Проблемы человека в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:07, реферат

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение проблем человека в философии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..….3
Проблема человека в истории философии. Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности……………………………………………4
Единство биологического, психологического и социального в человеке……………………………………………………………………8
Философия о смысле жизни человека………………………………..….10
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………….14

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 30.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………..….3
  2. Проблема человека в истории философии. Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности……………………………………………4
  3. Единство биологического, психологического и социального в человеке……………………………………………………………………8
  4. Философия о смысле жизни человека………………………………..….10
  5. Заключение………………………………………………………………..12
  6. Список использованной литературы…………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема человека — одна из самых  важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды  развития истории, когда наиболее остро  встает вопрос о смысле и цели существования  не только отдельного индивида, но и  всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее  состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.

Вопрос о сущности – это вопрос о тех глубинных качествах, которые  определяют его специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных «природе».

С одной стороны, человек – существо физическое, телесное; он обуреваем  влечениями, в нем сильны бессознательные  импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания  и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

Целью контрольной работы является рассмотрение  проблем человека в философии.

Задачами данной работы в связи  с указанной целью являются:

  1. рассмотреть общие проблемы человека в истории философии.
  2. раскрыть понятия человека, личности, индивида, индивидуальности;
  3. исследовать единство биологического, психологического и социального в человеке;
  4. рассмотреть философию о смысле жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема человека в истории философии. Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности.

 

Попытки выделить главное, определяющее качество человека предпринимались на протяжении всей истории философии. Если древние  греки считали важнейшим достоянием человека разум, то христианская религия  поставила выше разума веру. Декарт полагал, что главное в человеке - его способность мыслить («мыслю, следовательно, существую»). А Кант утверждал, что сущность человека как  мыслящей личности выражается в моральном  законе, в чувстве долга, на котором  только и может строиться независимая  от животной природы, подлинно человеческая жизнь. В XVIII в. французский материалист  Ж. Ламетри доказывал, что человек  есть не более чем сложно устроенная «одухотворенная машина», а американский мыслитель Б. Франклин определял  человека как существо, делающее орудия.

В качестве основополагающего условия человеческого  бытия рассматривались воля (Шопенгауэр), труд (Маркс), свобода (Сартр), общение (Ясперс), язык (Хайдеггер), игра (Хейзинга) и др.  Критика, которой подвергались все подобные попытки, приводит к выводу, что нельзя свести ответ на вопрос «что такое человек?» к формулировке, указывающей нечто «самое главное», что делает человека человеком. Но, обобщая многовековой опыт антропологических исканий, можно выделить, по крайней мере, три ориентира, которые определяют основные направления поисков ответа на этот вопрос:

1. В философском  мышлении с древности до 18 в.  таким ориентиром было прежде  всего представление о душе  как «внутренней сущности» человека. Человеческое тело считалось  лишь вместилищем души, ее «одеждой»  (Аристотель). Сущность человека  связывалась с его одушевленностью.  Душу при этом понимали по-разному.  Но так или иначе предполагалось, что она связана с сознанием  и разумом, которые выступают  как основные признаки «человечности». Человек - существо одушевленное.

2. Классическая  немецкая философия 18-19 вв. выдвинула  и обосновала идею о том,  что специфика человека обусловлена  не только его одушевленностью  и разумностью, но и свойственной  ему способностью к активной  свободной деятельности; в такой  способности, по сути дела, заключается  и проявляется его разумность. Маркс и Энгельс, развивая эту  идею, пришли к выводу об основополагающей  роли практической деятельности  в становлении и развитии человека  и человечества. Человек - существо деятельное.

3. В диалектико-материалистической  философии был раскрыт и еще  один существенный аспект антропологической  характеристики человека, состоящий  в том, что он есть не просто  разумное живое существо, а такое  существо, которое формируется только  в общественных, социально-культурных  условиях. Человеку свойственна  двойственная, биосоциальная природа:  он обладает особенностями, которые,  с одной стороны, присущи ему  как биологическому виду, а с  другой – рождаются и изменяются  в ходе развития общества. При  этом его биологические свойства  являются лишь исходными предпосылками,  при которых развертывается специфический  образ жизни человека как члена  общества, создателя и носителя культуры.

Социальная, культурная обусловленность человеческого  бытия выдвигается на первый план во многих современных философских  концепциях человека. Человек - существо социальное. Таким образом, в процессе исторического развития антропологических  взглядов в философии были выделены три основных принципа, характеризующих  «родовую» сущность человека: одушевленность, деятельность, социальность. Этими  принципами определяются наиболее важные аспекты философского понимания  человека, получившие разработку к  настоящему времени.

 

Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время  в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности — их резкому разграничению и противопоставлению.

Наиболее  общим, родовым понятием является человек. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек — безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Личность представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «.. . Сущность «особой личности»,— писал К. Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.. . ». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Если  по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования  она индивидуальна. Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности.

  1. Единство биологического, психологического и социального в человеке.

 

Биологическая, психологическая и  социальная стороны человеческого  бытия являются сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими  противоречивое единство.

Роль силы способной  соединить в человеке природные и социальные его качества, становящейся системообразующей в его реальном существовании, играет культура.

Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и  не как биосоциальное, а как существо трёхстороннее - био-социо-культурное.

Если человек является трёхстороней системой - био-социо-культурной, то его  изучение предполагает:

Познание целостности человеческого  бытия в единстве его сущности и существования, в изоморфизме  его филогенеза и онтогенеза, в  диалектике общего (общечеловеческого), особенного (личностного, уникального); таково назначение философской антропологии; её проблемное поле - целостное бытие  человека, его место в мире, его  отношение к природе, обществу, культуре, к другому и самому себе, смысл  его существования на земле;

Познание каждой из трёх сторон бытия - биологической, психологического и  социальной - в её относительной самостоятельности; речь идёт:

 Во-первых, об изучении того, как проявляются в жизни человека на всех её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законы природы - таково проблемное поле биологической (в частности, медицинской) антропологии.

Во-вторых, об изучении взаимоотношений человека и общества - таково содержание социальной антропологии, проблемное поле которой определяется тем, что общество даёт человеку и что он даёт обществу, как общество создаёт условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают своё общественное бытиё;

В-третьих, об изучении взаимодействия человека и культуры - таково содержание культурой антропологии; её проблематика - принципы сотворения человеком “второй природы” как “мира человека”, “ноосферы”, искусственной среды обитания, и пути сотворения человека культурой.

Все три антропологические дисциплины и лежащая в их основе философская антропология в определённых пунктах пересекаются, накладываются друг на друга, но и в тех своих разделах, в которых выявляется теоретическое своеобразие каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях смежных проблем.

Информация о работе Проблемы человека в истории философии