Проблемы индивидуальности в истории философии ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек как целое всегда есть и индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств. Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

Рассматривавшиеся до сих пор структуры индивидуальности возникли в контексте теорий, анализирующих целостность психологической структуры человека, - в теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, при комплексном исследовании разноуровневых свойств - у Б.Г. Ананьева. Но потребность в понимании структуры индивидуальности  возникает и при изучении отдельных психологических феноменов.

Связано это с тем, что разносторонний анализ любого психологического явления возможен только тогда, когда понятно, какое место оно занимает в структуре других психологических свойств, каково его соотношение с ними, какова роль биологических и социальных детерминантов в его формировании.

Примером такого подхода к анализу целостной индивидуальности являются исследования проблемы способностей, проводившиеся Э.А. Голубевой, которые основываются на экспериментальных работах советского психолога Б.М. Теплова, основоположника дифференциально-психофизиологического направления в исследовании индивидуальных различий29.

Согласно советского психолога К.К. Платонова (1906-1984), индивидуальность представлена на четырех уровнях:

1) уровне направленности и моральных  качеств личности;

2)  уровне знаний, умений и  навыков;

3) уровне индивидуальных особенностей  протекания отдельных психических процессов и уровне темперамента, половых и возрастных особенностей);

4) выявление принципов и механизмов организации системы в единое целое (например, механизм сдвига мотива на цель, механизм обеспечения много-многозначных связей, механизмы вытеснения и сопротивления и др.).

 

1.3. Специфика изучения феномена индивидуальности в философии и

психологии ХХ века

 

В современной науке нет однозначного определения человеческой индивидуальности. Разбег в различных трактовках этого понятия достаточно широк - от сведения индивидуальности к индивиду до отождествления с личностью. Между тем сущность индивидуальности связана с целостным представлением об индивиде, взятом в единстве всех его свойств и признаков30.

Одна из  проблем  определения понятия «индивидуальность» связана с тем, что словом «индивидуальность» обозначают как самого индивидуума, так и уникальное сочетание характеристик, обеспечивающее его неповторимость. В связи с этим часто возникает терминологическая путаница. Другая принципиальная проблема определения понятия - интеграция глубоко различающихся взглядов на индивидуальность разных психологических школ и разделов психологии. Так в дифференциальной психологии индивидуальность трактуется как набор индивидуально-психологических свойств, в психологии личности и социальной психологии - как особое личностное образование, и так далее31.

Индивидуальность в философии - неповторимое своеобразие индивида, включая и природные и общественные черты. Философ И.И. Резвицкий понимает целостность индивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. «Как целостная система - индивидуальность включает в себя:

1) общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества;

2) особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации;

3) единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды»32.

Эти черты и свойства, взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность человека, характеризуют его как конкретное существо. Единство и целостность единичных и общих, природных и социальных свойств человека составляет его самобытную «самостъ». Сущность индивидуальности как раз и связана самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, быть независимым, суверенным, самостоятельным качеством.

Благодаря индивидуальности, человек обособляется в относительно самостоятельную «точку бытия», творчески проявляет себя, становится субъектом исторической, гражданской и личной жизни, потенциально воплощая в себе все характеристики рода человеческого, обнаруживая себя как индивидуализированный род (единственный в своем роде).

Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе33.

Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках общественного целого своей особой жизнью. Как индивидуальность, человек выражает индивидуальный стиль деятельности, реализует собственный способ жизни.

Индивидуальность - это авторство собственной жизни: в миропонимании, в стилях деятельности, в социальном поведении. В индивидуальном бытии человек несет ответственность только за отдельные слова и поступки, но и за жизнь в целом.

Даже за ту, в которой он физически не участвовал, - за историю, уникальным, единственным, неповторимым в индивидуальности выступают не внешние особенности индивида, не его облик, не его манеры обращения с другими, а способ жизни, самобытные формы жизнедеятельности, бытия в обществе. Индивидуальность - это человек как субъект или автор своей собственной жизни во всей ее полноте34.

«Индивидуальность - это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает им возможность активно (творчески) и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей»35.

С психологической точки зрения индивидуальность человека - явление многогранное. Для его описания используют определенный ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую особенность индивидуальности. Любая индивидуальность выступает, прежде всего, как нечто единичное. Но она несводима к единичности. Единичность указывает лишь на факт существования индивидуальности, на ее наличность, но качественная определенность индивидуального бытия здесь отсутствует.

Поэтому определение индивидуальности через единичность является формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным содержанием.

Индивидуальность характеризуется и неповторимостью, которая обусловливает ее собственное «лицо». Но сама по себе неповторимость, как и единичность, не является сущностным свойством индивидуальности.

Следует ли относить к свойствам индивидуальности особенности протекания психических процессов или способности человека? Как оценить черту, выступающую предметом сходства для одних людей и различием для других? На научном, а не на житейском уровне понятие индивидуальности требует более глубокого содержательного анализа, который и был осуществлен рядом отечественных психологов36.

Важнейшим научным центром, где проводятся исследования индивидуальности, является город Пермь. Основатель центра - профессор Вольф Соломонович Мерлин - выдающийся отечественный психолог, основатель и руководитель оригинальной научной школы, автор более двухсот публикаций по психологии индивидуальных особенностей человека и их роли в разных видах деятельности разработал теорию интегральной индивидуальности - «Целостную характеристику индивидуальных свойств человека»37.

В настоящее время ведущими исследователями проблем индивидуальности являются Е.В. Левченко, С.Ю. Жданова, Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, Б.А., А.И. Щебетенко и др. В центре внимания этого коллектива - изучение разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, особенности устройства интегральной индивидуальности. Так, Л.Я. Дорфман к особенностям интегральной индивидуальности относит следующие: иерархический способ организации, многоуровневость, единство процессов интеграции и дифференциации, гибкость многозначных и жесткость однозначных связей между индивидуальными системами.

Им рассматриваются вопросы метаиндивидуальности и интраиндивидуальности, которые относятся к различным иерархическим уровням интегральной индивидуальности, связи между ними носят опосредованный характер. Условиями существования такого рода связей является индивидуальный стиль деятельности38.

Согласно теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, индивидуальность человека складывается из индивидуальных особенностей, относящихся к разным уровням его организации - от биохимического до социального.

Выделяются три иерархических уровня. Нижний уровень индивидуальности составляют биохимические, общесоматические (телесные) и нейродинамические свойства организма. Средний уровень представлен индивидуальными психическими свойствами (особенности темперамента и черты личности). Высший уровень занимают социально-психологические свойства, составляющими которых выступают социальные роли данного человека в малых (например, семья) и больших (например, народ) группах.

Такое представление снимает вопрос о том, с какого возраста человек выступает как индивидуальность. В момент рождения индивидуальность человека ограничивается только свойствами его организма.

По мере того как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и охватывает все более высокие уровни. Зрелый человек занимает определенное общественное положение, и в его поведении представлена вся иерархия его индивидуальности, что, однако, не означает ее неизменности39.

При выполнении новых ролей, приобретении нового опыта и индивидуальность претерпевает изменения. Индивидуальность характеризуется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Таким образом, если два человека обладают одинаковыми наборами свойств (что само по себе крайне маловероятно), то они все равно будут различаться своим мироощущением и поведением, поскольку связи между свойствами будут разные40.

Л.Я. Дорфман отмечает противоречие, которое существует в теории В.С. Мерлина. По его мнению, оно состоит в том, что интегральная индивидуальность показана в качестве самостоятельной системы, но логика «поведения» интегральной индивидуальности как самостоятельной системы прерывается в ее взаимоотношениях с внешним окружением41.

Следует отметить, что не все психологи разделяют такое широкое понимание индивидуальности. Так, А.Г. Асмолов относит индивидуальность к уровню свойств личности и связывает ее со смысловыми отношениями и установками человека. «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают», - утверждает он42.

Этим подчеркивается, что индивидуальность отвечает за решение вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, личностной позицией человека. В процессе этой борьбы и формируется индивидуальность, а результаты борьбы определяют ее стойкость и масштаб.

Как же соотнести понятия «личность» и «индивидуальность»? Их можно графически представить как два круга, наложенных друг на друга таким образом, что, не совпадая полностью, они имеют общую площадь пересечения.

Данная площадь и отражает те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся часть круга, символизирующего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально-типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. Оставшуюся часть круга индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, эти понятия равновелики, но совпадают по содержанию лишь отчасти43.

Интенсивно проводятся исследования индивидуальности под руководством доктора психологических наук В.М. Русалова. Отличительная черта исследований - развитие концепции общих свойств нервной системы как основных детерминант индивидуально-психологических различий.

Из спектра индивидуальных свойств человека основное внимание уделяется изучению формально-динамических характеристик, к которым относится темперамент. Большое значение придается разработке психометрических методов оценки темперамента в целях объективного изучения места темперамента в структуре индивидуальности, выяснение его роли в развитии общих способностей. В.М. Русаловым была предложена модель целостной индивидуальности:

1) дифференциально-психофизиологический (низший) уровень, представленный свойствами организма;

2) дифференциально-психологический (высший) уровень, состоящий из личностных, индивидных и иных социокультурных образований.

Таким образом, изучение индивидуальности на современном этапе включает множество вопросов, разрешение которых требует дальнейших исследований и научных поисков. Авторов различных подходов объединяет идея о целостном, интегративном подходе к исследованию индивидуальности, поиску системообразущих механизмов определяющих развитие и саморазвитие индивидуальности44.

Система измерений индивидуальных различий и связанная с ней совокупность статистических методов были разработаны в дифференциальной психологии. Эта новая научная дисциплина родилась в конце XIX века и получила большое развитие сначала в Европе и США, а затем и у нас в стране. Термин «дифференциальная психология» появился в 1900 году в первом издании книги немецкого философа и психолога В. Штерна. Психологи А.В. Брушлинский, В.А. Кольцова, О.Г. Носкова, Ю.Н. Олейник в своей статье «Вильям Штерн как психолог» (1998) отметили значение фундаментального труда Штерна и его актуальность не только для данной, но и для разных областей психологии. В. Штерн дает полное и четкое представление о предмете дифференциальной психологии45.

Информация о работе Проблемы индивидуальности в истории философии ХХ века