Проблема сознания в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:48, реферат

Описание работы

Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа. Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

Содержание работы

Введение
1. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу
2. Проблема генезиса сознания
3. Сущность, основные характеристики и структура сознания
4. Сознание и язык
5. Сознание и мышление
6. Сознание и самосознание
7. Проблема сознания и мозга, искусственный интеллект
8.Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Проблема сознания.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1 - Структура сознания

           Проекции

Уровни

Когнитивная

Аксиологическая

Регулятивная

Чувственно-эмоциональный

Ощущение, восприятие, представление

Эмоции

Чувства

Интуитивно-волевой

Интуиция

Смыслы

Воля

Абстрактно-дискурсивный

Понятия, суждения, умозаключения

Значения, ценности

Вера


 

Все уровни и все проекции сознания функционируют как единая целостность, тотальность.

Акцент на онтологии индивидуального  сознания сущностно пересматривает традиционные представления о привилегированном статусе разума. Начиная с К. Г. Юнга, в психологии и философии говорят о двух типах мышления: образно-ассоциативном и рационально-логическом, причем генетически первичным и функционально более значимым оказывается образно-ассоциативное мышление. Согласно Юнгу, различия между ними состоят в следующем: если разум экстравертен, подчинен "внешним" языковым, логическим и причинно-следственным связям, то интровертивный опыт образного мышления представляет собой его подлинную и наиболее органичную среду. Поток свободных ассоциаций всякий раз "перекрывает" искусственную логику разума, а подлинное понимание идеальных смыслов обеспечивается не столько умозаключением, сколько интуицией, обеспечивающей синхронную целостность рационального и чувственного, прошлого и настоящего, внутреннего и внешнего.

Интуиция как основной когнитивный механизм образно ассоциативного типа мышления связана с непосредственным знанием об объекте, получаемым в результате внелогического соединения различных фрагментов опыта в целостный образ. Существуя помимо устойчивых логических и языковых структур, интуиция тем не менее в ином по сравнению с разумом контексте воспроизводит социокультурную размерность сознания, являясь результатом изначальной, обусловленной наличной ситуацией нацеленности мысли на проблему и предварительной работы по ее решению.

 

 

 

 

 

4.Сознание и язык

 

Сознание неразрывно связано с  языком и возникает одновременно с ним. Между сознанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания. Язык - это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя. Знак - это материальный предмет, воспроизводящий свойства другого предмета. Можно выделить естественную (вербальная, устная, письменная речь, звуки,) и искусственную, возникающую на основе естественной (язык логики, математики, музыки,) системы знаков языка.

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность посредством языка заявить о своем самостоятельном бытии. В речевом общении человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов для передачи эмоционального состояния, переживания внутреннего опыта. Различие между сознанием и языком заключается в том, что мысль - это отражение объективной реальности, а слово - способ закрепления и передачи мысли. Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и самого себя.

Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохранения и трансляции информации, коммуникации. Язык является необходимым посредником между человеком и миром, восприятие и познание которого возможны лишь через призму языка. Например, всякий язык содержит определенную "концептуальную схему", которая посредством конкретных грамматических форм задает категориально-логическую структуру восприятия пространства, времени, модальности, количества, качества и тому подобного, специфичную для тех или иных этнокультурных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Сознание и мышление

Различие содержаний понятий "сознание" и "мышление" философы могут осуществлять на основе различения разных режимов (или, как говорил Ф. Бэкон, разных порядков) работы сознания; стихийного (или естественно складывающегося в процессе непосредственной человеческой жизнедеятельности) и автономного, то есть дающего себе собственные основания и правила работы.

Сознание человека в его повседневном существовании непосредственно, стихийно включено в мир и в процессы индивидуальной жизнедеятельности. В этой своей естественной включенности в мир человек всегда каким-либо образом постигает, понимает и интерпретирует его.

Такое сознание еще нельзя называть мышлением в строгом смысле этого слова, поскольку, оставаясь стихийным сознанием мира и себя самого, оно действует не на основании собственных принципов, но исходя из мнений, предрассудков, привычек, традиций и т. п.

Мышлением стихийное сознание еще должно себя сделать. Мышление оказывается трудом, заданием сознания самому себе, если оно, конечно, хочет научиться мыслить, то есть понимать мир и себя самого объективно, действовать автономно и разумно. А это предполагает проработку сознанием самого себя по некоторым специальным правилам.

Живое переживание "наличной очевидности" всех содержаний и значений своего опыта - одно из условий аутентичного мышления и аутентичного существования у философов разных эпох - от Платона, Декарта, Канта до феноменологии и экзистенциализма. Освободившись от всего унаследованного в силу воспитания, традиции, привычки и прочего, мысль стремится отыскать в себе самой некие "последние достоверности", исходные истины, на которые она могла бы уверенно опереться и сделать их фундаментом достоверного знания. Исходя из этих интуитивно открываемых в самом себе достоверностей, работая по собственным правилам и контролируя все свои шаги, мышление стремится выстроить систему достоверного знания о мире, о человеке и самом себе.

Одним словом, сознание, которое хочет  быть полноправным, самосознательным, и ответственным участником определения наших способов быть и действовать в мире, а для этого оно хочет знать Истину, то есть стремится стать мышлением в строгом смысле слова, спрашивает себя: как я знаю то, что я знаю? Откуда во мне это знание? На основании чего я могу считать свое знание достоверным и истинным? Строгая философская рефлексия предполагает, что знаем мы только то, происхождение и способы получения чего мы можем удостоверить собственным сознанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сознание интуиция мышление

6. Сознание и самосознание

 

Сознание предполагает выделение  субъектом самого себя в качестве носителя определенной позиции по отношению  к миру. Это выделение себя, отношение  к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание — динамичное исторически  развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса — возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность.

С проблемой самосознания тесно  связана проблема рефлексии. Рефлексия есть обращение сознания к самому себе, его направленность на свои собственные состояния, акты и содержания. Рефлексия вторичная позиция сознания. Первичной же является до-рефлексивное состояние: непосредственная направленность сознания на свой объект.

Сознание и самосознание, обеспечивая  возможность самоконтроля, свободы, вменяемости и ответственности человека, являются условием возможности специфически человеческого существования в мире, возможности культурного, нравственного порядка в бытии, отличного от естественного, природного порядка, от животного существования. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или недовольства собой.

Самосознание — настолько очевидное  свойство каждого человека, что факт его существования не может вызвать никаких сомнений. Более того, значительная и весьма влиятельная ветвь идеалистической философии утверждала, начиная с Декарта, что самосознание - это как раз единственное, в чем никак нельзя усомниться.

Наделенность сознанием и самосознанием  превращает человеческий опыт мира и  себя самого в пространство тяжкого  испытания человека сомнением и суверенностью. И вместе с тем это пространство - его единственный шанс осуществиться в мире в качестве мыслящего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Проблема сознания и мозга, искусственный интеллект

Философский анализ сознания предполагает ответ на вопрос, что собою представляет сознание с точки зрения его материального носителя - мозга, обеспечивающего способность мыслить. Любые психические явления являются функциями головного мозга. Сознание не может существовать в отрыве от материи. Интеллект (от лат. intellectus - ум, рассудок, разум), наивысшая сила, естественный свет как способность к постижению сущности вещей. Философскую значимость проблемы сознания и мозга определяет онтологический статус сознания.

Исходным пунктом философского рассмотрения сознания является уяснение его естественнонаучных предпосылок. Естествознание доказывает, что сознание не может существовать в отрыве от мозга, связано с деятельностью высокоорганизованной материи.

Учение о мозге прошло длительную историю, в которой выделяются две  основные тенденции: концепция строгой  локализации психических явлений и точка зрения, согласно которой мозг функционирует как единое целое.

В последнее время играет все  возрастающую роль такой фактор современной жизни, как «виртуальная реальность» или «киберпространство». Фактически длительное воздействие виртуальной реальности на психику сходно с воздействием наркотиков, галлюциногенов. Многочасовое сидение детей за компьютерными играми может оказаться не столь уж безобидным занятием. Сможет ли мозг людей приспособиться к новому миру образов, созданному математическими процессами внутри компьютерных чипов? Не вызовет ли киберпространство постепенного привыкания и последующего отторжения действительности? А может быть это, напротив, шаг к новым возможностям? На эти вопросы смогут дать ответ лишь новые исследования.

Границы возможностей «властвования  собой» пока совершенно неясны. Так, йоги способны находиться под водой по несколько часов, затормаживая дыхание и сердцебиение, проходить за одну ночь по 100 км без внешних признаков усталости, месяцами не принимать пищу. Не менее известны примеры внушения в состоянии гипноза.

Сказанное выше, конечно, является далеко не полным. Мы ещё многое не знаем  о работе мозга, и особенно о том, что лежит в основе его высших функций и человеческого сознания. Тем не менее, прогресс в этой области  в последние годы достаточно очевиден, и наука о мозге постепенно приближается к раскрытию этой тайны природы.

За последние 30—40 лет вопрос о  сущности сознания часто связывается с перспективами создания «мыслящих машин» (ЭВМ). Если ранее возможность «искусственного интеллекта» категорически отрицалась нашими философами, то в последнее время наблюдается более свободное обсуждение этого вопроса.

Как в философии, так и в ряде отдельных наук, в художественной литературе ставится и по-своему осмысливается вопрос, возможно ли создание искусственного интеллекта? Начальную теоретическую основу для формализации мыслительных процессов создала формальная логика Аристотеля. С возникновением кибернетики актуализировалась задача создания искусственного интеллекта. В философии и науке возникли различные программы исследований «искусственного интеллекта», когда такие науки, как кибернетика, зоопсихология, психология, дали сильный толчок научному изучению интеллекта: создание компьютеров, способных выполнять функции, традиционно относимые к области интеллектуальной деятельности человека; попытка моделировать человеческий интеллект на основе мозгового субстрата (нейрокомпьютеры); создание искусственных самообучающихся устройств, способных эволюционировать.

С момента своего отделения от кибернетики  в конце 1950-х гг. исследования в области искусственного интеллекта прошли 3 этапа:

  • первый этап (1950-1960-е) - время становления исследовательских программ искусственного интеллекта, формирование круга задач, относящихся к этому направлению (игры, доказательства теорем, распознавание образов, машинный перевод, робототехника), создание методов и инструментов решения этих задач;
  • второй этап (1970-е) - приобретение искусственным интеллектом статуса «классической» научно-технической дисциплины с проведением международных конференций, изданием журналов, чтением соответствующих курсов в университетах, созданием новых интеллектуальных программ (нечеткая логика, генетические алгоритмы, модели представления значений);
  • третий этап (1980-1990-е) связан с практическим использованием достижений искусственного интеллекта в различных сферах деятельности (финансах, экономике, управлении, компьютерной и бытовой технике), изучением и моделированием рациональных структур и связи с эмоциями, верованиями, чувствами, практическими методами обработки образной информации, сглаживающими современные модели искусственного интеллекта с их естественным человеческим прототипом.

Информация о работе Проблема сознания в философии