Проблемы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 14:56, реферат

Описание работы

Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ 4
2. ПРИРОДА ФИЛОСОВСКИХ ПРОБЛЕМ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

пРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ.docx

— 33.57 Кб (Скачать файл)


СЕДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ 4

2. ПРИРОДА ФИЛОСОВСКИХ ПРОБЛЕМ 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Многие проблемы, которые  рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития - к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии.

Само название «философия», согласно преданиям, употребил впервые в VI в. до нашей эры Пифагор. В его время умных людей называли мудрецами. Самого Пифагора причисляли к семи великим мудрецам. Но Пифагор заявлял, что он не мудрец, а философ, то есть любящий мудрость. И это название философии, как любви к мудрости сохранилось до настоящего времени. Понятие «философия» её истолкования и закрепления в Европейской культуре осуществил Платон. Он понимал под философией науку о человеке, мире и познании. Первоначально смысловое содержание, понятие философии было нерасчлененным, целостным и выражало знание о мире, человеке о месте человека в мире, в отношении мира к человеку. Зарождавшаяся философия была синонимом самой общей науки.

Первые философы пытались обобщать все знания, которые существовали в их время, все достижения культуры и предпринимали попытки ответить на все возникающие проблемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование самостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время. В на-стоящее время и окружающий мир, и общество, и человек, и процесс человеческого познания исследуются многими конкретными науками. И поэтому не случайно возникает вопрос о надобности самой философии, если все чем она занималась, изучается конкретными науками. И некоторые философы в начале прошлого века (позитивисты) доказывали даже вредность философии, с которой необходимо бороться. И нужна ли философия в настоящее время, когда знания дают конкретные науки?

Но, тем не менее, за время  существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся и  её изучают. Как изучали и развивали  ее в древней Греции, как изучали  ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности. Уже из этого видно, что длительное время многие поколения людей считали философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека.

 

 

1. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

 

Каковы же функции философии  в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей? Прежде всего, философия  выявляет (эксплицирует) наиболее общие  идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место  среди них занимают категории, к  которым относят такие универсальные  понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина - следствие, случайное - необходимое, часть - целое, элемент - структура и др. Категории  отражают наиболее общие связи, отношения  вещей. В своей совокупности они  составляют основу всякого человеческого  разумения, интеллекта. Эти понятия  приложимы не к какой-то одной  области явлений, а к любым  явлениям. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем, без понятия причины. Такие  понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие  философии с учением о категориях. В схеме “ромашка” сердцевина соответствует общему понятийному  аппарату философии - системе категорий. Введение в философию./Фролов И. -М., 1989, с. 20

Многие века философы считали  категории вечными формами “чистого”  разума. Историко-материалистический подход выявил иную картину: категории  формируются исторически с развитием  человеческого мышления и воплощаются  в речевых структурах, в языке. Обращаясь к языку как культурно-историческому  образованию, анализируя формы высказываний и действий людей, философы выявляют наиболее общие основания речевого мышления и практики.

В комплексе самых общих  оснований культуры важное место  занимают обобщенные образы бытия и  его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформируются в  философское учение о бытии - онтологию (от греч.- сущее и учение). Кроме  того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека - практические, познавательные и ценностные; отсюда и название соответствующих разделов философии: праксиология (от греч. - деятельный), гносеология (от греч. - познание) и аксиология (от греч. - ценный).

Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также  нравственно-эмоциональные и другие “универсалии”, всегда относящиеся  к конкретным историческим типам  культур и вместе с тем принадлежащие  человечеству в целом, всемирной  истории. Лосев А. Дерзание духа. -М.. 1988, с. 63

Помимо функции экспликации  “универсалий” философия как  рационально-теоретическая форма  мировоззрения берет на себя и  задачу рационализации - перевода в  логическую, понятийную форму, а также  систематизации, теоретического выражения  суммарных результатов человеческого  опыта во всех его формах.

Разработка обобщенных идей и представлений с самого начала входила в задачу философии как  рационально-теоретической формы  мировоззрения. Откуда же черпали философы материал для этой работы? В процессе исторического развития база философских  обобщений меняла свой вид, охватывая  все более обширные опытные, а  затем и теоретические знания. Ну а на первых порах философская  мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным, в том числе обыденным, формам опыта. Например, разработанное в древнегреческой философии учение об атомистическом строении всего сущего, на много столетий предвосхитившее соответствующие конкретно-научные открытия, опиралось на такие практические наблюдения и навыки, как разделение материальных вещей на части (дробление камней, мельничное дело и другие). Кроме того, определенную пищу для обобщений давали и пытливые наблюдения самых различных явлений - пылинок в световом луче, растворения веществ в жидкостях и т. п. Был привлечен и имевшийся в то время математический опыт делимости отрезков и др. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта, знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями мысли способствовали формированию общей концепции атомистики. Самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли служили нередко толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего мира (перехода количества в качество, внутренней противоречивости различных явлений и многих других). Повседневный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. Базис для философских обобщений существенно обогащался по мере развития, углубления конкретно- научных знаний.

Источником обобщенных философских  идей, понятий служила и продолжает служить критика и рационализация нефилософских форм мировоззрения. Так, взяв от космогонической мифологии  многие ее темы, идеи, вопросы, ранняя философия  переводила поэтические образы мифа на свой язык, поставив во главу угла рациональное осмысление действительности. Источником формирования общих философских  представлений в последующие  эпохи нередко являлась религия. Например, в этических концепциях немецкой классической философии в  ряде случаев слышны мотивы христианства, преобразованные из религиозной  их формы в теоретические умозрения. Дело заключается в общей ориентации философской мысли на рационализацию, выражение в общих понятиях всевозможных форм человеческого опыта, идей, представлений. Выполняя эту функцию, философия в идеале как бы стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт. Введение в философию./Фролов И. -М., 1989, с. 29

К этому примыкает также  важная критическая функция, которую  выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских  вопросов, формирование нового мировидения  обычно сопровождается критикой разного  рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному  познанию, правильному действию. Задачу критического философского мышления, разрушения, расшатывания догм, устаревших взглядов с особой силой подчеркнул Ф. Бэкон, остро осознавший, что во все века философия встречала  на своем пути “докучливых и тягостных  противников”: суеверие, слепое, неумеренное  религиозное рвение и другого  рода помехи. Бэкон назвал их “призраками”, обратив внимание на то, что среди  “призраков”, парализующих познание и мудрое действие, всякий раз оказывается  вечный враг живого, пытливого интеллекта - укоренившаяся привычка к догматическому способу познания и рассуждения, приверженность заранее данным понятиям, принципам, с которыми стремятся  “согласовать” все остальное.

По отношению к предшествующему  и наличному культурно- историческому  опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого “сита”. Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают  устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стараются  не “выплеснуть вместе с водой  и ребенка”, стремятся сохранить  в отвергаемых формах мировоззрения  все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критической “селекции”, аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим периодам истории.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и  к будущему. В качестве формы теоретической  мысли она обладает мощными конструктивными  возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих  образов, идеалов. Философия способна выстраивать, мысленно “проигрывать”  различные варианты миропонимания ( “возможные миры”), как бы заготавливая пробные системы мировоззрения  для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает всецело ясным  для ныне живущих людей. Это подтверждается, в частности, существованием в истории  философии рапных вариантов понимания  и решения мировоззренческих  проблем.

Отталкиваясь от ранее  сложившихся форм дофилософского, внефилософского  или философского миропонимания, подвергая  их критике, рациональному переосмыслению, систематизации, философия формирует  на этой основе обобщенный теоретический  образ мира в его соотнесенности с человеческой жизнью, сознанием  и соответствующий данному этапу  исторического развития. В мире философии  переводятся на особый теоретический  язык и мировоззренческие идеи, рождаемые  в политическом, юридическом, нравственном, религиозном, художественном, техническом  и других формах сознания. Усилиями философского интеллекта осуществляется также теоретическое обобщение, синтез многообразных систем повседневных, практических знаний, а с возникновением, развитием науки - нарастающих массивов научного знания. Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются согласование, интеграция всех форм человеческого  опыта - практического, познавательного  и ценностного. Их целостное философское  осмысление - необходимое условие гармоничной и сбалансированной общественной жизни. Так, чтобы стать полноценной, политика должна быть скоррелирована с наукой и нравственностью. Она немыслима без правового обеспечения, научного обоснования, гуманистических нравственных ориентиров, вне учета национальных, религиозных и других особенностей различных народов, наконец, без опоры на мировоззренческие ценности здравого смысла. Примечательно, что к ним сегодня нередко обращаются при обсуждении важнейших политических проблем. Соответствующая интересам человечества мировоззренческая ориентация требует интеграции всех основных задач, ценностей человеческой культуры. Их согласование посильно лишь для универсального мышления, обеспечиваемого той сложной духовной работой, которую в человеческой культуре взяла на себя философия. Введение в философию./Фролов И. -М., 1989, с. 56

Анализ важнейших функций  философии в системе культуры показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в  классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской  деятельности. Это не могло не сказаться  и на понимании характера философских  проблем.

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРИРОДА ФИЛОСОВСКИХ ПРОБЛЕМ

 

Коренные мировоззренческие  вопросы традиционно представлялись философам вечными и неизменными. Выявление К. Марксом их исторического  характера, обусловившее существенное изменение способов философского исследования, привело к переосмыслению этих вопросов. Так, казавшееся вечным отношение “человек - природа” было переосмыслено как  исторически изменчивое, зависящее  от производственной и иной деятельности людей на том или ином этапе  истории. Оказалось, что данная проблема в разные исторические периоды способна не просто менять свой характер, обостряться, становиться напряженной, но и перерасти  в глобальную проблему, как это  случилось в наши Дни.

Историко-материалистически  были истолкованы также все аспекты  философской проблемы “мир - человек”. Классические философские вопросы (об отношениях “человек - природа”, “природа - история”, “личность - общество”, “свобода - несвобода”) и при новом подходе  сохранили свое непреходящее мировоззренческое  значение. Они предстали как выражение  реальных диалектических “полярностей”, неустранимых из жизни людей и  потому принципиально неустранимых из философии.

Что же было внесено нового в понимание философских проблем? Можно ответить совсем кратко: историзм. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают  в различные эпохи, в разных культурах  и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новой  общей концепции философии, ее предназначения. Важно, однако, подчеркнуть, что преодоление  старой формы философских учений отнюдь не означало и не означает отказа от сохранения, развития, углубления содержания обсуждавшихся в них серьезных  проблем, а наоборот, предполагает все  это.

В свете историко-материалистического  подхода классические философские  проблемы утратили облик неизменных, умозрительно решаемых проблем. Марксу удалось найти их искомую “земную  основу”: они предстали как фундаментальные  противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, незавершенный  характер. Отсюда их теоретическое  решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему. Динамичное, процессуальное, как сама история, содержание философских  проблем накладывает печать и  на характер их решения, призванного  резюмировать прошлое, определять конкретный облик проблемы в современных условиях и прогнозтически осмысливать будущее. В таком ключе была осмыслена, в частности, одна из важнейших философских проблем - проблема свободы. Маркс преодолел ее сугубо абстрактное решение, примером которого может служить, в частности, тезис Спинозы “свобода есть осознанная необходимость”. Обретение свободы осмысливается им как длительный процесс, обусловленный закономерным развитием общества и приобретающий в каждый период истории наряду с общими также особые, не допускающие стандартных решений черты. Введение в философию./Фролов И. -М., 1989, с. 65

Информация о работе Проблемы философии