Проблемы души и тела в философии Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:44, реферат

Описание работы

Имя древнегреческого философа Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении – историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом. Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою сторону, обосновывая при его помощи свое вероучение и нередко достигая в этом успеха.

Содержание работы

Введение
1. Дуалистическое понимание человека
2. Концепция человека
3. Душа. Сущность души
4. Бессмертие души
Заключение.
Список литературы:

Файлы: 1 файл

filosofia.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Второй аргумент говорит, о том что душа бессмертна. Человека можно заставить, дать правильное решение любой проблемы, в любой области науки, незнающего о ней ничего путем наводящих вопросов. Это значит, по Платону, что в душе человека до его рождения и земного пути пребывают все истины, следовательно, душа бессмертна. Когда мы утверждаем о каких-то вещах чувственно-воспринимаемых, что они, например, равны, мы одновременно знаем, что их равенство отлично от полного, истинного и совершенного равенства, следовательно, мы сразу же отличаем равные вещи от равенства как такового, видя неполное осуществление равными вещами самого равенства. Если это так, то поскольку все это, по Платону, происходит в нас с самого первого ощущения, то знание самого равенства, с которым мы сравниваем равные вещи, данные нам в ощущении, должно предшествовать первому ощущению, а значит, пребывать в нас еще до рождения, что возможно, если только наша душа бессмертна.

Третий аргумент - все сущее делится на два вида: самотождественное и простое и на изменчивое и сложное. Поскольку тело ближе к изменчивому и сложному, душа, напротив, больше всего походит на неизменное и простое, которое в силу своей простоты не может разделиться на какие-то части и уничтожиться. Кроме того, неизменное и простое постигается только мышлением, тогда как сложное и уничтожающееся ощущением. Душа, которую нельзя ни видеть, ни слышать, следовательно, оказывается в числе невидимого, неизменного и простого. Затем, душа, по Платону, испытывает наибольшую радость в познании и мышлении, ощущения же портят и опьяняют душу, значит, стремясь к вечному и бестелесному, она стремится к подобному себе, значит, она сама вечна и неизменна.

Четвертый аргумент, поскольку душа есть начальствующее, а тело подначально ей, то именно душа более походит на божественное, которому свойственно властвовать, а не на смертное, которому суждено только повиноваться. Четвертый аргумент строится на предположении теории самого по себе сущего или эйдосов. Если принять теорию о существовании сущностей, тождественных самим себе, из нее вытекает, что эти сущности не могут принять в себя того, что им противоположно. В первом аргументе говорилось, что из противоположных вещей происходят противоположные вещи, но сами противоположности, как здесь утверждается, не могут приобрести свойства своих антиподов. Равенство само по себе никогда не будет неравным, а четность не перейдет в нечетность. При этом есть определенные вещи (Платон в «Федоне» именует их формами), которые, хотя и отличны от самого эйдоса, тем не менее всегда имеют его свойства и точно так же как он, не принимают его противоположности. Например, число три никогда не может, оставаясь собой, принять в себя четность, а число четыре — нечетность. Также и душа, главным свойством которой, по Платону, является оживотворение, хотя и не тождественна с жизнью самой по себе, тем не менее, как и сама жизнь, не может принять в себя противоположное жизни свойство, т. е. смерть. Следовательно, душа бессмертна.

Еще один аргумент, доказывающий бессмертие души, был приведен Платоном в диалоге «Федр». Все тела приводятся в движение либо извне (неодушевленные), либо изнутри (одушевленные), т. е. они либо движутся какой-то внешней силой, либо движутся сами по себе. Началом этого движения самого по себе надо признать душу. Все, что движется чем-то внешним, может прекратить свое движение, тогда как самодвижущееся является для себя началом движения. Если душа есть начало, то она не может произойти от чего-то еще, иначе она не будет началом, т. е. не может возникнуть, а то, что не может возникнуть, и не погибнет. Следовательно, душа бессмертна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Подводя итог, автор хочет  сфoрмулировать eще раз важнейшие положения своей работы, которые были раскрыты в соответсвии с задачами и целями:

Платон во многих своих  диалогах говорит об обремененности души телом и страстями, идущими  от тела. Внешнее мешает душе. Но душа сильнее внешнего и поэтому, будучи обремененной мирским, душа обременена лишь собой. То есть душе мешает что-то, что находится в ней самой. Душа тогда еще не является истиной душой. Во многом она живет тем, что ей поистине не присуще. Отделяя себя от внешнего мира, душа начинает поиск себя и Истины.

Далее автор может  придти к выводу, что любовь к истине всегда есть в душе, поскольку в ней всегда есть Истина. Сама Истина помогает душе.

Душа, ставшая истинной душой, совпадает с прекрасным, с  Истиной. Душа является истиной (или  идеей) каждой вещи, то есть сущностью  всего. А значит и просто Истиной. Мир и истина (истина для человека) не является чем-то разным как может казаться душе еще не нашедшей себя, а совпадают то есть истина мира ( объективная ) и истина человека, наша истина ( субъективная) – это одна Истина. Это и есть душа, душа сама по себе, душа, ставшая истиной душой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.
  2. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.
  3. Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Сборник. М., 1979.
  4. Платон. Собрание сочинений, тт. 1-4. М., 1990-1994.
  5. Философия: Учебник. Отв. редакторы: Губин В.Д. и др. М., 2001.

Информация о работе Проблемы души и тела в философии Платона