Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:07, реферат
Целью контрольной работы является рассмотрение проблем человека в философии.
Введение………………………………………………………………..….3
Проблема человека в истории философии. Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности……………………………………………4
Единство биологического, психологического и социального в человеке……………………………………………………………………8
Философия о смысле жизни человека………………………………..….10
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………….14
Содержание
Введение.
Проблема человека — одна из самых
важных для всей философии. Но особенно
актуальна она в переломные периоды
развития истории, когда наиболее остро
встает вопрос о смысле и цели существования
не только отдельного индивида, но и
всего общества. Именно такой период
переживает отечественная история.
Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее
состояние философской
Вопрос о сущности – это вопрос о тех глубинных качествах, которые определяют его специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных «природе».
С одной стороны, человек – существо
физическое, телесное; он обуреваем
влечениями, в нем сильны бессознательные
импульсы. С другой стороны, человеческая
природа являет нам сознательность,
разумность, способность ясного понимания
и осмысливания обстоятельств. Сознание,
разум и свобода присущи
Целью контрольной работы является рассмотрение проблем человека в философии.
Задачами данной работы в связи с указанной целью являются:
Попытки
выделить главное, определяющее качество
человека предпринимались на протяжении
всей истории философии. Если древние
греки считали важнейшим
В качестве
основополагающего условия
1. В философском
мышлении с древности до 18 в.
таким ориентиром было прежде
всего представление о душе
как «внутренней сущности»
2. Классическая
немецкая философия 18-19 вв. выдвинула
и обосновала идею о том,
что специфика человека
3. В диалектико-
Социальная, культурная обусловленность человеческого бытия выдвигается на первый план во многих современных философских концепциях человека. Человек - существо социальное. Таким образом, в процессе исторического развития антропологических взглядов в философии были выделены три основных принципа, характеризующих «родовую» сущность человека: одушевленность, деятельность, социальность. Этими принципами определяются наиболее важные аспекты философского понимания человека, получившие разработку к настоящему времени.
Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности — их резкому разграничению и противопоставлению.
Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек — безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.
Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Личность представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «.. . Сущность «особой личности»,— писал К. Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.. . ». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.
Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности.
Биологическая, психологическая и социальная стороны человеческого бытия являются сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими противоречивое единство.
Роль силы способной соединить в человеке природные и социальные его качества, становящейся системообразующей в его реальном существовании, играет культура.
Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальное, а как существо трёхстороннее - био-социо-культурное.
Если человек является трёхстороней системой - био-социо-культурной, то его изучение предполагает:
Познание целостности
Познание каждой из трёх сторон бытия - биологической, психологического и социальной - в её относительной самостоятельности; речь идёт:
Во-первых, об изучении того, как проявляются в жизни человека на всех её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном) и во всех аспектах (структурном, функциональном и эволюционном) законы природы - таково проблемное поле биологической (в частности, медицинской) антропологии.
Во-вторых, об изучении взаимоотношений человека и общества - таково содержание социальной антропологии, проблемное поле которой определяется тем, что общество даёт человеку и что он даёт обществу, как общество создаёт условия совместного существования и коллективной деятельности людей и как они создают и пересоздают своё общественное бытиё;
В-третьих, об изучении взаимодействия человека и культуры - таково содержание культурой антропологии; её проблематика - принципы сотворения человеком “второй природы” как “мира человека”, “ноосферы”, искусственной среды обитания, и пути сотворения человека культурой.
Все три антропологические дисциплины и лежащая в их основе философская антропология в определённых пунктах пересекаются, накладываются друг на друга, но и в тех своих разделах, в которых выявляется теоретическое своеобразие каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях смежных проблем.