Проблемы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 14:56, реферат

Описание работы

Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии, которая возникает задолго до философии на 50 - 90 тысяч лет. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ 4
2. ПРИРОДА ФИЛОСОВСКИХ ПРОБЛЕМ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

пРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ.docx

— 33.57 Кб (Скачать файл)

Новым было также понимание  философских проблем не как “чистых” проблем сознания, а как проблем  общественного бытия, которые объективно возникают и разрешаются в  человеческой жизни, практике. Отсюда следовало, что и философская  мысль должна осмысливать такие  проблемы не только в теоретическом, но и в практическом плане.

К большим философским  проблемам обращались и будут  обращаться мыслители разных эпох. При всем различии их подходов и  историческом изменении характера  самих проблем все же в их содержании и понимании будет сохраняться  определенное смысловое единство и  преемственность. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность  их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских проблем требует глубокого позитивного знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического развития.

Что же касается отношения  “мир - человек” (“бытие - сознание”  и т. п.), то оно тоже причастно  к истории, хотя абстрактная его  форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что разлапые человеческие связи  с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе  говоря, поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к  миру, составляющих главный предмет  философского осмысления,- явление  всецело историческое.

Человеческая история - реальность особого рода. Это - сложное сочетание  общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных ее составляющих. Причем оба компонента переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования - на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе  теоретические, отражения этих реалий в человеческом сознании - с другой. Например, философский анализ проблем  свободы предполагает, как пояснял  Маркс, умение различать, что конкретно  являлось, а что представлялось “свободой” (“несвободой”) людям различных  исторических эпох и формаций. Аналогично обстоит дело со всеми философскими проблемами. Осмысление, с философской  точки зрения, политики, права и  т. д. предполагает разграничение соответствующих  реалий и отражающих их взглядов, учений.

Может показаться, однако, что  на природу как на предмет философского интереса сказанное не распространяется, что к природе философский  разум обращается прямым образом, вне  всякой связи с человеческой историей, практикой, познанием. Это иллюзия. Вопрос, что собой представляет природа  в ее самых общих чертах, по сути равнозначен вопросу, каковы наши практические, научные и другие знания о природе, что дает их философское обобщение. А это значит, что философские  концепции природы тоже формируются  на основе критического анализа, сопоставлений, отбора, теоретической систематизации различных исторически возникавших, сменявших, дополнявших друг друга  образов природы в нефилософском  сознании людей.

В общественно-исторической жизни людей в целом и в  каждом из конкретных ее “пластов”  тесно переплетены объективное  и субъективное, бытие и сознание, материальное и духовное. Ведь все  предметы, создаваемые людьми, будь то машины, архитектурные сооружения или полотна художников, представляют собой овеществленные человеческий труд, мысль, знания, творчество. Вот  почему философское мышление, связанное  с осмыслением истории, требует  сложных процедур разграничения  этих составляющих - мыслимого и  реального. Этим и объясняется “биполярный”, субъектно-объектный характер всех типично философских размышлений. Не случайно важной обязанностью философов, как и других специалистов, изучающих  общественно-историческую жизнь людей, Маркс считал объяснение механизмов появления и существования не только истинных, но и искаженных представлений  о действительности, преодоление  всяческих деформаций объективного содержания проблем. Отсюда необходимость  для философа критической позиции, учета искажающих факторов. Одним  слоном, и эта часть задачи связана  с уяснением смыслового поля “мир - человек - человеческое сознание”, то есть с тем или иным решением основного  вопроса философии в его конкретных исторических проявлениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, классическая традиция связывала философию с постижением  ночных принципов понимания мира и человеческой жизни. Маркс вступил  в спор с таким пониманием, подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизни  людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало переистолкование предмета, методов, результатов философии  как исторических, принимающих различный  облик в разные эпохи. Маркс стремился  преодолеть традиционную обособленность философии от реальной действительности, а также претензии философов  на окончательное суждение о ней. Сегодня в условиях интенсивного обновления советского общества на глазах меняются устоявшиеся формы хозяйственной, политической, духовной жизни, разрушаются  устаревшие стереотипы мышления, формируются  свободные, демократические взгляды, позиции. Ясно, что замкнутая на самое  себя философская мысль не способна отразить процесс столь быстрых  изменений общественной реальности.

На переживаемом нами ныне серьезном переломном этапе истории  возникла настоятельная потребность  более четко определить полномочия философии, ее отношение к действительности, к решению сложных современных  проблем. С этой точки зрения представляется крайне важным уяснить мысли о  предназначении философии, к которым  пришел Маркс в результате серьезных  теоретических раздумий и преодоления  спекулятивно-умозрительного, замкнутого в себе философствования. Важно возродить. ввести в действие разработанную  Марксом интерпретацию философии  как социально исторического  знания, мировоззрения, но стояние связанного с жизнью, практикой, открытого новым  ситуациям и проблемам.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Введение в философию./Фролов  И. -М., 2005.

2. Межуев В. Культура и история. -М., 2006

3. Ойзерман Т. Проблемы историко - философской науки. -М., 2005

4. Сагатовский В Вселенная философа. -М., 2006.

5. Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии.

6. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. -- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. - 608 с.

7. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2008г.

 




Информация о работе Проблемы философии