Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:24, реферат
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие.
В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.
Казахстанско-Российский Медицинский
Университет
Кафедра общественных дисциплин
Самостоятельная работа студента
На тему: проблема здоровья и болезни в медицине средневековья и арабского востока
По предмету: Философия
Выполнила: Мусаева К.Б. 214 А ОМФ
Проверила:
Содеожание:
Введение
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие.
В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.
Как доказательство
ничтожности средневековой
В противоположность этому взгляду существует мнение, что средние века потому выше древности, что они за нею следуют. Ничего доказывать, что и то, и другое лишено основания; по крайне мере, что касается медицины, уже один здравый смысл говорит в пользу того, что не было и не могло быть перерыва в медицинском предании, и подобно тому, как история всех других областях культуры покажет, что варвары были не посредственными преемниками римлян, точно так же и медицина не может, и не могла составить в этом отношении исключения.
Известно, с одной стороны, что в Римской Империи и, в особенности в Италии преобладала греческая медицина, так что греческие сочинения служили настоящими руководствами для наставников и учеников, и с другой стороны, что нашествие варваров вовсе не имели на западе таких всесокрушающих последствий для науки и искусств, как обычно полагалось.
Общая информация
Научная медицина в Средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей.
Самым характерным для
Средневековья феноменом
Что касается болезней, то это были туберкулёз, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму, как, впрочем, и другие болезни, средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.
Другим бичом Средневековья была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Cредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII—XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе. пользоваться общественными банями. Для прокажённых существовали специальные больницы — лепрозории, которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню — единственный источник их существования. Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая, таким образом, о своём появлении. В конце XV в. в Европе появился сифилис.
Медицина в
Западной Европе в периоды раннего и классического средневековья.
Особенности перехода от античности к
средним векам характеризовались господством
теологического мировоззрения и схоластического
мышления. Наука и образование в Западной
Европе носили схоластический характер.
Здесь господствовало убеждение, что все
знания, необходимые человеку, даны в
трудах общепризнанных церковных "авторитетов".
В эпоху раннего средневековья медицинская
помощь оказывалась в монастырях, при
которых чаще всего устраивали больницы.
В монастырях постепенно накапливался
опыт лечения болезней и изготовления
лекарств, но, связывая медицину с церковью,
с соблюдением обрядов, молитвами, покаяниями,
а излечение с «чудесами святых» монахи
тормозили развитие научной медицины.
В период развитого средневековья
центрами средневековой медицины стали
университеты. В XI в. Возник университет
в Салерно, преобразованный из Салернской
медицинской школы близ Неаполя, а в XI
– XIII вв., возникли университеты в Болонье,
Монпелье, Париже, Падуе, Оксфорде и других
местах. Число учащихся на медицинских
факультетах не превышало 10 человек. Выпускники
средневековых университетов, врачи-интернисты
(терапевты) диагностировали заболевания
на основе исследования пульса, по внешнему
виду мочи, причем иногда ставили диагноз
и назначали лечение заочно, без осмотра
пациента. Ведущее место среди лекарств
занимали противоядия: так называемый
териак, включавший 70 и больше составных
частей (основная составная часть – змеиное
мясо), а также «митридат» (опал). Из отраслей
практической медицины в средние века
в связи с многочисленными войнами развивалась
хирургия. Хирурги объединялись в цеха
ремесленников и в Европе делились на
длиннополых (1-й разряд) и короткополых
хирургов (2-й разряд: цирюльники, костоправы,
мозольных дел мастера).
Наиболее благоприятные условия для развития
медицины в период раннего и развитого
средневековья сложились в восточных
странах.
Медицина в
Византии.
С историей Византии тесно связано возникновение
и развитие монастырских больниц и больничного
дела. В IV веке появляются "ксенодохии"
(монастырские приюты для увеченных и
больных путников) - прообразы монастырских
больниц. В XII веке больница имела постоянный
штат врачей специалистов (хирурги, повитухи
и их помощники), работавших в 2 смены. В
каждом отделении было по 2 врача, которые
получали жалованье деньгами и продуктами,
пользовались бесплатным жильем, освещением,
монастырскими лошадьми, но не имели права
частной практики без специального разрешения
императора. Сооружались гражданские
больницы, финансировавшиеся, главным
образом, церковными властями. В Византийских
больницах существовал "Устав", который
позднее был принят в древнерусских монастырских
лечебницах.
.
Другой формой развития больничного дела была организация изоляторов для инфекционных больных - прообраз лазаретов (часть из них в Европе была преобразована в больницы, часть - в богадельни). При них работали школы для обучения врачебному искусству. Первоначально обучение велось при монастырях и гражданских больницах и носило характер дискуссии: окончательное решение выносил патриарх - покровитель школы. Пройдя полный курс обучения, учащиеся сдавали экзамены специально назначенной коллегии врачей.
Непрекращающиеся эпидемии вынуждали правительство сохранять должности врачей для бедных. Остались со времен Римской империи институт городских архиатров и медико-санитарная организация в армии.
В работах
византийских энциклопедистов появилось
учение о детских болезнях. Основной работой являлся «Синопсис»
Орибасия о выборе кормилицы, воспитании
детей (гигиена), детских болезнях. Первый
том семитомного медицинского сборника
Павла Эгинского был посвящен вопросам
акушерства, гигиены и лечения детей (дано
описание стоматита, детских судорог,
сыпей, операции иссечения миндалин).
Павел Багеллярд (Италия, 15в.) – автор первой
в мире печатной книги по педиатрии «Книга
о детских болезнях» (описание кори, конвульсий,
бессонницы у детей и др). Варфоломей Метлингер
(Германия, 15в.) и его труд «Регламент малых
детей. Как следует ухаживать за детьми
– здоровыми и больными от их рождения
до семилетнего возраста» (описание водянки,
детских параличей, заболеваний глаз и
ушей и др.).
Организация первых домов для подкидышей:
в Милане (787г.); в Монпелье (1180г.); в Риме
(1198г.); Парижский воспитательный дом (1362г.).
Медицина Арабских
халифатов
С целью формирования единой арабской
народности, идеологии, государственной
организации возникла новая религия -
ислам (в переводе с арабского «покорность»),
сформировавшаяся к 622 г. Ее основоположником
был Мухаммед (Магомед: 570-632) из Мекки. Он
создал первую в Западной Аравии мусульманскую
общину (умму), ставшую первым теократическим
исламским государством. В результате
последующих арабских завоеваний за пределами
Аравийского полуострова это государство
превратилось в обширную феодальную мусульманскую
державу - халифат (от Индии до Атлантического
океана и от Средней Азии до Центральной
Америки) с центром в г. Багдаде.
Завоеванные народы привнесли элементы
своей культуры в культуру Арабских халифатов.
Так бумага из Китая дала возможность
сменить древние пергаментные свитки
на рукописные книги. Стало вестись исчисление
времени, появились стрелка, географическая
карта и др. В медицине впервые сконструировали
перегонный куб, водяную баню, что дало
возможность подучить дистиллированную
воду, использовать фильтрование и др.
Была открыта азотная и соляная кислоты,
царская водка, нитрат серебра, хлорная
известь, спирт, сахар.
В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека. Сведения об основании больниц в Халифате относятся к 800 г., когда в Багдаде при халифе Харун Ар-Рашиде (786 - 809) армянский врач Джибраил ибн Бахтишу организовал первую больницу. Халиф назначил этого врача-христианина главой медиков Багдада.
Больницы финансировались за счет частных пожертвований. При них создавались библиотеки и медицинские школы, а специальные чиновники надзирали за их деятельностью. В больницах помещали пациентов с близкими по клинической картине заболеваниями, т.е. появлялись профильные отделения. Начальное образование сводилось к обучению чтению и письму, а также заучиванию текстов Корана. Среднее образование получали в школах при мечетях (медресе), объем обучения соответствовал византийскому «энциклиос педиа» (с элементами медицины). Высшее образование давалось в «Домах знаний» (Дарил-финул). Здесь, в частности, обсуждались медико-гигиенические проблемы (в соответствии с представлениями Галена). Медицина в Халифате была в особом почете, т.к. согласно учению Пророка, знание состояло из двух частей: знание религии и знание тела. Коран требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употребление в пищу свинины и спиртных напитков и тем самым способствует сохранению здоровья человека.
Арабоязычная медицина в течение
восьми веков занимала ведущее место в
регионе Средиземноморья. Она сохранила,
дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном
виде все важнейшие знания, накопленные
в регионе к периоду раннего средневековья.
В области теории болезни арабы восприняли
древнегреческие учения о четырех стихиях
и четырех телесных соках (араб. ahlat), изложенные
в "Гиппократовом сборнике" и работах
Аристотеля, а затем прокомментированные
в трудах Галена. Согласно представлениям
арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует
(в различных пропорциях) в создании четырех
качеств: тепло, холод, сухость и влажность,
которые определяют мизадж (араб,
mizag - темперамент) каждого человека.
Он может быть нормальным, в случае сбалансированности
всех составляющих, или "неуравновешенным"
(различных степеней сложности). Когда
равновесие нарушено, задача врача - восстановить
первоначальное состояние. Мизадж не является
чем-то постоянным и изменяется с возрастом
я под влиянием окружающей природы.
При лечении внутренних болезней
первейшее внимание уделялось установлению
правильного режима и только потом
применялись лекарства, простые
и сложные, в приготовлении которых
арабы достигли высокого совершенства.
В значительной степени это связано с
развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев
идею использования алхимии в области
медицины, арабы сыграли важную роль в
становлении и развитии фармации и создании
фармакопеи. В городах стали открываться
аптеки для приготовления и продажи
Алхимики средневекового арабо-язычного
Востока изобрели водяную баню и перегонный
куб, применили .фильтрование, получили
азотную и соляную кислоты, хлорную известь
и спирт (которому дали название алко-холь).
Завоевав Пиренейский полуостров, они
принесли эти знания в Западную Европу.
Информация о работе Проблема здоровья и болезни в медицине средневековья и арабского востока