вопрос и понять, для чего мы живём и почему мы умираем, есть ли у каждого особое предназначение и что происходит с человеком после смерти. Философская проблема смысла жизни изучается и по сегодняшний день, однако, как наука, философия не пришла к общему описанию и пониманию смысла жизни. По мнению автора данной работы, из-за субъективности и многофакторности изучаемого понятия прийти к общему пониманию невозможно.

Вопрос о смысле жизни  есть вопрос о предназначении человека. Не почему, а для чего живет человек? С незапамятных времен он занимал человека. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он появляется из сомнения в существовании такого смысла. Сомнение же предполагает, что сама наша реальность может быть «неправильной» и нелогичной.

Среди многих подходов к  решению сложной проблемы - существует ли логика, приемлемая вплоть до самой  смерти, можно выделить три главных: смысл жизни изначально присущ жизни  в её глубинных основаниях; смысл жизни за пределами жизни(трансцендентальный подход); смысл жизни созидается самим субъектом. Для всех трех подходов характерно представление, что жизнь есть, но само же понимание смысла жизни сильно различается в каждом течении.

Целью данной работы является определение понятия смысла жизни человека и рассмотрение проблемы о нём с точки зрения различных философских учений и религиозных учений.

 

Смысл и бессмыслица

Если говорить о смысле жизни, то необходимо понять, что это  такое? Как определить человеку есть в него смысл жизни или нет? Смысл – это не наличия у индивида в сознании некого набора ценностей и не понимание значения каких-либо жизненных факторов. Смысл жизни – это процесс, положительное эмоциональное состояние, удовлетворение своих духовных и физиологических потребностей.

Логично предположить, что  если существует смысл, то его отсутствие тоже имеет право на существование  – бессмысленность. Соответственно, на поведение индивида влияет как  наличие смысла, так и бессмыслица. Бессмысленность существования можно описать через следующие экзистенциальные проявления:

  • Скука. Переживая бессмысленность человек не знает, чем себя занять, а если всё-таки находит занятие, то в результате он не получает от него никакого удовлетворения. Скука делает мир индивида серым, окрашивает его в бледные тона, делает безразличным разные явления и предметы. Скука — это дефицит переживаний, смысловой и эмоциональный голод.
  • Отсутствие значимых целей. Цели, которые заданы человеку извне при бессмысленности не воспринимаются как свои и потому отторгаются. Внутреннее побуждение к достижению целей отсутствует.
  • Собственная незначительность и ненужность в межличностных отношениях, тягота одиночества, чувство «оставленности» другими людьми.
  • Отсутствие места в мире. Текущее положение переживается как случайное или навязанное, лишенное какого-либо значения.
  • Неприятие реальности, отрицание ее, отказ от нее.

В противоположность бессмысленности, наличие смысла жизни можно описать через следующие признаки:

  • Интерес к жизни и к окружающим людям. Когда имеется смысл, человек каждое день просыпается с любопытством к миру, он жаждет новых встреч и знакомств, открытия, которые волнуют его и дают эмоциональный подъем. Интерес и смысл как две стороны одной карты: интерес даёт жизни смысл, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности.
  • Радость. Наличие смысла жизни у человека проявляется в его способности радоваться. Следует помнить, что смысл - это внутренняя значимая цель — он существует за рамками наших практических действий и рациональных рассуждений как их скрытая предпосылка. Человек даже задумываемся, отчего ему так хорошо, и необходимо усилие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.
  • Целеустремленность. Наличие смысла связано с наличием целей, понятых и воспринимаемых как свои - желанные и значимые. Смысл выражается во внутренних целях и осуществляется через цели внешние. Например, поэт считает смыслом своей жизни написание литературных шедевров и воплощает эту цель в создании конкретных произведений. Или мать видит смысл своей жизни в любви к детям, воодушевляется этой любовью и выражает себя через заботливую целеустремленную деятельность: уход, воспитание, обучение развитие своих сыновей и дочерей.
  • Чувство собственной значимости и важности в отношениях с другими людьми. Чувство единения и гармонии. Хотя необходимо отметить, что соперничество и вражда тоже могут придавать жизни осмысленность. В подобном случае человек противостоит своим врагам и солидаризируется с друзьями и соратниками. Осмысленность основывается на переживании единых взглядов и интересов – создания или вхождения в некий «свой круг». Люди, которые потеряли всякий «свой круг» и которым нет для чего и для кого жить, теряют смысл жизни. Другой вопрос, что подобная «идентификация» может быть разной: можно отождествлять себя не только с современниками, но и со своими предками и видеть смысл в поддержании памяти о них. В таком случае смысл тоже присутствует и подвигает человека на продолжение жизни и деятельности.
  • Восприятие своего места в мире как необходимого и имеющего основания, несущего в себе определенное призвание. Такое место не всегда уютно, но оно значимо и весомо, оно фундирует нашу индивидуальную жизнь, как бы придает ей солидность, направленность, оправданность. Когда у жизни человека есть смысл, его бытие оправдано, он «вправе быть» и «вправе быть таким, как он есть».
  • Принятие реальности, признание ее за несомненное благо, несмотря на все ее противоречия, ужасы и обманы.

Поиск и поддержание смысла – это работа не только ума, но также  воли, сердца, живых человеческих чувств. Невозможно найти смысл жизни, не имея стремления к этому.

Философское видение проблемы в различных течениях.

Рассматривая проблему смысла жизни человека, необходимо так же рассмотреть не только субъективное понимание смысла жизни, но и понимание  проблемы смысла с жизни представителей разных философских учений. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических течений стремятся найти смысл жизни, оперируя такими понятиями как Бог, дух, разум и идея. Вопрос о смысле и цели жизни остаётся открытым, и нет никаких предпосылок полагать, что он может быть решён в ближайшем будущем.

 

Античная философия

Древнегреческий философ Аристотель, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека счастье состоит в мышлении и познании окружающего мира. Исходя из того, что сущностью любого человека является душа, то, следовательно, духовная работа имеет преимущество над физической. Согласно Аристотелю, главными добродетелями человека являются научное познание и занятие искусством, которые можно достичь, если подчинить свои собственные страсти разуму.

Ещё один представитель античной философии, на которого обязательно следует обратить внимание – Эпикур. Он и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия. Однако, не как чувственное наслаждение, а как избегание и избавление от физической боли, душевных страданий и беспокойств, страха смерти и негативных переживаний. Для Эпикура идеалом является жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание действительности. Согласно Эпикуру даже сами боги – это блаженные существа, которые не вмешиваются в дела земного мира.

Рассматривая данную проблему можно так же обратить внимание на  философию представителей одной  из сократических школ – киники. Одними из главных представителей этой школы являются Антисфен и Диоген Синопский. Они считали конечной целью устремлений человека добродетель. По их учению, добродетель – это умение довольствоваться малым и избегать зла. Это умение позволяет человеку стать независимым. Человек должен стремиться стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и найти внутренний покой. В то же время, независимость человека, к которой призывали представители данной школы, означала индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.

Иррационализм

Одним из известных иррационалистов, определил смысл жизни был  немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр. Он определил человеческую жизнь как проявление мировой воли. Некая сторонняя воля движет всеми людьми, а людям только кажется, что они делают то, что хотят, что следуют собственным желаниям и идеалам. Эта мировая воля является бессознательной, и, как следствие, ей нет никакого дела до своих творений: людей. Она бросила их на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Отсюда можно сказать, что жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью и постоянные страдания. И все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.

Религия и философия в  таком случая становятся  неким  «обезболивающим жизни». Человек  придумывает их чтобы сделать  свою жизнь более выносимой. Из этого  ада он находит правила и идеалов, которым старается следовать. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий.

Экзистенциализм

О смысле жизни писали многие философы-экзистенциалисты XX века — Альбера Камю, Жана-Поля Сартра, Мартина Хайдеггера. Автор работы считает, что именно для экзистенциалистов проблема смысла и цели жизни человека является главной и приоритетной для решения.

Один из первых экзистенциалистов, датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в этом безразличном, по отношению к нему, мире.

По словам Сартра, «существование предшествует сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается  на себя, чувствует себя в мире, а  затем определяет себя. Нет никакой  человеческой природы, поскольку нет  никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир. Люди могут быть оценены или определены по их действиям и выбору — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».

Прагматизм

Философы-прагматики полагают, что  вместо поисков истины о жизни  человек должен искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

На практике это означает, что  для прагматиков, теоретические  требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь  делать предсказания и проверять  их — и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.

Позитивизм

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн  и другие логические позитивисты  скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X»  это элементарное выражение, которое в жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл, но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только в жизни, делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни, но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.

Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что  является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие  философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для  человечества, им не удалось найти  согласования с лингвистической  моделью Витгенштейна.

Психоанализ

Согласно Фрейду люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми.

Это стремление  имеет  две  стороны,  положительную  и  отрицательную  цели: отсутствие боли и  неудовольствия,  с  одной  стороны,  переживание  сильных чувств наслаждения - с другой. То что  понимается  под  счастьем,  проистекает  скорее  из  внезапного удовлетворения потребности,  достигшей  высшей  напряженности,  и  по  своей природе  возможно  лишь   как   эпизодическое   явление.  Продолжительность ситуации, к созданию которой так  страстно  стремится  принцип  наслаждения, дает лишь  чувство  прохладного  довольства.  Человек  так  устроен,  что может интенсивно наслаждаться только контрастом и весьма мало - самим  состоянием. Значительно менее трудно испытать несчастье.

Информация о работе Проблема смысла и цели жизни человека