Проблемы гноссеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:58, доклад

Описание работы

Теория познания ( гносеология, от греч. gnosis – познание ) – это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности и границ, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания.
Теория познания тесно связана с онтологией, диалектикой, логикой и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. При изучении личности познающего субъекта опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. Большой материал дают гносеологии математика и кибернетика, естественные и гуманитарные науки.

Файлы: 1 файл

текст кк философия.docx

— 40.01 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Теория познания ( гносеология, от греч. gnosis – познание ) – это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности и границ, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания.

Теория познания тесно связана  с онтологией, диалектикой, логикой  и методологией. Поскольку субъектом  познания является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. При изучении личности познающего субъекта опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. Большой материал  дают гносеологии математика и кибернетика, естественные и гуманитарные науки.

Во всеобщей системе “человек-мир”, изучаемой философией, гносеология  изучает  всеобщее характеризующее  познавательную деятельность человека.

 

 

1. Познание как  отношение человека к миру.

 

Существуют различные подходы, модели процесса познания. Материалистические модели имеют основной принцип отражения мира в сознании человека: у Демокрита – образы (эйдосы), у философов Нового времени – сенсорные сигналы, у Ленина – ощущения субъекта, которые дают субъективный образ объективного мира у идеалистов познание не имеет дела с реальным, объективным миром. Лейбниц связывал его с воздействием божественных идей на врожденные понятия человека. У Гегеля – самопознания абсолютной идеи. У Маха и Авенариуса, у других субъективных идеалистов процесс познания – это реализация простой и экономной связи ощущения.

Разработанным различные концепции познания. Согласно эмпирической концепции (теории) (Бэкон, Локк, Гоббс), все человеческое знание проистекает из опыта, все познание вытекает из ощущений.  Это сенсуализм.

Согласно рационалистической теории познания (Декарт,Лейбниц,Кант), субъект уже при рождении, доопыта (априорно) имеет знание. Обе концепции основаны на жестком противопоставлении субъекта объекту.

При этом познание неизбежно сталкивается с вопросом: познаваем ли мир ?

Позиции мыслителей в данном случае таковы.

Это когнитивный оптимизм (Г.Гегель, В.Ленин) – выражающий абсолютную уверенность в познании мира.  Это – скептицизм (Пиррон, Секст-Эмпирик, Д.Юм) выражающий сомнения о возможности полных знаний о мире. Это - агностицизм – отрицающий возможность познания мира. По И.Канту “вещь в себе” (сущность) – непознаваема. Это – релятивизм – абсолютизирующий относительность научных знаний.

Представители науки и инженерной деятельности являются оптимистами, гностиками. Принципами на которые опирается инженер в своей деятельности являются:

 

  • принцип познаваемости мира
  • принцип отражения
  • принцип определяющей роль практики.

 

Процесс познания составляют следующие  элементы  - объект познания, субъект познания и процесс взаимодействия  между ними в формах чувственного и логического познания.

Объект познания – часть реального  бытия, подвергающаяся исследованию.  Им может быть – явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека  ( образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение ), а так же “вторичные продукты” интеллектуальной деятельности человека ( закономерности развития религии, идеальные категории наук и т.д.)

Субъект познания – общественный. Социально сформированный человек , который реализует познание, формирует новое знание ( человек носитель культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов), научное сообщество, отдельные народы, человечество.

Введем понятие “предмет познания”  – это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу  научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания ( так живой мир изучается и зоологией и биологией ).

В своей сущности  познание есть отражение мира. Об отражении мы говорим в предыдущей лекции. Напомню, что это способность любых  материальных тел так или иначе реагировать на воздействия других материальных образований и воспроизводить их особенности. Отражение в своем развитии приходит к сознанию. И не в этом ли свойстве истоки удивительной  способности человека к познанию ?

Логично предположить, что человеческое познание можно рассматривать как отражение, как процесс и результат отражения. Это высшая, человеческая, социальная форма отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого мышления  ко все более глубокому и всестороннему знанию.

Источником  активности сознания выступает  практика, которая исторически развиваясь,  усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В связи с практикой развивается и познание, как живое , активное отношение человека к миру.

Что является результатом познания ? – Конечно, знание !   Знание является человеческой информацией о мире, которая существует в виде субъективной реальности.  Она субъективна по форме, но объективна по содержанию. Объективность содержания информации, образов, степень их соответствия объекту, определения истинных образов дает практика как основа, исходный и конечный пункт познания.

( Познание возникло в ходе  практики, развивается благодаря  ей, практика – источник фактов науки, поставляет основные материальные средства исследователю, выступает критерием истины ).

Т.о. познание – есть социальное, исторически  развивающееся отношение человека к миру, процесс отражения в человеческом сознании в форме идеальных образов объективной реальности, осуществляемый в ходе практической деятельности людей.

Процесс познания противоречив. Он переводит  материальное в идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в физиологическое и далее в психологическое – факт сознания.

Познание имеет в основе 2 уровня  отражения, характеризующиеся  спецификой их форм и связей этих форм между собой.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для него характерно:

  1. Непосредственность ( прямое воспроизведение отражаемого объекта ).
  2. Наглядность и предметность возникаемых образов.
  3. Воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.

 

Чувственное познание осуществляется в 3 формах, ощущениях, восприятиях, представлениях.

Ощущение – исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.). В ощущении энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания.

Однако, мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений, процессов. Охватить эту целостность позволяет восприятие. Восприятие – синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Оно зависит:

  1. От самих объектов
  2. От прошлого опыта
  3. От психологического состояния и здоровья человека.

Оно позволяет видеть мир как  взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.

Наглядное воспроизведений прошлых  восприятий с помощью памяти рождает “Представление” – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета  за счет воображения  ( фантазии, мечты ).

Чувственный облик человека углубляется  благодаря  труду, речи и мышлению, но не способен  формировать образ  сущности познаваемых объектов. Эту  ограниченность снимает рациональное познание.

Этот вид познания наиболее полно  реализуется в мышлении – процессе обобщенного  и опосредственного отражения действительности путем сознания абстракции.

Рациональное познание характеризуют:

  1. Опора на чувственные данные;
  2. Опосредованность (человек не контактирует с предметами о которых мыслит);
  3. Обобщенность и абстрактность;
  4. Воспроизведение объектов на уровне сущности, внутренних связей и отношений;
  5. Связь с речью, фиксация в языке;

Оно осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключение.

Понятие – это обобщенный логический образ предмета. Это означает, что оно лишено чувственности. Это мысль, в которой отражаются общие закономерные связи, существенные стороны, признаки предметов возникновение понятия это скачек от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.

Суждение – мысль, в которой  связываются несколько понятий  и отражаются отношения между  различными вещами и свойствами т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.

Умозаключение – мысль, посредством  которой на основании имеющихся  суждений выводятся новые суждения.

При анализе мышления выделяют уровень  развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок – исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум – высшая ступень рационального познания, позволяющий  творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.

Многочисленные данные свидетельствуют  в пользу взаимосвязи и взаимообусловленности  чувственного и рационального. Психика человека целостна и интегральна. И для обозначения единства чувства и мысли мы находим термин  в античной философии – “эйдос” (“вид”, “образ”) – то, что дано в мышлении и одновременно видно. Поэтому сознание имеет и эйдетический характер. Максимально целостный психический образ явления есть эйдос.

Психика человека как деятельность по выработке нового – есть духовное творчество. Центральный момент творчества – озарение, интуиция.

Интуиция – прямое непосредственное неосознанное получение знания. Скорее всего корни интуиции в сложносплетениях сознания, бессознательного и сверхсознания. Интуиция и творчество могут развиваться методами эвристики – науки изучающей творческую деятельность. Это сократические беседы, дискуссии, анализ проблемных ситуаций, мозговой штурм, математическое моделирование, виртуальное моделирование. Благодаря интуиции открыты структура бензола (Кекуле Ф.А.), таблица периодической системы химических элементов (Менделеев), болезнь Боткина, понятие о нейтрино Пауля, висячий мост Броуна (паутина).

Мы уже отмечали единство языка  и мышления.  Под углом зрения гносеологии язык определяется как  система знаков, имеющих значения. Знаки – это сигналы, материальные явления . Они воспринимаются органами чувств (звуки, жесты, рисунки, чертежи), но так как замещают реальные предметы позволяют оперировать образами предметов – значениями, в свою очередь значения, актуальные в данный момент, имеющие индивидуальную значимость называются смыслами.

Таким образом, познание – есть процесс  отражения объективного мира в субъективных образах; задачи познания – в обнаружении сущности вещей, в знании; путь познания – от явления к сущности.

 

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения. И на каждом этапе развития общества процесс познания осуществляется в  многообразных социально-культурных формах. Это – обыденно-практическое, игровое , мифологическое , художественно-образное, религиозное, философское познание. В период XV – XVII в. формируется научное познание мира, хотя зарождение н6ауки мы связываем с именами Аристотеля, Архимеда, Эвклида.

Наука – деятельность людей по получению нового знания, его систематизации и проверке.

Сумма разрозненных сведений не есть наука. Отражая мир, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся  систему знаний о его законах. Она разделяется на множество  отраслей. По предмету выделяются -  естествознание, гуманитарные и социальные науки, технические науки и математика, в каждую из которых входят свои научные дисциплины. По отношению к практике науки делятся на фундаментальные и прикладные.

Каковы специфические признаки (особенности) научного познания ?

  1. В обнаружении объективных законов действительности, законов познания и мышления, в ориентации на общие свойства предмета и их выражении в системе абстракций;
  2. В объективности, в достижении объективной истины преимущественно рациональными средствами и методами, при участии живого созерцания;
  3. В ориентации на изменение окружающего мира, на воплощение в практику;
  4. В рационально-теоретическом способе ориентации, постижении человеком мира. Наука вырабатывает теоретические модели объекта и особые категории, отличные от обыденного опыта.
  5. В фиксации знаний, как целостной системы понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм в естественном и искусственном (формулы, математические уравнения) языке и постоянном  воспроизводстве знания;
  6. В применении специфических материальных средств (приборы, инструменты, оборудование), а так же идеальных средств и методов (логика, диалектика, системный, математический, кибернетический и другие методы);
  7. В доказательности, обосновании научных результатов достоверности выводов.

Кроме названных выделяются и другие критерии научности: внутренняя системность знания, формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость , открытость для критики, строгость и т.д.

Данные критерии распространяются и на социальное познание. При этом специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в ряде моментов.

  1. Его предмет – “мир человека”, отношения людей, а не реальные вещи и их свойства. В этом мире тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, цели, мотивы, страсть. Особая часть – это деятельность людей в ее многообразных формах.
  2. Социальное познание неразрывно связано с ценностями. Таковы политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его принципы, мотивы поведения. Они входят в процесс социального исследования и сказываются на объективности получаемых знаний.
  3. Характерной чертой социального познания является анализ единичного, индивидуального, но на основе общего и закономерного.
  4. Методы такого познания – диалог, процедуры понимания, интерпретации, социальный эксперимент. В социальном эксперименте исследуемые реагируют на духовный мир исследователя, значит надо учитывать влияние самого исследователя.
  5. В социальном познании критериями объективности социального знания являются.

Информация о работе Проблемы гноссеологии