Проблема смысла и цели жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:06, реферат

Описание работы

С древних времён человек пытался найти ответ на вопрос, в чём смысл его существования и его бытия? Многие великие мыслители и философы различных эпох пытались найти ответ на этот вопрос и понять, для чего мы живём и почему мы умираем, есть ли у каждого особое предназначение и что происходит с человеком после смерти. Философская проблема смысла жизни изучается и по сегодняшний день, однако, как наука, философия не пришла к общему описанию и пониманию смысла жизни. По мнению автора данной работы, из-за субъективности и многофакторности изучаемого понятия прийти к общему пониманию невозможно.

Содержание работы

Введение 3
Смысл и бессмыслица 4
Философское видение проблемы в различных течениях. 6
Религиозные подходы к проблеме смысла жизни 11
Заключение 15

Файлы: 1 файл

1310 Смысл жизни реферат.docx

— 66.79 Кб (Скачать файл)

Страдания угрожают нам  с  трех сторон: со стороны нашего собственного тела,  судьба  которого  -  упадок  и разложение;  со  стороны  внешнего  мира,  который  может  обрушить  на  нас могущественные и неумолимые силы разрушения, и, наконец,  со  стороны  наших взаимоотношений с другими людьми.

Религиозные подходы к проблеме смысла жизни

Религиозный подход к изучению проблемы смысла жизни чаще всего является трансцендентальным. Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.

Часто предполагается, что религия — это ответ на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти и желание не умирать. Определяя мир за пределами жизни, эти потребности «удовлетворяются», обеспечивая смысл, цель и надежду для наших жизней.

Автор работы, считает, что только религиозным подходам к смыслу жизни  характерен манипулятивный характер. В некоторых религиозных подходах существует некое «ужасное наказание» в том случае, если человек живёт  не так как подразумевает религия.

Христианство

В христианстве только Бог является онтологически самостоятельным  существом. Вся окружающая действительным сотворена Богом и существует и осмысляется только в непрерывной связи с ним. Однако не всё в этом мире имеет смысл. Существуют бессмысленные и иррациональные события и поступки. Примером таких поступков является, например, предательство Иуды или его самоубийство. Таким образом, христианство учит, что один поступок может обессмыслить всю жизнь. Такие поступки называются грехами. Грех — это не только зло, а ещё и бессмыслица. Самооправдание греха — это самообман, лесть себе и в то же время попытка укрыться в свой внутренний мир от реальности. Обратный процесс — возвращение к реальности и осмысление бессмысленной жизни, возможен только при невидимом личном присутствии Творца, и называется покаянием. Способность к покаянию есть только у человека, ибо у него есть тела. В этом случае ангелы и бесы не могут покаяться.

Ислам

Для Ислама характерно особое отношение между человеком и богом. Человек должен полностью «вручить» себя Аллаху. Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему.

Как указывает Аль-Мансури, «Согласно основополагающим догматам ислама, «Аллах властвует надо всем и опекает свои творения. Он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду»

Буддизм

Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемой частью жизни любого человека является страдание. Высшая цель для человека и её смысл сводиться к прекращению страдания. Источником страданий являются человеческие страсти и желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния — нирваны. Нирвана – это состояние полного отсутствия желаний и потребностей, и, как следствие, страданий, которые они вызывают.

В буддизме существует две похожих  точки зрения. С точки зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова.

Буддизм северной традиции (Махаяна) полагает свою мотивацию более возвышенной по сравнению с прочими традициями. Обеты Махаяны обязуют практикующего не уходить в нирвану, пока все существа не достигнут просветления. Также именно в Махаяне наличествует представление о том, что просветления можно достичь не только за счёт практики, но и путём праведной жизни в мире.

Конфуцианство

По Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества — «Поднебесной империи», что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Этой цели подчинено всё остальное. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование.

Человеческая природа в своей  сущности непорочна, но у каждого  человека есть свобода выбора — он может стать «благородным» или «низким» человеком. Благородный человек ставит своей целью самосовершенствование через постижение высшей добродетели, сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие. Сама добродетель есть нечто свойственное человеку, а поэтому достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути. Поведение, ведущее к достижению благородства, подразумевает прежде всего умеренность, выбор «среднего пути», стремление избежать крайностей. Крайне важно поддержание внутрисемейных связей, следование многочисленным ритуалам и традициям, образование и культура

Даосизм

Основатель Даосизма Лао-цзы, в  отличие от Конфуция, призывал не вмешиваться  в процесс жизни, не заниматься её обустройством, улучшением, исправлением. По Лао-цзы, всё сущее должно быть предоставлено самому себе, а человек  должен придерживаться принципа «недеяния». Вселенная порождена великим  Дао, всеобщим Законом и Абсолютом, выражающим универсальное единство мира и являющимся источником гармонии и равновесия, поэтому всё в  мире должно оставаться таким, как оно  есть в своём естественном состоянии.

Согласно даосизму, смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Для этого человек должен отвлечься от мира форм и красок, от ненужных волнений мысли и духа. Главные добродетели человека, согласно Лао-цзы, — любовь, умеренность и смирение.

 

Заключение

В работе были рассмотрены различные подходы  к пониманию и решению проблемы смысла жизни человека. Были рассмотрены  идеи ярких представителей своих  течений. Так же были проанализированы позиции религиозных течений  по отношению к смыслу жизни. И  можно сказать, что решение, за тысячи лет существования проблемы, не было найдено. Были сформированы различные  позиции, но философы не пришли к общему мнению о смысле жизни.

В завершение, авторы работы желает высказать свою позицию по изучаемой проблеме.

Для меня смысл  жизни человека определяется тем  вкладом, который он внёс в развитие окружающего его мира. При этом этот вклад можно измерить. Чем  больший вклад человек в окружающий его мир, тем больше людей, знаёт  о нём и его деле после того, как он умер. При этом я не считаю, что вклад может быть плохим или  хорошим. Создание пенициллина, первый полёт в космос или убийство президента, развязывание революции – это вклад в развитие мира. И каждый человек находит исполнение своего смысла жизни сам.

 

 

 

Список литературы

  1. П.А. Кропоткин Этика: Избранные труды. – М.: Политиздат 1991. – 496 с.
  2. Б. Н. Попов Взаимосвязь категории счастья и смысла жизни. М., 1986
  3. Е. Н. Трубецкой Смысл жизни. – М. АСТ 2000
  4. З. Фрейд Я и оно. По ту сторону принципа удовольствия. -  М.АСТ: Астрель 2011 – 156 с.
  5. Интернет – энциклопедия «Википедия» - http://ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Проблема смысла и цели жизни человека