Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 14:56, реферат
Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ 4
2. ПРИРОДА ФИЛОСОВСКИХ ПРОБЛЕМ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Новым было также понимание философских проблем не как “чистых” проблем сознания, а как проблем общественного бытия, которые объективно возникают и разрешаются в человеческой жизни, практике. Отсюда следовало, что и философская мысль должна осмысливать такие проблемы не только в теоретическом, но и в практическом плане.
К большим философским проблемам обращались и будут обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера самих проблем все же в их содержании и понимании будет сохраняться определенное смысловое единство и преемственность. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.
Что же касается отношения “мир - человек” (“бытие - сознание” и т. п.), то оно тоже причастно к истории, хотя абстрактная его форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что разлапые человеческие связи с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе говоря, поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к миру, составляющих главный предмет философского осмысления,- явление всецело историческое.
Человеческая история - реальность особого рода. Это - сложное сочетание общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных ее составляющих. Причем оба компонента переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования - на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоретические, отражения этих реалий в человеческом сознании - с другой. Например, философский анализ проблем свободы предполагает, как пояснял Маркс, умение различать, что конкретно являлось, а что представлялось “свободой” (“несвободой”) людям различных исторических эпох и формаций. Аналогично обстоит дело со всеми философскими проблемами. Осмысление, с философской точки зрения, политики, права и т. д. предполагает разграничение соответствующих реалий и отражающих их взглядов, учений.
Может показаться, однако, что
на природу как на предмет философского
интереса сказанное не распространяется,
что к природе философский
разум обращается прямым образом, вне
всякой связи с человеческой историей,
практикой, познанием. Это иллюзия.
Вопрос, что собой представляет природа
в ее самых общих чертах, по сути
равнозначен вопросу, каковы наши практические,
научные и другие знания о природе,
что дает их философское обобщение.
А это значит, что философские
концепции природы тоже формируются
на основе критического анализа, сопоставлений,
отбора, теоретической систематизации
различных исторически
В общественно-исторической
жизни людей в целом и в
каждом из конкретных ее “пластов”
тесно переплетены объективное
и субъективное, бытие и сознание,
материальное и духовное. Ведь все
предметы, создаваемые людьми, будь
то машины, архитектурные сооружения
или полотна художников, представляют
собой овеществленные человеческий
труд, мысль, знания, творчество. Вот
почему философское мышление, связанное
с осмыслением истории, требует
сложных процедур разграничения
этих составляющих - мыслимого и
реального. Этим и объясняется “биполярный”,
субъектно-объектный характер всех
типично философских
Итак, классическая традиция
связывала философию с
На переживаемом нами ныне
серьезном переломном этапе истории
возникла настоятельная потребность
более четко определить полномочия
философии, ее отношение к действительности,
к решению сложных современных
проблем. С этой точки зрения представляется
крайне важным уяснить мысли о
предназначении философии, к которым
пришел Маркс в результате серьезных
теоретических раздумий и преодоления
спекулятивно-умозрительного, замкнутого
в себе философствования. Важно возродить.
ввести в действие разработанную
Марксом интерпретацию
1. Введение в философию./Фролов И. -М., 2005.
2. Межуев В. Культура и история. -М., 2006
3. Ойзерман Т. Проблемы историко - философской науки. -М., 2005
4. Сагатовский В Вселенная философа. -М., 2006.
5. Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии.
6. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. -- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. - 608 с.
7. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2008г.