Проблемы и предмет социальной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 12:54, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение социальной философии ,ее предмета и проблем.
В соответствии с этим важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения реферата, следующие:
• рассмотретьсоциальную философию как часть философии;
• выявитьпредмет социальной философии;

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Социальную философия как часть философии………………………………………..4
3. Предмет социальной философии……………………………………………………….7
4. Социальная философия и смежные науки……………………………………………..9
5. Основные функции социальной философии………………………………………….12
6. Основные проблемы социальной философии………………………………………...14
7. Заключение……………………………………………………………………………...18
8. Список литературы……………………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

РЕферат философия.docx

— 51.16 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, социальная философия изучает общественное бытие, которое трактуется в разных социально-философских системах по-разному. Общественное бытие представляет собой единство объективного (материального) и субъективного (идеального), что затрудняет его понимание и интерпретацию. Приходится конкретизировать методы философского познания: общественная связь и общественное развитие, общественные противоречия, общественные законы, соотношение общественной необходимости и свободы и т.п. И дело здесь не только в соответствующем прилагательном "общественное", но главным образом в выявлении сути новых социально-философских понятий. Поэтому анализ особенностей общественного познания должен предшествовать анализу других проблем социальной философии.

В силу сложности изучаемого объекта в истории социальной философии возникло несколько направлений анализа: исторический идеализм, исторический материализм, исторический реализм. Они по-разному решают проблему взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания и другие смежные проблемы. Все эти направления равноценны с точки зрения общественной истинности, т.е. являются гипотезами, имеющими свою познавательную ценность в разных обществах и в разные исторические периоды. Например, исторический материализм господствовал в социалистических обществах, а исторический идеализм в буржуазных. Сейчас и человечество, и социальная философия поднимаются на новую ступень социального познания.

Социальная философия изучает человечество как совокупность локальных (отдельных) обществ, находящихся между собой во взаимной связи. В этом случае понятия "человечество" и "общества", из которых оно состоит, различаются. Общества представляют собой целостные системы, своеобразные природно-социальные организмы, состоящие из множества сфер-систем: географической, демографической, экономической и т.п. Эти общественные системы анализируются со стороны составных частей и функций в составе общественных организмов. Уже при изучении этой части социальной философии становится ясно, какое сложное образование представляет собой общество, и как мало мы о нем знаем.

Социальная философия и смежные науки

Анализируя предмет социальной философии, нельзя не заметить ее связь с другими науками, прежде всего с философией истории. Философия истории представляет собой осмысление истории человечества с точки зрения взаимодействия в этой реальной истории субъективных сил и объективных условий, необходимостей и случайностей и т.п. Философия истории стремится открыть в истории человечества какую-то конечную цель, которой подчинено развитие общества. Такой целью является стремление материальных производительных сил к коммунистическому обществу и т.п. Таким образом, предмет философии истории и предмет социальной философии тесно переплетаются.

В отличие от философии истории социальная философия, помимо этой проблемы, рассматривает взаимосвязь человека и общества исторически - в виде истории отдельных цивилизаций, в которых общее (социальная философия) становится особенным, т.е. конкретизируется. Проблемами социальной философии также являются: детерминизм исторического процесса, его движущие силы, единство природного и социального в историческом процессе, его периодизация, единство и многообразие исторического процесса и т.п. Можно сказать, что в философии истории социально-философские проблемы приобретают определенную конкретность, приближение к реальному историческому процессу.

Социальная философия связана с историей. История в узком смысле слова есть наука о человеческом прошлом, которое определенным образом интерпретируется историком. История обществ и человечества представляет собой совокупность конкретных и многообразных событий, находящихся в определенной пространственной и временной взаимосвязи. История как наука изучает эти события во временной и логической последовательности. Поэтому В.О. Ключевский писал об истории как науке:

В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле:

  1. как движение во времени (людей, обществ, человечества)- процесс ;

  1. как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах .

История - это конкретная (эмпирическая) и теоретическая наука. Первый этап исторического познания включает в себя точное описание и знание социальных фактов (событий), их хронологии, места их происхождения. Собирание исторических (социальных) фактов - это основа (эмпирическая) исторической науки. Следующий теоретический этап исторического познания - систематизация и обобщение собранных исторических фактов. Он предполагает наличие у историка определенной социально-философской гипотезы человеческой истории, включающей общее представление о строении общества, его движущих силах, взаимодействии обществ внутри человечества и т.п. Таким образом, социальная философия, образуя методологическую основу теоретической составляющей истории, объединяющей исторические факты, частично входит в структуру истории. Это можно изобразить в следующей иерархической последовательности: исторические факты - история народов - история человечества - социальная философия.

Теснее связана социальная философия с социологией. Социология - это наука об обществе как результате деятельности личностей, социальных общностей, институтов. Социология тоже изучает общество, но не со стороны отношения общественного сознания и общественного бытия, а со стороны некоторых структурных элементов общества, их деятельности и взаимоотношений между ними. В этой связи одни социологи (Э. Дюркгейм и др.) полагают, что предметом социологии выступают социальные факты (результат коллективной деятельности), другие (М. Вебер и др.) - социальное поведение (его интересы и мотивы), а третьи (марксисты) - законы функционирования и развития общества как целостной экономической системы (формации).

В социологии можно выделить три уровня исследования: 1) эмпирический (конкретно-социологические исследования), направленный на получение социологических фактов и эмпирических выводов; 2) отраслевой (социология труда, социология семьи, социология образования и т.п.), представляющий социологические теории среднего уровня (отраслевые); 3) теоретический (теоретическая социология), на котором общество изучается как общественный организм с присущими ему законами функционирования и развития. Последний уровень является социально-философским, он представляет собой часть социальной философии, но не социальную философию в целом. Социальная философия значительно шире и глубже той части теоретической социологии, которая входит в структуру последней. В отличие от социологии история не включает в свой состав социальную философию, которая остается лишь методологической (внешней) основой исторического исследования.

Социальная философия тесно связана также с социально-исторической антропологией. Слово "антропология" свидетельствует об изучении человека, "социально-исторический" - говорит об изучении истории с социологической стороны. В целом же социально-историческая антропология представляет собой науку о человеке, который рождается, социализируется, действует, развивается в определенном конкретно-историческом обществе: Руси, Российской империи, Советском Союзе, постсоветской России и т.п.

В этой науке обращается внимание на то, что человек, рождаясь в конкретно-историческом обществе, в процессе обучения и воспитания воспринимает и усваивает нормы, традиции, институты общества как данность, которая предшествует ему. В результате он становится представителем данного общества, например советским рабочим, учителем, партократом и т.п. Но в процессе своей деятельности, в зрелом состоянии, люди в лице своих выдающихся представителей начинают совершенствовать (изобретать) новые нормы, традиции, институты и тем самым менять конкретно-исторические условия формирования других поколений людей.

Философский анализ общества не может обойтись без социально-исторической антропологии, которая почти не использовалась в историческом идеализме и историческом материализме: в них исследовались проблемы роли выдающихся личностей в истории и роли объективных факторов в деятельности классов, наций и т.п. Но выдающиеся личности ничего не могут сделать без поддержки других социальных общностей (возрастных, экономических, политических и т.п.). Одновременно не только объективные факторы влияют на формирование и жизнедеятельность людей. С этой точки зрения социальная философия - это наука, изучающая с философской точки зрения общество как жилище людей, которое они обустраивают для большего комфорта и продолжительности жизни. И в этом процессе важную роль играют и общественное бытие, и общественное сознание, выступающие в социально-исторической антропологии в виде социальной среды и отдельной личности, социальной общности.

Таким образом, социальная философия, с одной стороны, пользуется социальными фактами, добытыми историей и социологией в ее эмпирических составляющих, а с другой стороны, сама входит в состав теоретического уровня истории и социологии какой-то своей частью.

Основные функции социальной философии

Функции социальной философии нужно рассматривать по отношению к обществу, в котором она существует, и студенту, который ее изучает: эти функции близки, но не тождественны.

Основные функции социальной философии:

  • Познавательная

  • Диагностическая

  • Прогностическая

  • Образовательная

  • Проективная

Важнейшей функцией социальной философии является, прежде всего, познавательная. Она состоит в изучении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия, в разработке социально-философской теории, в которой нуждается общество. Эту работу ведут социальные философы. Разработка теории включает в себя определение основных категорий и понятий социальной философии, таких, как общество, формация общества, экономика, цивилизация и др., а также приведение их в определенную систему, построенную на основе каких-то принципов.

Диагностическая функция социальной философии состоит в анализе общества с точки зрения его нынешнего (кризисного) состояния, оценки вариантов развития, их причин, способов и планов. Россия представляет собой переходное общество, в такие периоды велика роль политики (и политиков), которая представляет сферу провоцирования и разрешения конфликтов. Такие конфликты, с одной стороны, выступают источником развития России, а с другой - сопровождаются материальными, психологическими и человеческими жертвами, многих из которых можно избежать при умелом управлении социальными конфликтами.

Диагностическая функция социальной философии позволяет проанализировать причины возникновения конфликтов в различных сферах общества, понять их причины и наметить социально-философский путь их разрешения.

Прогностическая функция социальной философии выражается в выработке обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем. Это предполагает анализ тенденций развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т.п. Такая возможность дается реализацией познавательной и диагностической функций социальной философии. Результатом прогностической функции является прогноз, в котором излагаются возможные (реальные и формальные) сценарии развития данного общества и человечества.

Образовательная функция социальной философии выражается в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание основ социальной философии позволяет использовать ее для предупреждения и разрешения конфликтов, понимания основных тенденций развития общества и человечества. Необразованность многих людей в сфере социальной философии является одной из причин непродуманных и скороспелых решений, утопических прожектов, типа коммунистического, разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих нашу страну. Долгое время в сознание советских людей внедрялась установка на конфликтность с предполагаемыми врагами: капиталистами, буржуями, бизнесменами, спекулянтами и т.п. Теперь приходится учиться толерантности (терпимости) к противоположным мнениям и поступкам.

Проективная функция социальной философии заключается в разработке проекта преобразования действительности в интересах какой-нибудь социальной общности (группы, класса, страта, нации). Это преобразование может касаться изменения социального института, государства, формации, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований (например, марксистско-ленинский проект социалистического переустройства России). В этом случае социальная философия приобретает идеологический характер, играет роль оправдательной инстанции для каких-то политических решений.

Основные проблемы социальной философии

Чтобы конкретизировать представление о современной социальной философии, перечислим некоторые из ее основных тем, вызывающих наиболее острые споры.

Причины, определяющие характер и динамику социальной жизни.  Когда-то считалось, что устройство общества и ход истории предопределены волей Бога. Позднее была выдвинута идея общих законов истории, неуклонно ведущих человечество от первобытного, дикого состояния через варварство к цивилизации. Разнообразные социальные теории этого времени пытались сформулировать так называемый закон прогресса. Марксизм предполагал, в частности, что вершиной развития общества явится коммунизм, при котором материальное изобилие будет сочетаться с исчезновением государства и свободой личности. XX век развеял многие иллюзии, в том числе представление о всемогуществе человеческого разума, о “железных законах истории” и неуклонном прогрессе. С новой остротой развернулись дискуссии по поводу того, определяется ли социальная жизнь – ив какой именно мере – материальными и экономическими структурами, борьбой государств и наций, борьбой классов, стратегией возвышения и установления равновесия в отношениях между разными частями крупных социальных групп, семейными формами и т.д.

Информация о работе Проблемы и предмет социальной философии