Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 21:52, контрольная работа
Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимает проблема человека. Человек – уникальное явление в мире. Для чего он приходит в этот мир? Каковы его место и роль в нем? В чем смысл жизни? Эти вопросы издавна волновали людей. Ибо человек – существо не только биологическое, но и социальное, обладающее высокоразвитым сознанием. Ему органически свойственно стремление осмыслить свое предназначение, осознать как жить, зачем и во имя чего трудиться, как относиться к другим людям.
Введение………………………………………………………………………….
3
1. Судьба человека и его свобода……………………………………………….
4
2. Проблема смысла жизни человека…………………………………………...
12
Заключение……………………………………………………………………….
21
Список использованной литературы……………………………………………
22
Главный вывод из анализа философских учений о смысле жизни состоит в том, что говорить б этом понятии безотносительно к личности бессмысленно, ибо всегда существует чей-то и кем-то осознаваемый смысл жизни. Но, будучи личностным феноменом, смысл жизни, по своему существу, содержанию есть нечто надындивидуальное, надличное, связывая жизнь индивида с надличностной системой, подчиняя индивида этой системе, но таким способом, что это подчинение есть собственный атрибут личности человека и выявление его свободы.
Второй вывод заключается в том, что смысл жизни осознается и формируется на определенной мировоззренческой (философской или религиозной) основе. Отсюда неразрывная связь смысла жизни с философией и религией. Тайна этой связи состоит в том, что сам смысл жизни есть личностная интеграция системы ценностей, функционирующих в обществе. Философия же, как и религия, включая в себя определенные ценности, вместе с тем является основой интеграции ценностей вообще.
Как же все-таки подойти к ответу на вопрос о смысле жизни, если отвлечься, конечно, от иррациональных, мистических концепций? Представляется, что дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии – это значит встать на точку зрения телеологии, предположить наличие заранее заданной для человека цели. Но тогда встает еще один вопрос: «Кто установил эту цель?» - и целый ряд подобных вопросов. Другими словами, обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя. Помимо этого, решение вопроса о смысле жизни предполагает и осуществление сократовского императива – «Познай самого себя», а это тоже открытый вопрос. Так для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Преодоление неведения предполагает поиск того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Дать абсолютный ответ на него – это значит исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. Кроме того, как тут не вспомнить слова Ницше: «Познавший самого себя – собственный палач». Ну и ,наконец, для того чтобы познать смысл жизни, ответить на вопрос: «Для чего мы живем?» - необходимо, видимо, познать и смысл смерти и ответить на вопрос: «Для чего мы умираем?»
Думается, однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни, как и к самому этому вопросу, не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без твердого представления себе, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы». Вместе с тем много глубокого смысла и мудрости содержится и в словах Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как».
В этой связи большое значение имеет теория и практика логотерапии, разработанная В. Франклом. Она ставит своей задачей помочь обрести людям, нуждающимся в этом, смысл жизни и тем самым излечить их душу. Задача эта архиважная, поскольку отсутствие смысла жизни приводит многих людей к трагическому исходу.
Имея в виду этот реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл жизни, в общем плане можно сказать: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Определить личностный смысл жизни – это значит осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. По мнению С. Л. Рубинштейна, все это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким свойством – мудростью.
Однако, как известно, сова Минервы вылетает только в сумерках. Поэтому «юноше, обдумывающему жизнь» и пожелавшему узнать смысл ее с самого начала, ничего не остается, как только обратиться за советом к тем, кто ее уже прожил, причем прожил, конечно, мудро. А еще лучше – к летописи человеческой мудрости, проверенной на опыте не только одного человека, но и всего человечества. Одно из древних, в различных модификациях встречающееся у всех народов выражение на этот счет таково, что оно, увы, не оставляет надежды для спешащих получить готовый ответ на этот вопрос в начале жизни и отсылает их к самой жизни: primum vivere deinde philosophare – «сначала жить, потом философствовать».
Близкая к ней, но более человеческая, в традициях русской философии мысль содержится у Ф. М. Достоевского: надо не просто «сначала жить», а прежде всего надо «жизнь полюбить», причем «полюбить больше, чем смысл ее». Как говорит Алеша Карамазов, полюбить жизнь «прежде логики, и тогда только я и смысл пойму». Добавим, что сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям, положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.
Заключение
Как определить цели своей деятельность? Какие средства выбрать для достижения поставленных перед собой целей? Как выбрать реальную возможность развития из нескольких альтернативных и пойти по правильному пути? Как правильно реализовать свою свободу, чтобы она не вступила в противоречие с ответственностью? Как подойти к вопросу о смысле жизни так, чтобы потом не оказаться дезориентированным в этом огромном мире, не потерять себя? Вопросы эти каждый вольно или невольно решает сам. Так каждый проходит свой жизненный путь от первого дня и до последнего сам, и никто его не может заменить. Любая теория, либо собственная ошибка могут только скорректировать ранее намеченное движение и только. Поэтому легче всего согласиться с высказыванием Окутагава Рюноскэ : «Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно - смешно. Обращаться несерьезно - опасно».
Список использованной литературы
1. Алексеев П. В., Панин А. В. ФИЛОСОФИЯ: Учебник для ВУЗов – М.: ТЕИС, 1996. – 504 с.
2. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса/ Вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. – М.: Республика, 1994. – 368 с. – (Б-ка этической мысли).
3. Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. – 205 с. – (Серия «Общество и личность»).
4. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др. – М.: Политиздат, 1989. – 639 с.
5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -677 с.