Проблема сознания в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

Мы приступаем к изучению очередной темы и обращаемся к изучению
чрезвычайно интересного свойства человека - к его сознанию.
Каждый из вас обладает сознанием, но сознайтесь, многие ли из
вас могут сейчас сказать - что есть сознание ?
Это подтверждает, что проблема сознания - одна из самых трудных
и загадочных.

Содержание работы

1. Истоки сознания
2. Сущность, структура, функции сознания
3. Сознание и культура

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 39.25 Кб (Скачать файл)

         через  общественное  сознание,   которое   выступает   своеобразной

         духовной  культурой  народа.   Это   нравственно-моральные   нормы,

         правовые    установления,     формы     государственно-политической

         организации жизни, математические  истины и ритуалы,  идеи  науки   и

         коллективные архетипы. Все эти  факты общественного сознания  относят

         к  идеальному.  Человек   оберегает  идеальное   («идеальный»   план

         жизнедеятельности) в ходе деятельности,  приобщаясь  к  исторически

         сложившимся формам общественной  жизнедеятельности,  к   культуре  в

         этом случае сознание есть  не что,  иное  как  аспект  культуры,  ее

         определенность, свойство.

            Существует множество различных  видов культуры,  поскольку   есть

         множество видов деятельности (экономическая,  политическая, научная,

         религиозная, эстетическая). Индивид  усваивает ее посредством языка,

         воспитания,  общения.  Сознание  его   складывается   незаметно   и

         изменяется в ходе жизни. Овладевая  существующими в обществе нормами

         и способами деятельности, индивид  осваивает и изменяет культуру.

            Идеальность,  внешне,  как   культура   может   существовать   в

         материальной форме, поскольку  объективируется  в  книгах,  статуях,

         орудия  труда.  Материальная  культура   постольку   имеет   смысл,

         поскольку наполненное идеальностью  человеческого сознания.

            Тем самым, своей деятельностью,  практикой человек  создает  свое

         «второе тело», «вторую природу»,  специфическую  среду  обитания  -

         т.е. культуру.

            Формирование  сознания  тем   самым  связанно  с   формированием

         культуры, т.к. в ней закреплялись  и фиксировались навыки,  способы,

         нормы деятельности и она служит  основой передачи всего этого   новым

         поколениям. Люди вступая в общение,  в кооперацию в совместном  труде

         закрепляют в сознании как  бы план совместных  действий.  Тем  самым

         сознание выполняет функцию социальной  памяти человечества.

            Оба этих  момента  есть  свидетельство  того,  что   сознание  -

         необходимое условие воспроизводства  человеческой культуры.

            Одним из видов деятельности, является техническая деятельность.

         История становления современного  человека связана с усложнением   и

         развитием   техники.   Изобретением   техники,   обеспечением    её

         нормального   функционирования   занимается    инженер,    и    его

         профессиональная институализация  проходит лишь в последние  100 лет.

Какие  же  признаки  отличают  развитое  инженерное  мышление  ?  Инженерное

мышление Формируется  на  машинной  основе;  оно  рационально,  выражается  в

общественной форме,  имеет  тенденцию  к  формализации   и   стандартизации,

опирается   не   только   на  экспериментальную  базу,  но  и   на   теорию,

систематично   формируется   профессиональными   инженерными   дисциплинами,

экономически рентабельно.  Оно   имеет   тенденцию   к   универсализации   и

распростран ению во все сферы человеческой жизни.

   С появлением  компьютерной  техники  и   компьютерной  технологий,  стала

разрабатываться проблема искусственного интеллекта. Знания  человека  и  его

интеллектуальные  способности  стали  предметом  интереса  математических  и

инженерных дисциплин. В центре  внимания  -  символизация  мира  человека  в

информационной  технике.  Инженер  -  «символизируется»   в   компьютере   в

вещественно-энергетическом виде, и на  созданной  базе,  проводит  еще  одну

символизацию - информационную.

   В основе  механизма такой символизации  находится  факт  подобия   структур

мозга и элементов  ЭВМ  вычисленний  проводимых  в  мозгу  и  в  компьютере.

Область  такого  сходства  сознания  и  компьютера  расширяется.   Компьютер

неспособен оперировать  категориями  и  целостными  образами,  чувствовать  ,

творить  ,  понимать  историке-культурный  контекст  явлений.   Но   будущее

принесет новые  успехи. Но компьютер  выступает  системой  подобной  человеку

символически.  В  философском  смысле  не  человек  символ  компьютера  ,  а

наоборот, компьютер - символ человека. Сейчас нет оснований  утверждать.  Что

эта асимметрия будет  нарушена.

   Широкое использование  компьютера рационализирует деятельность  человека,

расширяет доступ  к  информации,  способствует  быстрому  росту  компетенции

специалиста экономизирует  труд. Это элементы компьютерной культуры . Но  она

(культура)  может   быть  разрушительной  -  изолировать   индивидов,  снижать

интеллект , деманигузировать труд. Вот почему в компьютерной культуре  важна

гуманитария.  этическая  составляющая.  Специфично,  как  и  инженерное,   и

Военное мышление.

 

     Таким  образом:

     1. Сознание - Специфический способ  ориентации  человека  в  окружающем

       мире. продукт общественного развития

     2. Сознание - результат развития материи  ,  производно  от  материи   и

       является атрибутом социальной  формы материи -человек

 

        3. Сознание - субъективный образ  объективного мира способ

                   существования идеального состоящий  в знании

     4. Сознание - продукт и творец культуры , имеет структуру и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема сознания в философии