Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:29, курсовая работа
Цель работы: объединить понятия страх и экстремальный туризм.
Актуальность темы заключается в том, страх - понятие, которое всю жизнь сопровождает человека, и всегда необходимо искать способы освобождения от него.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1 Понятие страха в философии………………………………..……...….5
1.1 Источники страхов…………………………..………………………….…5
1.2 «Понятие страха». Невинность, грех и наказание ……………………...7
1.3 Понятие страха в философии Кьеркегора …………………………..…11
Глава 2 Экстремальный туризм, как средство преодоления страха………….16
2.1 Понятие и виды экстремального туризма………………………………….16
2.2 Экстремальный туризм – помощник в преодолении страхов ..….……….28
Заключение………………………………………….……………………………33
Список источников и литературы………………..……….………………….…35
Человек – это синтез телесного и душевного. Дух полагает этот синтез. На крайней точке этого синтеза находится чувственное. В невинности также полагается чувственность, однако, здесь чувственность не является греховностью. Чувственность становится греховностью только когда полагается грех.
Кьеркегор считает, что грех входит в каждого последующего индивида точно также, как и в предыдущего. Грех последующего индивида отличен от греха Адама только количественно. Каждый последующий индивид определен более чувственно, чем предыдущий. Это, конечно, относится не к какому-нибудь отдельно взятому человеку, а к роду в целом. Кьеркегор разделяет два понятия: объективный страх и субъективный страх.
Объективный страх – это страх, присутствующий в роде, а субъективный страх – это страх, присутствующий в каждом субъекте. В каждом последующем роду полагается больше чувственности, чем в предыдущем. Поэтому, страх в последующем индивиде более рефлективен, чем в предыдущем. Следовательно, в каждом последующем индивиде увеличивается некая предрасположенность к греху. Но при переходе от рода к роду страх, заложенный в роду, количественно увеличивается и Ничто страха постепенно переходит в некое Нечто. Однако, в строгом смысле слова, это Нечто не является грехом – это, опять-таки, Ничто, просто Ничто страха «превращается здесь в переплетение предчувствий, которые, отражаясь друг в друге, все ближе и ближе подходят к индивиду, хотя, опять-таки, будучи рассмотренными по существу, в страхе они снова обозначают Ничто, надо лишь заметить, что это не такое Ничто, к которому индивид не имеет никакого отношения, но Ничто, поддерживающее живой союз с неведением невинности».[3;140]
1.3. Понятие страха в философии Кьеркегора
На философию датского
мыслителя оказало влияние
Философ принимает основополагающую гуманистическую идею о том, что достоинство человека, его цель и призвание – в духовной жизни.
Определяя подлинного человека в качестве духовной единичной субъективности, Кьеркегор полагает, что дух как «синтез временного и вечного» с самого начала присутствует в человеке как его глубинная сущность, подлинное «Я», свобода, но в виде «грезящего», «полусонного». Поэтому Кьеркегор говорит о пробуждении духа в человеке. Исходя из этой предпосылки, философ, по аналогии с Сократом, перед которым он преклоняется, исследует «духовные роды» человека.
Для Кьеркегора достоверность духа не нуждается в доказательстве. Однако, если у Декарта самоочевидность «Я» выступает в акте мышления, то для иррационалиста Кьеркегора истина бытия дана в непосредственном переживании – страхе.
Кьеркегор, в отличие от обычного понимания страха в значении психологического термина (как боязни чего-то внешнего, например, опасностей, ударов судьбы и пр.), выявляет новый смысл – экзистенциальный, который раскрывается в отношении человека к самому себе. Согласно Кьеркегору, экзистенциальный страх не есть рабский страх, унижающий человека, от которого следует избавляться, чтобы быть свободным на пути познания необходимости. Мыслитель, в отличие от рационалистической традиции западноевропейской философии, рассматривает страх, как выражение духовности человека.
Экзистенциальный страх
в понимании Кьеркегора укоренен
в человеке с самого начала как
«страх перед Ничто». Страх есть
непосредственная данность духа в личном
опыте человеческой индивидуальности.
Страх перед Ничто
В переживании страха Кьеркегор описывает духовный опыт трансцендирования человека, готовящегося к «качественному прыжку», выходу за свои пределы. Философ замечает, что, хотя страх мало дает для объяснения становления действительности свободы, он вместе с тем позволяет выразить смысл экзистенциального состояния человека, когда дух его ещё скован, но требует прорыва. Кьеркегор определяет страх в данном случае как состояние «скованной свободы, когда свобода не свободна в самой себе».
Далее, философ определяет
страх как «головокружение
Экзистенциальный смысл страха раскрывается Кьеркегором при рассмотрении им таких пограничных ситуаций, в которых человек чувствует невозможность довольствоваться собой (страх эстетика, этика), «догадывается», знает и вместе с тем пытается скрыть от самого себя (демонизм) тайну своей личности, перед которой открыта возможность быть свободной, но в то же время ещё не создан человеком сознательный, добровольный выбор своего подлинного «Я».
Почему человека страшит сама возможность быть духовным? Кьеркегор отвечает, что это связано прежде всего с тем, что человеку предстоит принять решение, сделать выбор по принципу: «Или-Или». «Духовные роды» человека, утверждает Кьеркегор, зависят только от него самого. Выбор духовной жизни требует от человека мужества быть свободным.
В «страхе перед Ничто»,
как возможностью быть самим собой,
Кьеркегор возлагает
Наиболее интересен случай
страха, который Кьеркегор определяет
как «страх перед добром», он называет
его демонизмом. В этом состоянии
реальность духа в индивидуальности
выражается несвободно, не по доброй воле
человека. Индивид обнаруживает в
себе зло и тем самым выделяет
себя в страхе. Демонический человек
– пленник самого себя. Он не желает
общения с другими, более того,
стремится закрыться перед
Для Кьеркегора важно показать,
что человеку на пути к подлинному
бытию нужно пройти опыт страха,
благодаря которому открывается
истина того, что он есть и чем
может стать. Страх обнаруживает
всю обманчивость, неподлинность
конечного существования
Датский мыслитель XIX в. Обнаруживает в страхе противоречие между подлинной духовной сущностью человека и существованием, противоречие, которое станет одной из ведущих тем философии существования Кьеркегора экзистенциальная диалектика страха представляет собой способ осмысления человеком самого себя, драматического переживания конфликта между сущим и тем, что только рождается, к чему должен стремиться человек. Страх в понимании мыслителя является фундаментальной, онтологической характеристикой человеческого существования.
Страх воспитывает человека в соответствии с его бесконечной природой. Только благодаря страху, полагает Кьеркегор, человек имеет возможность стать духовным. НА чем основана вера философа в человека, в его возможность справиться с испытанием свободы и обрести свое «Я»? Кьеркегор отвечает на этот вопрос в духе идей христианского гуманизма.
Философия страха С.Кьеркегора
является попыткой преодолеть ограниченности
рационалистического гуманизма, который
не может гарантировать
Кьеркегора занимает вопрос
о том, может ли человек быть «мерой
всех вещей», и прежде всего мерой
самого себя. Он полагает, что идея самодостаточности
человека, лежащая в основе концепции
рационалистического гуманизма, является
ошибочной. В своих работах вместо
разумного человека Кьеркегор представляет
человека страха. Разум человека, считает
он, оказывается беспомощным при
соприкосновении его с
В философии страха Кьеркегор говорит о невозможности для человека довольствоваться собой. Человек должен быть определен по отношении. К тому, что выше его. Мыслитель приходит к выводу о том, что человеческое в человеке есть богочеловечность.
Предъявляя к человеку высшее требование – быть духовным, датский философ полагает, что решение этой задачи может быть осуществлено только на пути к Богу. Для того чтобы индивид действительно ощутил свое родство Богу, необходимо, считал Кьеркегор, чтобы он в то же самое время ощутил всю тяжесть «страха и трепета». Только благодаря страху человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает силу и поддержку. Страх в понимании Кьеркегора представляет собой экзистенциально-религиозный опыт переживания человеком самого себя в вечном значении.
2.1 Понятие и виды экстремального туризма
В последнее время активно
развивается приключенческий
Активные виды отдыха приобретают все больше поклонников среди обычных туристов. Особенно популярным стал дайвинг, один из самых экстремальных видов. Дайвинг затягивает. Он опасен и увлекателен. Он моден. Парашютистам и горнолыжникам приходится потесниться - число дайверов в России и во всем мире стремительно растет. Сами дайверы уверены, что лучшего отдыха, чем погружение на 40-метровую глубину с тяжеленными баллонами за спиной, нет. При взгляде на цифры становится ясно: распространение дайвинга сравнимо только с эпидемией. Сейчас в мире почти 20 млн сертифицированных дайверов-любителей, а 40 лет назад их было всего несколько сотен.
Нынче очень популярны прыжки с парашютом. С парашютом начали прыгать больше полувека назад, но в массовый вид отдыха они превратились только лет 15 назад. Сейчас существует много вариантов прыжков с парашютом. Это и скайсёрфинг, и групповая акробатика, но все большую популярность набирает ВАSE-jumping.
Если кому-то не нравится нырять под воду или прыгать с огромных высот - тогда можно попробовать виндсёрфинг, тоже популярный вид отдыха. (Но стоит учесть, что это удовольствие связано с постоянными падениями в воду и реальной возможностью захлебнуться в морских волнах, а также неизбежными мозолями на руках.) Или же испытать себя в сплаве по бурным горным рекам, который точно запомнится надолго.
Тем, кто боится воды, подойдут пешие туры. Это тоже экстремальный туризм, который сопряжен с трудностями и опасностями.
Самым же экстремальным отдыхом
можно смело назвать альпинизм,
где проверяется как
Альтернативой альпинизму может стать поход по пещерам. Впечатлений от такого похода обычно хватает надолго. [18; 40]
Виды экстремального туризма:
-Водный.
Дайвинг(подводное погружение, ныряние) очень популярен во всем мире. Это достаточно дорогая разновидность экстремального туризма. Общая подготовка и снаряжение обойдутся новичку в сумму до 1000 долл., дополнительно придется оплачивать стоимость турпакета. Если же снаряжение не покупать, стоимость подготовки к первому туру снижается до 250 долл. Правда, тогда придется платить по 30- 40 долл. за аренду костюма, акваланга и других необходимых на глубине вещей. Ну а действительно хорошее снаряжение стоит от 1500 долл. за полный комплект.
Российские дайверы в большинстве своем молоды - их средний возраст 30 лет (в США - 36). Это интеллигентная городская молодежь: в России подавляющее большинство (77 %) дайверов имеют высшее образование (в США - 50 %).