Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:27, реферат
Мы приступаем к изучению очередной темы и обращаемся к изучению
чрезвычайно интересного свойства человека - к его сознанию.
Каждый из вас обладает сознанием, но сознайтесь, многие ли из
вас могут сейчас сказать - что есть сознание ?
Это подтверждает, что проблема сознания - одна из самых трудных
и загадочных.
1. Истоки сознания
2. Сущность, структура, функции сознания
3. Сознание и культура
Тема: Проблема сознания в философии
Вопросы:
1. Истоки сознания
2. Сущность, структура, функции сознания
3. Сознание и культура
Литература:
1. Введение в философию. В2-х. М. 1989. ч. 2. Гл.
2. Философия (под ред. Кохановского В.П. Ростов. 1996.
3. Философия (курс лекций ).М. 1997.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М. 1997.
5. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М. 1997.
6. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов. 1997.
7. Радугин А.А. Философия (курс лекций ). М. 1996.
8. Современный философский словарь. М. 1996.
9. Философский словарь
( под ред. И.Т. Фролова ).М.
Мы приступаем к изучению
чрезвычайно интересного
Каждый из вас обладает
вас могут сейчас сказать - что есть сознание ?
Это подтверждает, что проблема сознания - одна из самых трудных
и загадочных. Познать его очень трудно, поскольку сознание не
существует как отдельный предмет или вещь, но оно непременно
присутствует в каждом моменте жизни.
Представления о сознании
опыта людей, их культуры, религиозной и общественной ориентации
.Многогранность сознания
наук: философии, психологии, биофизики, информатике, кибернетике,
юриспруденции, психиатрии.
Благодаря объективной своей многочисленности сознание с большим
трудом поддается системному определению, вот почему нам приходится
оговаривать каждое из определений его специальным назначением.
Поэтому, решение этой проблемы мы посвятим лекцию «Проблема
сознания в философии « в ходе которой рассмотрим три вопроса.
1. Истоки сознания.
2. Сущность, структура, функции сознания.
3. Сознание и культура.
Рассмотрение проблемы сознания чрезвычайно актуально, это
связано с методом этого
1. Сознание отличает человека от всего другого в мире.
2. Не поняв сущности сознания нельзя понять природу человека и
творимого им мира.
3. Через сознание открывается путь в духовный мир человека, его
психику.
Существуют различные историко-
сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было
господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В
античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении
внимание человека было всецело направлено на окружающий мир.
Сознание определялось как
которые существуют независимо друг от друга . В момент их встречи
объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на
воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире.
Античная философия открыла только одну сторону сознания –
направленность на объект.
В культуре христианства возникает потребность во внутреннем
сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом
через молитву. В ней человек
должен погрузиться внутрь
с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась
способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание
прежде всего о собственном духовном опыте. В его содержании
включены инкстинты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец,
слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е.
Сознание это способность
уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение
эпохи Средневековья можно
В Новое время человек
Богом, царем природы,
о формировании нового
освобождается от власти сверх
чувственного о согласии
происхождение только через
антропоцентристского
причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и
возможность мира, мира, который
он может понимать и
нем. Человек своей
акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем
можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит
– существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд в
котором уже содержится идеи и образцы того с чем предстоит
столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт
обращения к внутреннему миру
был использован в
сознание открыто самому себе,
т.е. является самосознанием.
отождествляется с мышлением
т.е. максимально
может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание
тождественно предметному миру.
Философов и
источниках сознания. Сложились
разные стратегии его
реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая,
вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое
направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям
(некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие
мышления желчи,
мышления оказывается
крови на мозг и его работу. Противоположный этому- объетивно-
идеалистический подход определяет сознание как независящее от
мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей)
(фактически, та же социокультурная доминанта !!).
Философско-реалистическое
сознания выделяет следующие факторы:
1. Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные
явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-
понятийных образов. Такая
человека с наличной ситуацией,
нею.
2. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и
эстетические установки,
формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному
человеку смотреть на мир
3. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и
переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий
способен переосмысливать
4.
Мозг как макроструктурная
природная система
клеточно-тканевом уровне
функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга
влияет на сознание ( и в этом правы вульгарные материалисты,
ошибка их в игнорировании специфики других факторов, в отстаивании
положения о вещественности
5. Источником сознания выступает, вероятно, и космическое
информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является
сознание человека. Подтверждается
гипотезой в квантово-
природе мозга.
Таким образом источником
сами по себе идеи ( как у объективных идеалистов ) и не сам по себе
мозг ( как у вульгарных
и субъективная), отражаемая человеком посредством
высокоорганизованного
системе надличностных форм
Раскрывая природу сознания необходимо выяснить, являются ли
сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое,
космическое. Второй подход
течениях (В.С.Соловьев, Д.Ландреев, Т. де Шарден), в центре которых
– божественный разум, живое тело космоса, «галактический разум» и
т.д. Не отвергая этот подход
остановимся на другом
научное объяснение, объявляющее сознание атрибутом человека.
Он разрабатывался в рамках философского реализма
( диалектического материализма).
его служит принцип отражения,
субстанции.
Отражение – это свойство
ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний
особенности других систем.
Эти изменения, запечатляемые в другом и используемые
самоорганизующимися системами называются информацией (песок и вода,
отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы).
Отражение в неживой природе – элементарные формы отражения:
механическая, физическая, химическая. Они характеризуются тем, что
не обладают формой активности, отражающая и отражаемые системы
выделяются лишь условно, нет использования информации. Поэтому
такие системы временны, стареют и разрушаются.
Присущее неживой природе
условиях порождает отражение
в живой природе –
отражения. Ее разновидности: раздражимость, чувствительность,
элементарная психика высших животных. Такое отражение связано с
приспособленной
проявляется сущность их жизни.
система.
Раздражимость – реакция живых организмов на благоприятные
условия среды, вызывающая
Чувствительность – более
отражения, способность
Этим формам отражения присуща
Даже растения, простейшие организмы исходя из потребностей
самосохранения целесообразно реагируют на биологические важные
условия среды.
На основе этого происходит проявление зачатков психической
формы отражения. Это свойство живых организмов ( позвоночных)
целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью
приспособительного поведения.
представления имеют
психических явлений, служит
начинается с восприятия раздражителя, продолжается первыми
процессами в организме, заканчивается ответным движением и
закрепляется как безусловный (Р.Декарт, И.П.Павлов, И.М.Сеченов).
Следующая форма – условный рефлекс. По своей биологической
сущности он является