МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Философия
Тема: Проблемы и предмет социальной
философии
Выполнила:
студентка 2 курса
группы №213 МОАИС
Прохорова Юлия
Проверил:
профессор, доктор философских
наук Арепьев Е.И.
Курск 2014
Содержание:
- Введение………………………………………………………………………………….3
- Социальную философия как часть философии………………………………………..4
- Предмет социальной философии……………………………………………………….7
- Социальная философия и смежные науки……………………………………………..9
- Основные функции социальной философии………………………………………….12
- Основные проблемы социальной философии………………………………………...14
- Заключение……………………………………………………………………………...18
- Список литературы……………………………………………………………………..20
Введение
Социальная философия изучает
человека и мир, который он создает и в
котором живет. В него входят и язык и наука,
право и этика, нравы и манеры, средства
и способы человеческой деятельности
и организации (начиная с простейших орудий
труда и кончая совершенными информационными
технологиями).
Все социальные и гуманитарные
науки (история и социология, языкознание
и теория культуры) занимаются взаимодействиями
людей и продуктами этих взаимодействий.
Специфика социальной философии состоит
в том, чтобы выявить в реальном социально-историческом
бытии, т.е. в нашей жизни, в нашем сознании
то место, которое в них занимает некий
невидимый элемент. Этим и обусловлена актуальность рассматриваемой темы.
Целью данного реферата является
рассмотрение социальной философии ,ее
предмета и проблем.
В соответствии с этим
важнейшими задачами, стоящими перед нами
в процессе выполнения реферата, следующие:
- рассмотреть социальную философию как часть
философии;
- выявить предмет социальной философии;
- рассмотреть взаимосвязь социальной философии со смежными науками;
- исследовать основные функции
социальной философии;
- определить основные проблемы социальной философии;
- подвести итоги проделанной
работы.
Социальная философия
как часть философии
Философия как мировоззренческая
форма общественного сознания состоит
из четырех частей: истории философии,
философии природы (натурфилософии), философии
общества (социальной философии), философии
человека (философской антропологии).
Социальная философия конкретизирует
основные вопросы, поставленные в философии
природы, где они рассматриваются в самой
общей форме как вопросы об отношении
сознания и природы.
Формой общественного самосознания
мира является мировоззрение. Мировоззрение
есть совокупность наиболее общих взглядов
о природе, обществе, человеке, а также
методов познания и ценностей людей. Существуют
три формы мировоззрения людей: мифология,
религия, философия. Социальная философия
представляет собой социальную часть
мировоззрения.
Основным вопросом философии
является вопрос об отношении человека
и природы (мира). Здесь на одной стороне
выступает природа (включающая в себя
общество и тело человека) в виде материи,
на другой стороне - человек как абстрактное
существо, наделенное сознанием, познанием
и практической деятельностью. Важнейшие
вопросы натурфилософии - это представления
о природе в целом, сознании, познании
и т.п.
Социальная философия (философия
общества) получила развитие значительно
позже, чем натурфилософия. Это было обусловлено
прежде всего зависимостью человека от
природы, необходимостью первоначального
познания именно ее закономерностей. К
тому же общество сложнее для познания,
так как оно является результатом деятельности
многих людей, наделенных сознанием и
волей, способных направить развитие общества
в том или ином направлении. А человек
находится внутри этого общества, оно
близко к нему, и он не может рассмотреть
его со стороны.
Основным вопросом социальной
философии всегда был вопрос о взаимоотношении
общественного человека и общества. Решение
этого вопроса связано с анализом: 1) общества
в целом, 2) общественного человека, 3) познания
общественным человеком общества, 4) практического
изменения общества общественным человеком
в соответствии с его развивающимися потребностями
(материальными, социальными, духовными).
А это предполагает, прежде всего, рассмотрение
общества как некоей развивающейся целостности,
представляющей единство субъективного
и объективного.
Общество в рамках социальной
философии выступает в форме общественного
бытия, способа общественного производства,
представляющего систему сложных и незаметных
связей между людьми в форме совместной
жизни, социальных институтов (языка, семьи,
денег, государства и т.п.), социальных
общностей (возрастных, этнических, профессиональных
и т.п.). Но общественное бытие есть единство
объективного (материального) и субъективного
(сознательного). Это значительно усложняет
проблемы взаимосвязи человеческого общества
и общественного человека.
Общественный человек - это
не индивид, а человек в составе какой-то
общности: семьи, деревни, этноса, государства,
страны. Одновременно он является элементом
каких-то социальных общностей, социальных
институтов, общественных сфер, которые
составляют перечисленные выше общества.
Общественный человек предстает в социальной
философии в различных социальных сферах
общества (демосоциальной, экономической,
политической, духовной). Поэтому, когда
речь идет о социальной философии, мы абстрагируемся
и от натурфилософского человека (человека
вообще), и от человека антропологического
(индивида) и рассматриваем общности людей,
наделенные общественным сознанием и
практической деятельностью. Сознание
общественных людей (общественное сознание)
отвлекается от проблем натурфилософского
сознания, форм чувственного и логического,
эмпирического и теоретического. Социальная
философия исследует роль общественного
человека в становлении, функционировании
и развитии общества.
Диалектика человеческого общества
и общественного человека как единства
объективного и субъективного - вот главная
проблема социально-философского познания.
Вопрос о взаимосвязи общественного сознания
и общественного бытия есть конкретизация
основного вопроса философии. С одной
стороны, человеческое общество как способ
общественного производства оказывает
громадное влияние на социализацию новых
человеческих поколений, формируя их по
своим законам и меркам. С другой стороны,
новые человеческие поколения, развивая
свое сознание и практические навыки,
изменяют свое общественное бытие, создавая
тем самым новую социальную среду для
социализации будущих поколений.
Социальная философия конкретизирует
натурфилософские проблемы на социальном
(общественном) уровне. Соотношение натурфилософии
и социальной философии - это соотношение
общего и особенного. Все, присущее общему
(отношению человека и природы), присуще
и особенному (социальному сознанию и
общественному бытию). Но общее проявляется
в особенном, в полном соответствии с природой
последнего. Социально-философские проблемы,
методы их решения и результаты будут
содержать не только общее (натурфилософское),
но и качественно новое. Например, в сознании
человека, в отличие от общественного
сознания, нет общественных интересов,
в материи нет производительных сил и
производственных отношений людей и т.п.
Таким образом, переход от натурфилософских
к социально-философским проблемам есть
процесс перехода от более простого и
абстрактного к более сложному и конкретному.
Социальная философия есть теория среднего
уровня по сравнению с натурфилософией
природы и философией человека. Натурфилософские
положения нельзя автоматически перенести
на социально-философскую почву. Это обусловлено,
в частности, тем, что общественное бытие
представляет единство объективного и
субъективного, результат природного
и сознательного. При осмыслении социально-философских
проблем появляется необходимость в новых
философских понятиях, которых не было
в натурфилософии: общества, общественного
бытия, общественного сознания, человеческой
деятельности, объективных и субъективных
факторов, идеологии и т.п. Одним словом,
социальная философия представляет собой,
с одной стороны, часть философии как мировоззрения,
а с другой стороны - это относительно
самостоятельное философское мировоззрение.
Философия человека (философская
антропология) представляет собой часть
философии, в которой изучается взаимоотношение
между индивидуальным человеком и индивидуальным
бытием. На этом уровне возникают новые
вопросы, в которых натурфилософские и
социально-философские проблемы получают
дальнейшую конкретизацию: что такое индивид
в единстве его тела и духа; что такое индивидуальное
сознание; в чем состоит смысл жизни и
смерти индивида; что представляет собой
процесс самопознания; что такое бессознательное,
душевное, духовное; зачем создана идея
Бога и его разных посланцев на Земле (Будды,
Христа, Мухаммеда и др.) и т.п.
Социальная философия не только
проявляется в философии человека, но
и испытывает от последней серьезное обратное
влияние через мотивы рассмотрения социально-философских
проблем. Этими мотивами являются различные
аспекты и проблемы взаимосвязи индивидуального
бытия и индивидуального сознания, их
противоречия и перспективы развития.
Взаимосвязь индивидуального бытия и
индивидуального сознания, проблемы философской
антропологии являются критериями оценки
взаимосвязи общественного бытия и общественного
сознания, человеческого общества и общественного
человека. Они направляют и социально-философские
исследования. Это выражается в мотивах
(интересах эпохи) социально-философского
подхода к обществу, диалектике общественного
бытия и общественного сознания.
Одновременно социальная философия,
рассматривая общество как природно-социальную
целостность, при анализе своих проблем
не может не учитывать индивида: он постоянно
находится в центре социально-философского
рассуждения. Социальная философия рассматривает
общество как процесс и результат деятельности
людей, реализации их потребностей, способностей
в конкретно-исторических условиях современности.
Это приводит зачастую к смешиванию социально-философских
и философско-антропологических проблем
в социальной философии.
Таким образом, философия как
мировоззренческая форма общественного
сознания раскрывает три основных уровня
и раздела философского познания и сознания,
тесно взаимосвязанных между собой. Изучение
философии в целом позволяет мыслящему
человеку составить себе достаточно целостное
представление о мире, обществе, человеке
и смысле его жизни. И важной составной
частью и относительно самостоятельным
разделом философии выступает социальная
философия. На рубеже веков именно она
становится ведущей составной частью
философии, отодвигая в какой-то мере философию
природы на второй план.
Предмет социальной философии
В качестве
объекта социально-философского анализа
выступает общество - локальное или человечество.
Общество является объектом анализа разных
наук: истории, социологии, философии истории,
социальной философии и др. Но каждая из
них имеет свой предмет исследования,
т.е. свой аспект в изучении общества, а
значит, общие и специфические методы
социального познания.
Предметом
социальной философии является отношение
между обществом людей и общественным
человеком. В этом отношении общество
выступает в качестве общественного бытия,
а человек в форме общественного сознания.
Последнее означает, что общественный
человек - это люди, объединенные в род,
этнос, народ, цивилизацию и т.п., а не индивид.
При таком подходе общество, его познание
и общественное сознание, а также общественная
практика приобретают очевидную специфику
по сравнению с другими науками и формами
мировоззрения, изучающими общество. Таким
образом, социальная философия - это составная
часть философии, изучающая взаимоотношение
между обществом и человеком в форме взаимодействия
общественного бытия и общественного
сознания.
Предметом
социальной философии являются отношения
между общественным человеком, с одной
стороны, и социальными институтами, общественными
сферами, общественными формациями, общественными
цивилизациями и т.п. - с другой. Сущностью
общественного человека в этом случае
выступает общественное сознание и общественная
практика, которые осуществляются в перечисленных
общественных формах. В этой связи уместно
подчеркнуть, что социальная философия
изучает не общественное бытие и общественное
сознание в их раздельности, а процесс
их функционирования и развития в различных
общественных формах (институтах, сферах,
формациях и т.п.). Поэтому важной проблемой
социальной философии является изучение
общества как целостной природно-социальной
системы, важнейшими элементами которой
являются общественное бытие и общественное
сознание человека.