Проблемы гноссеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:58, доклад

Описание работы

Теория познания ( гносеология, от греч. gnosis – познание ) – это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности и границ, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания.
Теория познания тесно связана с онтологией, диалектикой, логикой и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. При изучении личности познающего субъекта опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. Большой материал дают гносеологии математика и кибернетика, естественные и гуманитарные науки.

Файлы: 1 файл

текст кк философия.docx

— 40.01 Кб (Скачать файл)

В качестве симптомов лженауки выделяют мало грамотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное.

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

В настоящее время познание изучается  не только философией. Сейчас происходит  интенсивное  развитие различных  специальных наук, исследующих познание : когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы ), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления,  ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список используемой  литературы

 

  1. Исторические типы рациональности / Отв. ред.В.А.Лекторский. - Т.1. - М.: ИФРАН, 1995. - 350 с.
  2. Кабанов П.Г. Философия: Учебное пособие / П.Г.Кабанов. – Томск: Изд. Том. ун-та, 2003. - 204 с.
  3. Нижников С.А. Курс лекций: История философии / С.А.Нижников. – М.: Экзамен, 2007. – 384 с.
  4. Смирнов И. Философия: Учебник / И.Смирнов, В.Титов. – М.: Гардарики, 1998. – 288 с.
  5. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В.Миронова. -  М.: Норма, 2005. - 928 с.
  6. Чернов С.А. Начала философии / С.А.Чернов. - СПб.: СПб ГУТ, 2004. – 480 с.
  7. Шевчук Д.А. Философия: конспект лекций / Д.А.Шевчук. - Эксмо, 2008. - 344 с.
  8. Алексеев П.В.,Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
  9. Границы науки: о возможности альтернативных  моделей познания. М., 1991.
  10. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.
  11. Рушквич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М.,1994.

 


Информация о работе Проблемы гноссеологии