Проблема здоровья и болезни в медицине средневековья и арабского востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:24, реферат

Описание работы

Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие.
В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.

Файлы: 1 файл

Презентация Microsoft Office PowerPoint (2).pptx

— 152.53 Кб (Скачать файл)

Казахстанско-Российский Медицинский Университет 
Кафедра общественных дисциплин

 

Самостоятельная работа студента

На тему: проблема здоровья и болезни в медицине средневековья и арабского востока

По предмету: Философия

 

Выполнила: Мусаева К.Б. 214 А ОМФ

Проверила:

 

Содеожание:

 

    • Введение…………………………………….3-4стр.
    • Медицина в средние века вообще…………………………………………..5-8стр.
    • Медицина в средневековой Западной Европе……………………..9-13стр.
    • Медицина в Арабских халифатах………………………………………...14-18стр.
    • Ученые—медики Арабских халифатов…………………………………19-22стр.
    • Вывод………………………………………………………………………………………….23стр.
    • Литература………………………………………………………………………………….24стр.  

 

 

 

 

 

Введение

Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие.

В доказательство этого приводят, что для философов  и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее  господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.

Как доказательство ничтожности средневековой медицины приводят совершенное отсутствие в  средние века гигиены, как в частных  жилищах, так и вообще в городах, а так же свирепствования в  течение всего этого периода  убийственных эпидемии чумы, проказы, различного рода кожных заболеваний  и т.д.

В противоположность этому  взгляду существует мнение, что средние  века потому выше древности, что они  за нею следуют. Ничего доказывать, что и то, и другое лишено основания; по крайне мере, что касается медицины, уже один здравый смысл говорит  в пользу того, что не было и не могло быть перерыва в медицинском  предании, и подобно тому, как  история всех других областях культуры покажет, что варвары были не посредственными  преемниками римлян, точно так  же и медицина не может, и не могла  составить в этом отношении исключения.

Известно, с одной стороны, что в Римской Империи и, в  особенности в Италии преобладала  греческая медицина, так что греческие  сочинения служили настоящими руководствами  для наставников и учеников, и  с другой стороны, что нашествие  варваров вовсе не имели на западе таких всесокрушающих последствий  для науки и искусств, как обычно полагалось.

 

Общая информация

Научная медицина в Средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей.

Самым характерным для  Средневековья феноменом целительной  практики являлись святые и их реликвии. Расцвет культа святых приходится на Высокое и Позднее Средневековье. В Европе насчитывалось более  десяти наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого  о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий  и т. д. С XIII в. оформилась «специализация»  святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определённых болезней.

Что касается болезней, то это  были туберкулёз, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные  болезни. Но бичом Средневековья  была бубонная чума. Впервые она  появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли  и Русь. Распознавать чуму, как, впрочем, и другие болезни, средневековые  врачи не могли, болезнь фиксировалась  слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Другим бичом Средневековья  была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Cредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII—XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе. пользоваться общественными банями. Для прокажённых существовали специальные больницы — лепрозории, которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню — единственный источник их существования. Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая, таким образом, о своём появлении. В конце XV в. в Европе появился сифилис.

Медицина в  Западной Европе в периоды раннего  и классического средневековья.  
 
Особенности перехода от античности к средним векам характеризовались господством теологического мировоззрения и схоластического мышления. Наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Здесь господствовало убеждение, что все знания, необхо­димые человеку, даны в трудах общепризнанных церковных "авторитетов". В эпоху раннего средневековья медицинская помощь оказывалась в монастырях, при которых чаще всего устраивали больницы. В монастырях постепенно накапливался опыт лечения болезней и изготовления лекарств, но, связывая медицину с церковью, с соблюдением обрядов, молитвами, покаяниями, а излечение с «чудесами святых» монахи тормозили развитие научной медицины.  
 

В период развитого средневековья  центрами средневековой медицины стали  университеты. В XI в. Возник университет  в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, а в XI – XIII вв., возникли университеты в Болонье, Монпелье, Париже, Падуе, Оксфорде и других местах. Число учащихся на медицинских факультетах не превышало 10 человек. Выпускники средневековых университетов, врачи-интернисты (терапевты) диагностировали заболевания на основе исследования пульса, по внешнему виду мочи, причем иногда ставили диагноз и назначали лечение заочно, без осмотра пациента. Ведущее место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть – змеиное мясо), а также «митридат» (опал). Из отраслей практической медицины в средние века в связи с многочисленными войнами развивалась хирургия. Хирурги объединялись в цеха ремесленников и в Европе делились на длиннополых (1-й разряд) и ко­роткополых хирургов (2-й разряд: цирюльники, костоправы, мозольных дел мастера). 
 
Наиболее благоприятные условия для развития медицины в пе­риод раннего и развитого средневековья сложились в восточных странах.

 

Медицина в  Византии.  
 
С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела. В IV веке появляются "ксенодохии" (монастырские приюты для увеченных и больных путни­ков) - прообразы монастырских больниц. В XII веке больница имела постоянный штат врачей специалис­тов (хирурги, повитухи и их помощники), работавших в 2 смены. В каждом отделении было по 2 врача, которые получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем, освеще­нием, монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. Сооружались гражданские больницы, финансировавшиеся, глав­ным образом, церковными властями. В Византийских больницах существовал "Устав", который поз­днее был принят в древнерусских монастырских лечебницах. 
 
.

Другой формой развития больничного  дела была организация изоляторов для  инфекционных больных - прообраз лазаретов (часть из них в Европе была преобразована  в больницы, часть - в бога­дельни). При них работали школы для  обучения врачебному искус­ству. Первоначально  обучение велось при монастырях и  гражданских больницах и носило характер дискуссии: окончательное  решение вы­носил патриарх - покровитель  школы. Пройдя полный курс обучения, учащиеся сдавали экзамены специально назначенной  коллегии врачей.

 

Непрекращающиеся эпидемии вынуждали правительство сохранять должности врачей для бедных. Остались со времен Римской империи институт го­родских архиатров и медико-санитарная организация в армии.

В работах  византийских энциклопедистов появилось  учение о детских болезнях. Основной работой являлся «Синопсис» Орибасия о выборе кормилицы, воспитании детей (гигиена), детских болезнях. Первый том семитомного медицинского сборника Павла Эгинского был посвящен вопросам акушерства, гигиены и лечения детей (дано описание стоматита, детских судорог, сыпей, операции иссечения миндалин). 
 
Павел Багеллярд (Италия, 15в.) – автор первой в мире печатной книги по педиатрии «Книга о детских болезнях» (описание кори, конвульсий, бессонницы у детей и др). Варфоломей Метлингер (Германия, 15в.) и его труд «Регламент малых детей. Как следует ухаживать за детьми – здоровыми и больными от их рождения до семилетнего возраста» (описание водянки, детских параличей, заболеваний глаз и ушей и др.). 
 
Организация первых домов для подкидышей: в Милане (787г.); в Монпелье (1180г.); в Риме (1198г.); Парижский воспитательный дом (1362г.).

Медицина Арабских халифатов  
 
С целью формирования единой арабской народности, идеологии, го­сударственной организации возникла новая религия - ислам (в пере­воде с арабского «покорность»), сформировавшаяся к 622 г. Ее ос­новоположником был Мухаммед (Магомед: 570-632) из Мекки. Он соз­дал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умму), став­шую первым теократическим исламским государством. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную му­сульманскую державу - халифат (от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до Центральной Америки) с центром в г. Багдаде. 
 
Завоеванные народы привнесли элементы своей культуры в культуру Арабских халифатов. Так бумага из Китая дала возмож­ность сменить древние пергаментные свитки на рукописные книги. Стало вестись исчисление времени, появились стрелка, географичес­кая карта и др. В медицине впервые сконструировали перегонный куб, водяную баню, что дало возможность подучить дистиллированную воду, ис­пользовать фильтрование и др. Была открыта азотная и соляная кислоты, царская водка, нитрат серебра, хлорная известь, спирт, са­хар. 
 

В 754 г. в Багдаде была открыта  первая аптека. Сведения об основании  больниц в Халифате относятся  к 800 г., когда в Багдаде при  халифе Харун Ар-Рашиде (786 - 809) армянский врач Джибраил ибн Бахтишу организовал первую больницу. Халиф назначил этого врача-христианина главой медиков Багдада.

Больницы финансировались  за счет частных пожертвований. При  них создавались библиотеки и  медицинские школы, а специальные  чи­новники надзирали за их деятельностью. В больницах помещали па­циентов с близкими по клинической картине  заболеваниями, т.е. появлялись профильные отделения. Начальное образование  сводилось к обучению чтению и  письму, а также заучиванию текстов  Корана. Среднее образование получали в школах при мечетях (медресе), объем  обучения соответствовал ви­зантийскому «энциклиос педиа» (с элементами медицины). Высшее об­разование давалось в «Домах знаний» (Дарил-финул). Здесь, в час­тности, обсуждались медико-гигиенические проблемы (в соответствии с представлениями Галена). Медицина в Халифате была в осо­бом почете, т.к. согласно учению Пророка, знание состояло из двух частей: знание религии и знание тела. Коран требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употреб­ление в пищу свинины и спиртных напитков и тем самым способ­ствует сохранению здоровья человека.

Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья. 
 
В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях и четырех телесных соках (араб. ahlat), изложенные в "Гиппократовом сборнике" и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (араб, mizag - темперамент) каждого человека.  
Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или "неуравновешенным" (различных степеней сложности). Когда равновесие нарушено, задача врача - восстановить первоначальное состояние. Мизадж не является чем-то постоянным и изменяется с возрастом я под влиянием окружающей природы.

При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом  применялись лекарства, простые  и сложные, в приготовлении которых  арабы достигли высокого совершенства. 
 
В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи 
 
Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили .фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алко-холь). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Информация о работе Проблема здоровья и болезни в медицине средневековья и арабского востока