Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:24, реферат
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие.
В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.
Хирургия и
анатомия
Хирургия в средневековом арабоязычном
мире была скорее ремеслом, чем наукой,
в отличии от древнего мира. Объяснялось
это мусульманской традицией, которая
запрещала как вскрытие трупов, так и вивисекции.
Понятно, что в халифатах хирургия развивалась
в меньшей степени, чем лекарственное
врачевание.
Тем не менее врачи-мусульмане внесли
существенный вклад в развитие отдельных
областей анатомии и хирургии. Особенно
ярко это проявилось в офтальмологии.
Исследуя строение
глаза животных, известный египетский
астроном и врач Ибн ал-Хайсам (965-1039, известный в Европе как Alhazen)
первым объяснил преломление лучей в средах
глаза и дал названия его частям (роговица,
хрусталик, стекловидное тело и т.д.).
Изготовив модели хрусталика из хрусталя
и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения
при помощи двояковыпуклых линз и предложил
использовать их при чтении в пожилом
возрасте. Капитальный труд Ибн ал-Хайсама "Трактат по оптике" ("Kitab al-Manazir") прославил его имя в странах Востока
и Западной Европы. К сожалению, арабский
оригинал этой книги не сохранился. Она
дошла до наших дней в латинском переводе
- "Opticae thesaurus Alhazeni arabis" ("Сокровища
оптики араба Альхазена").
Ученые—медики
Арабских халифатов.
Крупными учеными арабского Востока были
Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан
ибн Али ибн Сина (Авиценна). Абу Бакр Мухаммед
ибн Закарииа Ар-Рази и др.
Абу Али ибн Сина (АВИЦЕННА; 980 - 1037) родился
в Афшане, в селении близ Бухары, в прогрессивной
и культурной семье. Его отец был одним
из просвещенных людей своего времени
и служил у Бухарского эмира сборщиком
податей. Мать - Ситора - принадлежала к
древнему зороастрийскому роду. Впервые
слава к Авиценне пришла после того, как
он предупреждал людей, что после голода
не следует есть много мяса и хлеба, так
как это может привести к гибели, и тем
самым спасал их.
Авиценна написал «Канон врачебной науки»,
который только при его жизни издавался
40 раз. Поучительны разделы «Канона»: О
воспитании, Подарок матерям, Закон детства
и др. Он разработал «Философию здоровья»,
где указывает на четыре основы жизни:
воздух, вода, земля, огонь, которым соответствуют
четыре свойства организма: сухость, влажность,
холод, тепло. К тому же великий философ,
естествоиспытатель и врач вошел в историю
как сторонник рациональной психологии,
заявивший о взаимовлиянии психического
и телесного в патологии и подтвердивший
это клиническими наблюдениями и опытным
путем.
Абу Бакр АР-РАЗИ (865 - 925) впервые на Востоке ввел в практику
написание истории болезни. С его именем
связано применение в медицине ваты и
изобретение инструмента для извлечения
инородных тел из гортани. Он написал более
200 трудов в различных областях знаний
(теологии, философии, астрономии, минералогии),
из которых более половины посвящены медицине.
В частности, ему принадлежат первые
в Аравийской литературе энциклопедические
труды «Всеобъемлющая книга по медицине»
(25-томов). «Медицинская книга» (10-томов).
^ Ученый оставил
заметный след в педиатрии. В его работах «Об оспе и кори», «Оспа
у детей», «Диагноз оспы и кори». «Детские
поносы», "Детская практика". даны
рекомендации по уходу за глазами, полостью
рта и зева, применению ванн, массажа, вариоляции.
Особую ценность составляет его сочинение
«Об оспе и кори», признанный самым оригинальным
трудом средневековой арабоязычной медицинской
литературы. В нем Ар Рази четко сформулировал
идею заразности этих заболеваний, описал
их дифференциальную диагностику (считая
их разными формами одной болезни). Лечение,
питание больного, меры защиты от болезни,
уход за кожей больного.
Самым выдающимся хирургом
средневекового арабоязычного мира считается Абул-Касим Халаф ибн Аббас
аз-Захрави (лат. Abulcasis ок. 936-1013). Родился он близ Кордовы в мусульманской
Испании и таким образом принадлежит к
арабо-испанской культуре. Аз-Захрави
жил в "золотой период" ее развития
(вторая половина X в.), когда арабо-испанская
культура была самой передовой в Западной
Европе, а наряду с византийской - и во
всей Европе в целом. Основными научными
центрами мусульманской Испании были
университеты в Кордове, Севилье, Гренаде,
Малаге.
В цепи исторического развития хирургии
аз-Захрави стал связующим звеном между
античной медициной и медициной европейского
Возрождения. Знание анатомии он считал
абсолютно необходимым для хирурга и рекомендовал
изучать ее по трудам Галена. Критерием
истины для него были собственные наблюдения
и собственная хирургическая практика.
Этим отчасти объясняется тот факт, что
его сочинения содержат мало ссылок на
чужие работы.
По сравнению с хирургией
античности аз-Захрави сделал большой
шаг вперед. Он описал то, что сегодня называется
туберкулезным поражением костей и ввел
в глазную хирургию Запада операцию удаления
катаракты (термин аз-Захрави). Он был автором
новых хирургических инструментов (более
150) и единственным автором античности
и раннего средневековья, который их описал
и представил в рисунках.
Часто его обвиняли в том, что он заменил
нож на раскаленное железо. Однако не следует
забывать, что в то время еще не знали природы
воспаления и инфекционного процесса
и не умели бороться с ними. Аз-Захрави
очень высоко оценивал метод прижигания
(вспомним многовековой опыт традиционной
китайской медицины) и успешно использовал
его для лечения местных поражений кожи
и других болезней.
Абу аз-Захрави снискал славу крупнейшего
хирурга средневекового мусульманского
мира - никто в ту эпоху не превзошел его
в искусстве хирургии и новаторстве в
ней.
Заключение
В позднее средневековье институт госпиталей окончательно утрачивает свою функцию жертвы Господу, свое "сакральное достоинство", и те социокультурные феномены, которые можно было бы обозначить современными понятиями "здравоохранение" и "социальная забота", в целом приобретают общественный статус или, точнее, утрачивают свой религиозный характер.
Врачевание тоже
окончательно становится делом людей
светских — профессиональных врачей,
получающих теоретическую подготовку
на медицинских факультетах
Медицина средневековой Европы не была бесплодной. Она накопила большой опыт в области хирургии, распознавания и предупреждения инфекционных болезней, разработала ряд мер противоэпидемического характера; возникли больничная помощь, формы организации медпомощи в городах, санитарное законодательство и т. д. В результате развития экономики созрели условия для коренных преобразований в сфере идеологии, культуры и естественных наук, начало которым было положено эпохой Возрождения.
Список литературы
Клиническая медицина. 1998. 76. С.62-66
История средневековой медицины Киев. 1893. 1 т. Ковнер
Проблемы соц. гигиены и истории медицины. 2000. №4. С. 55-58; 2000. №5.с.55-59; 2000.№6.с.57-61
Проблемы соц. гигиены и истории медицины. 1997. №1. С. 56-60
Российский медицинский журнал. 1996. №2. С.55-58
«История медицины» Л. Менье, Гос. Изд. 1926 Москва, Ленинград
«История медицины. Избранные лекции» Ф.Б. Бородулин Медгиз 1961, Москва
Большая медицинская энциклопедия, Глав. Ред. Б.В. Петровский. Изд. 3-е [в 30-ти т.] М., «Сов. энциклопедия», 1980. Т. 14 Медицина - Меланоз. 496 с. с илл., 16 л. вкл.
Информация о работе Проблема здоровья и болезни в медицине средневековья и арабского востока