Проблема страха и экстремальный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: объединить понятия страх и экстремальный туризм.
Актуальность темы заключается в том, страх - понятие, которое всю жизнь сопровождает человека, и всегда необходимо искать способы освобождения от него.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1 Понятие страха в философии………………………………..……...….5
1.1 Источники страхов…………………………..………………………….…5
1.2 «Понятие страха». Невинность, грех и наказание ……………………...7
1.3 Понятие страха в философии Кьеркегора …………………………..…11
Глава 2 Экстремальный туризм, как средство преодоления страха………….16
2.1 Понятие и виды экстремального туризма………………………………….16
2.2 Экстремальный туризм – помощник в преодолении страхов ..….……….28
Заключение………………………………………….……………………………33
Список источников и литературы………………..……….………………….…35

Файлы: 1 файл

курсовая ФО.docx

— 60.20 Кб (Скачать файл)

Человек – это синтез телесного  и душевного. Дух полагает этот синтез. На крайней точке этого синтеза  находится чувственное. В невинности также полагается чувственность, однако, здесь чувственность не является греховностью. Чувственность становится греховностью только когда полагается грех.

Кьеркегор считает, что грех входит в каждого последующего индивида точно также, как и в предыдущего. Грех последующего индивида отличен  от греха Адама только количественно. Каждый последующий индивид определен  более чувственно, чем предыдущий. Это, конечно, относится не к какому-нибудь отдельно взятому человеку, а к роду в целом. Кьеркегор разделяет два понятия: объективный страх и субъективный страх.

Объективный страх – это  страх, присутствующий в роде, а субъективный страх – это страх, присутствующий в каждом субъекте. В каждом последующем  роду полагается больше чувственности, чем в предыдущем. Поэтому, страх  в последующем индивиде более  рефлективен, чем в предыдущем. Следовательно, в каждом последующем индивиде увеличивается  некая предрасположенность к  греху. Но при переходе от рода к  роду страх, заложенный в роду, количественно  увеличивается и Ничто страха постепенно переходит в некое  Нечто. Однако, в строгом смысле слова, это Нечто не является грехом –  это, опять-таки, Ничто, просто Ничто  страха «превращается здесь в  переплетение предчувствий, которые, отражаясь  друг в друге, все ближе и ближе  подходят к индивиду, хотя, опять-таки, будучи рассмотренными по существу, в  страхе они снова обозначают Ничто, надо лишь заметить, что это не такое  Ничто, к которому индивид не имеет  никакого отношения, но Ничто, поддерживающее живой союз с неведением невинности».[3;140]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Понятие страха в философии Кьеркегора

На философию датского мыслителя оказало влияние разочарование  в идеалах Просвещения. Вместо гуманистического идеала оптимистического, разумного, счастливого  человека Кьеркегор увидел в реальной действительности два таких жизненных  установок и ценностных ориентаций эстетика (наслаждение и этика (долг) и их видимое благополучие, им обоим  присущи отчаяние и страх. Охваченный страхом человек чувствует, что  теряет то, что было до сих пор  его мнимой опорой, ложным принципом  существования. В своих произведениях  Кьеркегор исследует причины  духовной болезни человека и пути ее преодоления.

Философ принимает основополагающую гуманистическую идею о том, что  достоинство человека, его цель и  призвание – в духовной жизни.

Определяя подлинного человека в качестве духовной единичной субъективности, Кьеркегор полагает, что дух как  «синтез временного и вечного» с  самого начала присутствует в человеке как его глубинная сущность, подлинное  «Я», свобода, но в виде «грезящего», «полусонного». Поэтому Кьеркегор  говорит о пробуждении духа в  человеке. Исходя из этой предпосылки, философ, по аналогии с Сократом, перед  которым он преклоняется, исследует  «духовные роды» человека.

Для Кьеркегора достоверность  духа не нуждается в доказательстве. Однако, если у Декарта самоочевидность  «Я» выступает в акте мышления, то для иррационалиста Кьеркегора истина бытия дана в непосредственном переживании  – страхе.

Кьеркегор, в отличие от обычного понимания страха в значении психологического термина (как боязни чего-то внешнего, например, опасностей, ударов судьбы и пр.), выявляет новый  смысл – экзистенциальный, который  раскрывается в отношении человека к самому себе. Согласно Кьеркегору, экзистенциальный страх не есть рабский  страх, унижающий человека, от которого следует избавляться, чтобы быть свободным на пути познания необходимости. Мыслитель, в отличие от рационалистической традиции западноевропейской философии, рассматривает страх, как выражение духовности человека.

Экзистенциальный страх  в понимании Кьеркегора укоренен в человеке с самого начала как  «страх перед Ничто». Страх есть непосредственная данность духа в личном опыте человеческой индивидуальности. Страх перед Ничто свидетельствует  лишь о потенциальной возможности  стать действительно свободным  человеком.

В переживании страха Кьеркегор  описывает духовный опыт трансцендирования  человека, готовящегося к «качественному прыжку», выходу за свои пределы. Философ  замечает, что, хотя страх мало дает для объяснения становления действительности свободы, он вместе с тем позволяет  выразить смысл экзистенциального  состояния человека, когда дух  его ещё скован, но требует прорыва. Кьеркегор определяет страх в  данном случае как состояние «скованной свободы, когда свобода не свободна в самой себе».

Далее, философ определяет страх как «головокружение свободы». Страх - это такое свидетельство  духовного опыта, в котором человек  на мгновение соприкасается с  вечностью, но в страхе от зияющей  бездны собственной бесконечности  хватается за конечное существование, чтобы удержаться на краю. В этом головокружении свобода рушится, она  «теряет сознание».[3;67]

Экзистенциальный смысл  страха раскрывается Кьеркегором при  рассмотрении им таких пограничных  ситуаций, в которых человек чувствует  невозможность довольствоваться собой (страх эстетика, этика), «догадывается», знает и вместе с тем пытается скрыть от самого себя (демонизм) тайну своей личности, перед которой открыта возможность быть свободной, но в то же время ещё не создан человеком сознательный, добровольный выбор своего подлинного «Я».

Почему человека страшит  сама возможность быть духовным? Кьеркегор  отвечает, что это связано прежде всего с тем, что человеку предстоит принять решение, сделать выбор по принципу: «Или-Или». «Духовные роды» человека, утверждает Кьеркегор, зависят только от него самого. Выбор духовной жизни требует от человека мужества быть свободным.

В «страхе перед Ничто», как возможностью быть самим собой, Кьеркегор возлагает ответственность  на самого человека за собственное  существование. Так, он рассматривает  различные виды страха как возможность  бытия свободы в индивидуальности – как «страх перед добром», «страх перед злом».

Наиболее интересен случай страха, который Кьеркегор определяет как «страх перед добром», он называет его демонизмом. В этом состоянии  реальность духа в индивидуальности выражается несвободно, не по доброй воле человека. Индивид обнаруживает в  себе зло и тем самым выделяет себя в страхе. Демонический человек  – пленник самого себя. Он не желает общения с другими, более того, стремится закрыться перед самим  собой, но тем не менее он невольно раскрывается в словах, в выражении  лица, во взгляде. Психологически глубоко  и верно (предвосхищая Фрейда) Кьеркегор  описывает демонический страх как  состояние психологической самозащиты вследствие негативного отношения  индивидуальности в самой себе.

Для Кьеркегора важно показать, что человеку на пути к подлинному бытию нужно пройти опыт страха, благодаря которому открывается  истина того, что он есть и чем  может стать. Страх обнаруживает всю обманчивость, неподлинность  конечного существования человека. Экзистенциальный страх не отпускает  человека ни днем, ни ночью, ни в развлечениях, ни в труде, ни в шуме повседневности. Такое понимание страха развивает  в дальнейшем М.Хайдеггер, превращая  его в «заботу».[3;76]

Датский мыслитель XIX в. Обнаруживает в страхе противоречие между подлинной духовной сущностью человека и существованием, противоречие, которое станет одной из ведущих тем философии существования Кьеркегора экзистенциальная диалектика страха представляет собой способ осмысления человеком самого себя, драматического переживания конфликта между сущим и тем, что только рождается, к чему должен стремиться человек. Страх в понимании мыслителя является фундаментальной, онтологической характеристикой человеческого существования.

Страх воспитывает человека в соответствии с его бесконечной  природой. Только благодаря страху, полагает Кьеркегор, человек имеет  возможность стать духовным. НА чем  основана вера философа в человека, в его возможность справиться с испытанием свободы и обрести  свое «Я»? Кьеркегор отвечает на этот вопрос в духе идей христианского  гуманизма.

Философия страха С.Кьеркегора является попыткой преодолеть ограниченности рационалистического гуманизма, который  не может гарантировать независимость  человека от мира и заключает в  себе опасность порабощения личности обществом.

Кьеркегора занимает вопрос о том, может ли человек быть «мерой всех вещей», и прежде всего мерой  самого себя. Он полагает, что идея самодостаточности  человека, лежащая в основе концепции  рационалистического гуманизма, является ошибочной. В своих работах вместо разумного человека Кьеркегор представляет человека страха. Разум человека, считает  он, оказывается беспомощным при  соприкосновении его с вечностью

В философии страха Кьеркегор  говорит о невозможности для  человека довольствоваться собой. Человек  должен быть определен по отношении. К тому, что выше его. Мыслитель  приходит к выводу о том, что человеческое в человеке есть богочеловечность.

Предъявляя к человеку высшее требование – быть духовным, датский философ полагает, что  решение этой задачи может быть осуществлено только на пути к Богу. Для того чтобы  индивид действительно ощутил свое родство Богу, необходимо, считал Кьеркегор, чтобы он в то же самое время  ощутил всю тяжесть «страха и  трепета». Только благодаря страху человек в духовной своей глубине  соприкасается с божественным и  из божественного источника получает силу и поддержку. Страх в понимании Кьеркегора представляет собой экзистенциально-религиозный опыт переживания человеком самого себя в вечном значении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Экстремальный  туризм, как средство преодоления  страха

2.1 Понятие и виды экстремального  туризма

В последнее время активно  развивается приключенческий туризм - вид туризма, который объединяет все путешествия, связанные с  активными способами передвижения и отдыха на природе, имеющие целью  получение новых ощущений, впечатлений, улучшение туристом физической формы  и достижение спортивных результатов. К специальным видам относится  разновидность приключенческого туризма, а именно - экстремальный туризм, набирающий силу во всем мире, особенно в России. Все больше людей стремятся  увидеть красоты подводного мира, спуститься по горному склону на лыжах  и даже прыгнуть с парашютом. В  Европе, например, этот вид туризма  начал развиваться быстрыми темпами  и становиться более массовым в конце 1980-х - начале 1990-х гг. А у нас, в России, - с середины 1990-х. Несмотря на то что этот вид туризма из года в год становится все более популярным, туристы в основном предпочитают такие, по-прежнему популярные виды туризма, как экскурсионный, познавательный, пляжный и др. А все потому, что большая часть туристов не знает, что в себя включает экстремальный туризм, куда можно поехать (а ведь можно даже не выезжать за пределы своего города) и сколько все это стоит. В России экстремальный туризм развит не так хорошо, как в других частях света, в частности в Европе.[12; 200]

Активные виды отдыха приобретают все больше поклонников среди обычных туристов. Особенно популярным стал дайвинг, один из самых экстремальных видов. Дайвинг затягивает. Он опасен и увлекателен. Он моден. Парашютистам и горнолыжникам приходится потесниться - число дайверов в России и во всем мире стремительно растет. Сами дайверы уверены, что лучшего отдыха, чем погружение на 40-метровую глубину с тяжеленными баллонами за спиной, нет. При взгляде на цифры становится ясно: распространение дайвинга сравнимо только с эпидемией. Сейчас в мире почти 20 млн сертифицированных дайверов-любителей, а 40 лет назад их было всего несколько сотен.

Нынче очень популярны  прыжки с парашютом. С парашютом  начали прыгать больше полувека назад, но в массовый вид отдыха они превратились только лет 15 назад. Сейчас существует много вариантов прыжков с  парашютом. Это и скайсёрфинг, и  групповая акробатика, но все большую  популярность набирает ВАSE-jumping.

Если кому-то не нравится нырять под воду или прыгать с огромных высот - тогда можно попробовать виндсёрфинг, тоже популярный вид отдыха. (Но стоит учесть, что это удовольствие связано с постоянными падениями в воду и реальной возможностью захлебнуться в морских волнах, а также неизбежными мозолями на руках.) Или же испытать себя в сплаве по бурным горным рекам, который точно запомнится надолго.

Тем, кто боится воды, подойдут пешие туры. Это тоже экстремальный  туризм, который сопряжен с трудностями  и опасностями.

Самым же экстремальным отдыхом  можно смело назвать альпинизм, где проверяется как физическая, так и психологическая выносливость человека.

Альтернативой альпинизму может  стать поход по пещерам. Впечатлений  от такого похода обычно хватает надолго. [18; 40]

Виды экстремального туризма:

-Водный.

Дайвинг(подводное погружение, ныряние) очень популярен во всем мире. Это достаточно дорогая разновидность экстремального туризма. Общая подготовка и снаряжение обойдутся новичку в сумму до 1000 долл., дополнительно придется оплачивать стоимость турпакета. Если же снаряжение не покупать, стоимость подготовки к первому туру снижается до 250 долл. Правда, тогда придется платить по 30- 40 долл. за аренду костюма, акваланга и других необходимых на глубине вещей. Ну а действительно хорошее снаряжение стоит от 1500 долл. за полный комплект.

Российские дайверы в  большинстве своем молоды - их средний  возраст 30 лет (в США - 36). Это интеллигентная городская молодежь: в России подавляющее  большинство (77 %) дайверов имеют высшее образование (в США - 50 %).

Информация о работе Проблема страха и экстремальный туризм