Проблемы человека в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:07, реферат

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение проблем человека в философии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..….3
Проблема человека в истории философии. Понятие человека, личности, индивида, индивидуальности……………………………………………4
Единство биологического, психологического и социального в человеке……………………………………………………………………8
Философия о смысле жизни человека………………………………..….10
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………….14

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 30.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия о смысле жизни человека.

 

Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в  центре внимания и был тесно переплетен с системой другими этическими вопросами  – о жизни и смерти, добре  и зле, совести и вере, свободе воли и предопределенности.

В философии древней Греции наблюдаются  различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур и киренаики — в избежании неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — в жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор  - в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д.

До XVII века европейская философская  мысль базировалась на теологической  базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина  конечную цель человеческих устремлений  составляет блаженство. Оно заключается  в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царстве Божьем».

XVII-XVIII век кроме расцвета науки  принес ослабление влияния церкви  и христианской этики. Постепенно  как и в античной философии,  вновь появляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс — в борьбе за коммунистические идеалы, Ницше — в «воле к власти», английский философ XIX века Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха.

Идеалистические и особенно христианские религиозные учения, позволяют сделать  достаточно логичные построения для  нахождения смысла человеческого существования. В работах русских философов  начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в Бога становится главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным и в полный рост встают сложно разрешимые этические проблемы.

Особо следует отметить роль экзистенциальной философии, которая берет начало в творчестве Сьерена Кьеркегора. В XX веке Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс и др. рассматривают «жизнь как  бытие к смерти». Перед лицом  смерти человек способен обрести  понимание смысла жизни, освободившись  от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Таким образом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни  человека, определения ее смысла. Другим важным постулатом экзистенциализма является отрицание универсального смысла, смысл  жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческая индивидуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Одной из важнейших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в  мире и к его внутреннему миру.

Прежде всего, человек - это высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно - исторической деятельности и культуры. Понятие  человек - понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические, психологические и социальные, черты человека.

Для изучения отдельного человека в  философии и иных науках применяется  понятие “индивид”. Под индивидуальностью  понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному  индивиду.

Личность - это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно - практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает, прежде всего, духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может  быть сформирована лишь им самим. Подлинная  личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность - это  всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление  рабства и обретение свободы.

По природе своей человек  является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) является способом существования  человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную  природу. Все качества и способности  людей носят конкретно - исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального  наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация - это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

Человеку присущ коллективный образ  жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать  свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его  взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его  общения и взаимодействия с другими  людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Барулин В.С. Современная философская антропология. – М.: Онега, 1994.
  2. Гуревич П.С. Философия. Учебник для студентов вузов. – М.: Юнити, 2005. Тема 11.
  3. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. – М.: NOTA BENE, 2002.
  4. Перспективы метафизики. – СПб.: Алетейя, 2001. Гл. V, VI.
  5. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.
  6. Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество. – М.: Политиздат, 1984.
  7. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – Л.: ЛГУ, 1990.
  8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
  9. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблемы человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.
  10. Юнг К. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991.

 


Информация о работе Проблемы человека в истории философии