Проблемы души и тела в философии Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:44, реферат

Описание работы

Имя древнегреческого философа Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении – историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом. Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою сторону, обосновывая при его помощи свое вероучение и нередко достигая в этом успеха.

Содержание работы

Введение
1. Дуалистическое понимание человека
2. Концепция человека
3. Душа. Сущность души
4. Бессмертие души
Заключение.
Список литературы:

Файлы: 1 файл

filosofia.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА (название кафедры)


ОЦЕНКА     

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

         

должность, уч. степень, звание

 

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Проблемы души и тела в философии Платона

по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ


РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ ГР.

   Z1222K

     

Татьянин Ю.Е.

 

номер группы

 

подпись, дата

 

инициалы, фамилия

Студенческий билет  №

2011/2744

     

 

 

 

Шифр ИОДО

 

 

Санкт-Петербург 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Имя древнегреческого философа Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении – историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом. Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою сторону, обосновывая при его помощи свое вероучение и нередко достигая в этом успеха.

Одной из задач, которую  ставил перед собой Платон, было познание отдельным человеком самого себя. Для этого необходимо было определить «себя» от «самого» и рассмотреть  сущность этого «самого», т. е. душу.

Душа является главной категорией в философии Платона. Теория души является актуальной для всего творчества Платона. Она занимает очень важное место в его философии и тесно взаимосвязана с другими положениями его учения. Главные платоновские мысли невозможны без раскрытия природы души. В каждом из произведений Платона в той или иной степени затрагивается душа, затрагивается то, что касается души, то без чего невозможна теория души.

Платон предполагает определенное понимание сущности человека. Так как Платон делит все сущее  на две неравноценные сферы – вечные, с одной стороны, и преходящие – с другой, так и в человеке различает бессмертную ДУШУ и смертное ТЕЛО.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дуалистическое  понимание человека

 

Платон дуалистично  понимает отношение души к телу. Тело это не просто обитель души, а скорее всего тюрьма души. Пока мы имеем тело, мы мертвы, ибо фундаментально мы есть благодаря душе, а душа, пока она в теле, - она как в могиле, значит, умерщвлена. Таким образом, смерть тела является жизнью, потому что душа освобождаетсяот неволи. Тело – это зло, источник нездоровых страстей, безумств, от чего гибнет душа. Такова оценка тела Платоном. Его теоремы основаны на различении души и тела в большей степени, чем на тайне учения души как демона и тела как могильного склепа. Платон заявляет, что «забота о душе» означает очищение. Это достигается через разрыв с чувственным и соединением с духовным. Для Платона процесс познания со временем становится процессом преображения. В той мере, в которой познание приводит от чувственного к сверхчувственному, также один мир преображается в другой, от иллюзий мы попадаем в настоящее, подлинное. В этом и состоит добродетель.

Высшим моральным долгом человека Сократ полагал "попечение  о душе". Платон закрепляет этот императив  Сократа, придав ему некий мистический покров замечанием, что "забота о душе" означает ее очищение. Последнее достижимо через разрыв с чувственным и соединение с родственным миром интеллигибельного и духовного. Это очищение, весьма отличное от орфических инициаций, совпадает с подъемом и вхождением в чистую науку и познание, что, однако, не ведет к алогичности и экстатичности созерцания. Своеобразие платоновского мистицизма - в акценте на силу катарсиса, сопровождающего научный поиск как прогрессирующее восхождение к знаниям. Понятно, что для Платона процесс рационального познания со временем становится процессом морального обращения, преображения. В той мере, в какой познание ведет от чувственного к сверхчувственному, один мир преображается в другой, из иллюзорного пространства мы попадаем в подлинное. В этом и состоит добродетель.

В этом смысле Платон должен быть признан первооткрывателем  понятия "преображение", но не как  христианского феномена, а исходного  смысла этого понятия.

Концепция человека

 

Рассмотрим парадоксы "бегства от тела" и "бегства от мира" и их смысл. Первый парадокс отчетливо обнаруживается в диалоге "Федон". Душа должна избегать тела, насколько это возможно, истинный философ желает смерти, а истинная философия - это "упражнение в смерти". Смерть - всего лишь эпизод, онтологически имеющий отношение только к телу; она не только не вредит душе, напротив, дарует ей жизнь новую, праведную, предоставленную лишь ей самой, которая, наконец, беспрепятственно соединяется с миром умопостигаемого. Смысл парадокса не меняется, если формулировку перевернуть в обратном порядке: философ есть тот, кто желает истинной жизни (смерти тела), а философия есть упражнение в подлинной жизни, т.е. в чистом пространстве духа. Найти дух, значит, потерять тело.

Не менее ясен смысл  второго парадокса, - "бегства от мира" . Платон сам объясняет это как средство соединения с миром идей и уподобления Богу в добродетели. "Зло не прейдет, скорее, оно будет вечно противостоящим благу; нельзя найти место среди богов, скитаясь по этой земле вокруг нашей смертной натуры. Вот почему надобно как можно быстрее покинуть этот мир ради другого. А это значит уподобиться Богу так, как это только возможно и доступно человеку, достигнув праведности, святости и вместе с тем мудрости".

Смысл обоих парадоксов идентичен: бегство от тела и от мира значит одно: избавиться от телесного и мирского зла, уподобляясь Богу, "мере всех вещей", как сказано в "Законах", через добродетель и познание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Душа.Сущность души.

 

Платон предполагает определенное понимание сущности человека. Так как Платон делит все сущее на две неравноценные сферы – вечные, с одной стороны, и преходящие – с другой, так и в человеке различает бессмертную ДУШУ и смертное ТЕЛО. Он говорит: «Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты, а затем попадает на грешную землю, временно находясь в человеческом теле». Душа, по Платону, едина и неделима, а тело по его теории делимо и состоит из частей. Платон считает сущностью души не только ее единство, но и самодвижение. Все, движущее себя само, по Платону, бессмертно, а то, что приводится в движение чем-то другим, смертно.

По Платону, человеческая душа состоит  из двух «частей»: высшей – разумной, при помощи ее, человек созерцает  вечный мир идей, и низший – чувственный. В «Федре» Платон дает замечательную мифологическую иллюстрацию этого учения о частях души. Он сравнивает разумную душу с возничим, а чувственную - с двумя конями, один из которых благороден, а другой груб и туп. То есть телесное начало рассматривается не только как низшее по сравнению с духовным, но и как само по себе злое и отрицательное. Возничий правит, добрый конь слушается возничего, а черный тянет в сторону. Колесницы разных душ следуют за колесницами богов и пытаются увидеть занебесное место, в котором пребывает истинно-сущее. Oднако, это удается далеко не всем. В отличие от богов, которые спокойно созерцают это место, не испытывая никаких помех со стороны своих коней, души всех остальных существ не могут так же совершенно созерцать истину, потому что плохой конь постоянно мешает возничему и благородному белому коню. Поэтому лишь самые лучшие души могут лишь слегка коснуться истинного, другие же сталкиваются между собой и падают вниз, теряя свое оперение. Души, которые постоянны в своем видении истины, быстро освобождаются от бытия в мире. То есть, кто меньше в этом преуспел, вынуждены по неизменному закону Адрастеи перерождаться в человеческих и животных телах. Платон – сторонник теории переселения душ. После смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем – в зависимости от того, насколько праведную жизнь вела она в земном мире, - вновь вселяется в какое-то другое тело. Только самые совершенные души, по Платону, совсем оставляют земной, несовершенный мир и остаются в царстве идей. А те души, которые никогда не видели ничего в мире истинно-сущего, вообще не могут получить человеческое тело и могут воплощаться только в животных. Быть человеком, по Платону, значит знать истину. Каждая человеческая душа знает истину.

Понятие "души" у Платона, как  и понятие "идеи" отличается от банального толкования этих слов. Если слово "идея" в обычном толковании сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта, а потому несуществующее, то у Платона "идея" - это одна из "универсалий", существующих по-настоящему". Душа у Платона не имеет связи с обманчивым чувственным знанием, в ее основе находятся не чувства, а разум. Тело и душа четко отделены друг от друга, причем душе перепадает главенствующая роль. Это суждение четко прослеживается в диалоге "Федон", о последних часах жизни Сократа. Приговоренный к смерти, Сократ не кажется испуганным. Смерть для него - лишь отделение души от тела. Сократ не дорожит своим умирающим телом. Оно для него - лишь источник ненадежного чувственного знания, которое препятствует получению подлинного, разумного знания. Платон считал что, истинное познание достижимо только после смерти. Душа - чиста, тело - порочно, значит, не расставшись с телом, мы не можем познать истину. Душа едина, тело делится на части, значит сущность души в ее единстве.

Платон делит людей  на три разных типа, в зависимости  от того, какая из частей его души является главной: разумная, эмоцианальная  или чувственная. У людей, у которых  преобладает разумная часть души, есть стремление к высшему благу, они придерживаются правды, справедливости и умеренности в наслаждениях. Их Платон называет мудрецами и философами. Если же приобладает эмоциональная часть души, то люди отличаются храбростью, мужеством. Люди же «вожделеющего» типа низменны.

Однако, добродетель, общая  для сех типов, которую ценит Платон больше всего – это мера. Ничего сверх меры – таков принцип у Платона.

В “Тимее” Платон говорит, что душа есть везде, что она распространена по всему протяжению космоса и  облекает его извне. Это в очередной  раз подтверждает его мысль о том, что душа является сущностью всего, подлинной сущностью. Душа проникает во всё и всё наполняет смыслом. Мир начинает существовать только в нашей душе, ибо познан он может быть только нашей душой. Для истинной души нет ничего внешнего ей, куда бы она ни взглянула своим мысленным взором — всё её, нет ничего чужого ей, всё родное, ибо она составляет сущность всего. И повсюду душа может видеть лишь себя. И истиной она является потому, что она истина всего, потому, что она — всё.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бессмертие  души.

 

Нерушимость, незыблемость, вечность Царства Идей Платон напрямую связывает с бессмертием души.

Для Сократа было довольно понять, что сущность человека - это  его душа (психэ), чтобы обосновать новую мораль. Для него не было столь важно установление, смертна душа или же нет. Ведь добродетель сама себя награждает, подобно тому, как порок карает сам себя. Напротив, для Платона проблема бессмертия становится наиважнейшей. Если, умирая, человек разрешается в ничто, теория Сократа не в состоянии противостоять нигилистам, не признающим каких бы то ни было моральных принципов (софистам-политикам, например, или Калликлу, персонажу "Горгия"). Однако открытие метафизики и принятие ядра орфизма сделали для Платона проблему бессмертия фундаментальной: несколько раз он возвращался к ее аргументации в диалогах "Менон", "Федон", позже в "Государстве", в "Федре".

Центральный аргумент "Федона" можно суммировать следующим  образом. Душа человека способна, - говорит  Платон, - познавать неподвижное  и вечное. Однако, чтобы уловить это последнее, она сама дoлжна иметь схoдную природу, в противном случае, все вечно пребывающее оставалось бы вне способности души к восприятию. Стало быть, душа столь же вечна и неизменна, как вечность, ей подвластная.

В предшествующих "Тимею" диалогах души представляются вне рождения и вне границ. Однако в "Тимее" они уже порождены Демиургом вместе с душой мира, состоящей из "сущности", "тождества" и "различия". Значит, рождение Души имеет начало, но, по своему бoжественному статусу, она не подлежит смерти, подобно тому, как недоступно смерти все тo, что прямо произведено Демиургом.

Откуда бы ни зашел  Платон в эту проблему, вывод все  тот же: существование и бессмертие души осмыслены лишь в том случае, если душа понята как сверхэмпирическое существо, обитающее в интеллигибельном пространстве, а потому не подлежащее порче и отрицанию со стороны человека. Открытие Платоном двух измерений человеческого бытия стало настолько необратимым, что при последующих попытках отрицать одно из этих измерений, оставляя физическую природу человека как единственную, игнорируя духовную, смысл этого единственного начала обретал решительно иное содержание, чем прежде.

В диалоге "Федон" Кебет, один из собеседников Сократа, просит философа доказать, что душа после смерти "не рассеивается, словно дыхание или дым, разлетается, и ее уже решительно больше нет", на что Платон устами Сократа приводит ему четыре доказательства бессмертия души:

Первый аргумент «Федона» состоит в следующем. В нашем мире все возникает из своей противоположности и превращается, при уничтожении, в свою противоположность. Здесь нет исключений, иначе все жизненные процессы пришли бы к одному состоянию, они прекратились бы, и мир стал бы однообразным и неподвижным. Для Платона это состояние немыслимо, по-этому, любое возникновение и уничтожение происходят из противоположности в противоположность. Следователньо, мертвое возникает из живого, а живое и живые из мертвого. По Платону, в таком случае, очевидно, что души не исчезают, но пребывают в Аиде, а из них снова возникают живые.

Информация о работе Проблемы души и тела в философии Платона