Проблемы интеграции/адаптации иммигрантов в принимающую среду. Процесс анклавизации мигрантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Адаптация - процесс двусторонний, и эффективность этого процесса зависит, в том числе, и от образа той социальной среды, к которой адаптируется индивид. Поэтому так важно снизить уровень возникающей в настоящее время социальной напряженности между вынужденными мигрантами и местным населением, сформировать адекватные и позитивные образы друг друга.
Предмет работы - анализ социологической интерпретации проблем, связанных с адаптацией мигрантов в современной России.
Цель исследования: выявить проблемы, возникающие у мигрантов в процессе адаптации к новым жизненным условиям.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
1. Специфика миграционных процессов..................................................................4
2.Адаптация и интеграция.........................................................................................7
3.Процесс анклавизации мигрантов ........................................................................10
4.Культурный шок......................................................................................................12
Заключение .................................................................................................................15
Список использованной литературы.........................................................................17

Файлы: 1 файл

Регулирование в сфере межэтнических отношений.docx

— 48.50 Кб (Скачать файл)

В этой связи следует обратить внимание на то, что основной целью программы  ЮНЕСКО по международной миграции является обеспечение уважения прав мигрантов  и их успешной социально-экономической  интеграции в общество. Для достижения этой цели ЮНЕСКО ставит перед собой  следующие задачи:


4. Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Курнешова Л.Е., Омельченко Е.А. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы. – М., 2008.

5. Балцевич В.А., Балцевич С.Я. Социальная интеграция // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. М., 2003 г.

6. Глава IV «Социальная интеграция» Программы действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития. Копенгаген, 6-12 марта 1995 г.

 

– гарантировать лучшую защиту прав мигрантов;

– усовершенствовать национальные политики с целью минимизации  возможных негативных последствий  международной миграции для общества;

– обеспечить соблюдение принципа культурного  разнообразия в мультикультурных обществах;

– содействовать борьбе против торговли людьми и миграции с целью эксплуатации;

– развивать сети диаспор;

– способствовать социальной интеграции мигрантов в городах.

, что интеграция мигрантов в  принимающее их общество –длительный и сложный процесс, (о чем свидетельствует решение указанных задач) требующий от мигрантов и граждан принимающих стран взаимного уважения и желания приспосабливаться друг к другу. Сложность и длительность и этого процесса зависят от различных факторов, главные из которых это: знание государственного языка, доступность системы социального обеспечения, возможности трудоустройства и другие. Эффективность этого процесса обусловлена наличием как соответствующих правовых норм, обеспечивающих права иностранных граждан в стране, так и программно-целевого планирования, определяющего не только перечень конкретных мероприятий, но и порядок их осуществления, объем необходимых для этого материально-финансовых ресурсов; в отсутствие всего этого вопросы интеграции решаются органами государства крайне медленно и без достаточного эффекта.

Продолжительный процесс интеграции содействует социальной безопасности и гарантирует мирное сосуществование  всех живущих в государстве людей. Во многих европейских странах на сегодняшний день организованы условия пребывания иммигрантов в принимающей стране достаточно эффективно, например, касающиеся предоставления жилища, социальной помощи, возможностей для развития. Иммигранты должны учить язык принимающей страны, знать и принимать ценности данной страны, соответствовать ожиданиям и требованиям к ним со стороны граждан принимающей страны. Иммигранты должны быть готовы и способны вступать в отношения с людьми и организациями, которые обеспечивают для них доступ к важным сферам жизни – к рынку рабочей силы, системе образования, гражданским и социальным правам, услугам по здоровью. Все это направлено на то, чтобы иммигранты имели возможность и были способны строить и развивать новые социальные отношения.

 

 

3.Процесс  анклавизации мигрантов

Слабо продуманная политика интеграции мигрантов или ее отсутствие в  принимающее общество приводят к  их социальной исключённости, формированию социально-неблагополучных этнических анклавов (Анкла́в (лат. inclavatus — «закрытый, запертый», лат. clavis — «ключ») — часть территории государства, полностью окруженная территорией других государств), нарастанию межэтнической напряженности. То есть, отсутствие социальной сплоченности общества и бесконтрольное нарушение прав мигрантов является результатом игнорирования институтов гражданского общества.

Неразвитость форм государственно партнерства ведет к развитию нелегальных сервисов для мигрантов. Государство не справляется с созданием эффективной миграционной инфраструктуры, при этом бизнес оказывается отстраненным от решения задач обустройства и трудоустройства мигрантов. В результате растет масштаб теневых сервисов и неформальной (полукриминальной) миграционной инфраструктуры (7).

Проблема интеграции мигрантов и переселенцев в российском обществе - один из главных вопросов, возникающих сейчас при такой интенсивности миграционных процессов. Причем наиболее активно этот вопрос фигурирует из-за с интеграции мигрантов-мусульман. Значительное число трудовых мигрантов и переселенцев составляют мусульмане из бывших республик СССР, ставших независимыми государствами. И основную нагрузку в деле их адаптации, интеграции, социализации их в России несут мусульманские религиозные организации, общины.

Получается, что приехавший мусульманин, вырванный из своего уклада жизни, в российский крупный город из своей привычной обстановки, сталкивается с массой проблем и подчас испытывает культурный шок в новом положении, в новых для него условиях в чужой стране. Такой человек начинает искать привычную среду, идет в мечеть, так же как мигрант-православный идет в церковь, а иудей — в синагогу и т. д. Но, как известно, мечетей в крупных российских городах, а именно они являются основными местами обращения и приема мигрантов, катастрофически не хватает даже для местных жителей, не говоря уже о мигрантах.

Поэтому мигранты-мусульмане в массовом порядке организовывают собственную  альтернативную религиозную инфраструктуру, отгораживаясь от местных мусульман  и делая процесс своей интеграции в принципе неосуществимым. (8)


7. Обретение будущего: стратегия развития. Институт современного развития. М., 2011.  8.Газета Ислам Минбаре выпуск №4(210) /2013/

Таким образом, недопущение строительства  новых мечетей прямым путем ведет  к анклавизации мигрантов, минимизации их контактов с местным населением. Кроме того, нам ведь практически неизвестно, КТО и, главное, ЧТО проповедуют в этих альтернативных мечетях-молельных помещениях. А, как известно, люди, социально неустроенные, являются самой благодатной средой для распространения всевозможных настроений, идеологий и проявлений экстремизма. Мы все пытаемся найти примеры удачной интеграции мигрантов где-то за рубежом — в Европе, в Америке. Но ведь есть прекрасные примеры в истории нашей собственной страны, причем интеграции тех же самых узбеков, таджиков и киргиз, которые едут к нам сейчас.

Недостаточность мусульманской инфраструктуры в большинстве российских мегаполисов порождает и иную проблему - прирост количества религиозно активных мусульман происходит достаточно быстрыми темпами и обусловлен объективными причинами.  Так как легальной инфраструктуры просто не хватает, возникает ее неофициальный аналог. Но возникает он уже по этническому или субконфессиональному принципу. Мечети узбекские, арабские, афганские, таджикские, азербайджанские… То есть возникает и развивается  та самая анклавизация, об опасности которой так много пишут и заявляют ученые и политики. Речь идет о минимизации контактов с местным населением, и принципиальной невозможности какой бы то ни было социокультурной адаптации мигрантов.

Возможен ли выход из создавшейся  ситуации? Возможна ли замена анклавизации мигрантских сообществ на их реальную адаптацию? Я считаю, что да, хотя для того придется кому-то отказаться от необдуманных заявлений, а кому-то всерьез изменить информационную политику. Социальная мобилизация мигрантских сообществ может быть направлена как на поддержку принимающего сообщества, так и против него, и это зависит от позиции, в том числе, самого принимающего сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Культурный шок

При длительном проживании в  другой стране, происходит знакомство с чужой культурой, материальными  ценностями, формами мышления, свойственные другой культуре.. Такие встречи, как правило, обогащают людей, но нередко контакт с иной культурой ведет к проблемам и конфликтам, обусловленным непониманием этой культуры.

Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специалисты назвали культурным шоком. В той или иной степени его переживают практически все иммигранты. Он вызывает психическое потрясение, а иногда нарушение психического здоровья. (9)

Термин «культурный  шок» был введен в научный оборот американским исследователем Калсрво Обергом в 1954 г. Он отметил, что при вхождении в новую культуру человек испытывает ряд неприятных ощущений. Сегодня считается, что опыт новой культуры является неприятным или шоковым, потому что он неожидан и потому что может привести к негативной оценке собственной культуры.

Обычно выделяют следующие формы проявления культурного  шока:

  • напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации;
  • чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности;
  • чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое
  • может трансформироваться в отрицание этой культуры; о нарушение ролевых ожиданий и самоидентификации;
  • тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;
  • чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

Главной причиной культурного шока является различие культур.

Диапазон симптомов культурного шока очень широк — от слабых эмоциональных расстройств до серьезных стрессов, психозов, алкоголизма и суицидов. На практике культурный шок выражается в излишней заботе о чистоте - посуды, белья, качестве воды и пиши, частое мытье рук, общей тревожности, бессоннице, страхе. Та или иная разновидность культурного шока может развиваться от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от индивидуальных особенностей личности.


9.В. А. Шамахова, А. Н. Мячина  «Выезжающему за границу. Справочник» М., 1997 г.

 

Механизм развития культурного  шока. Сегодня для их описания предложена кривая адаптация (U-образная кривая), в которой выделяют пять этапов адаптации.

  • Первый этап называют «медовым месяцем»: , мигранты, оказавшись за границей, полны энтузиазма и надежд. Этот период быстро проходит.
  • На втором этапе непривычная окружающая среда и культура начинают оказывать негативное воздействие - непонимание местных жителей, разочарование, фрустрация и даже депрессия. В данный период мигранты пытаются убежать от реальности, обращаясь к своими землякам и жалуясь им на жизнь.
  • Третий этап — критический, так как культурный шок достигает максимума. Это может привести к соматическим и психическим болезням. Часть мигрантов возвращается на родину. Но большая часть находит в себе силы преодолеть культурные различия, учит язык, знакомится с местной культурой, обзаводится местными друзьями, от которых получает необходимую поддержку.
  • На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, человек становится более уверенным в себе и удовлетворенным своим положением в новом обществе и культуре, считая весьма успешными приспособление и интегрирование в жизнь нового общества.
  • На пятом этапе достигается полная адаптация к новой культуре. С этого времени индивид и окружающая среда взаимносоответствуют друг другу. В зависимости от интенсивности перечисленных факторов процесс адаптации может продолжаться от нескольких месяцев до 4-5 лет.

Факторы, влияющие на культурный шок, можно разделить на две группы — внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые).

Внутренние (индивидуальные) факторы. Характеристики человека — возраст, пол, образован и, черты характера, жизненный опыт.

  • Возраст. Чем старше человек, тем труднее он адаптируется к новой культурной системе, тяжелее и дольше переживает культурный шок, медленнее воспринимает модели новой культуры.
  • Пол. Ранее считалось, что женщины труднее приспосабливаются к новому окружению, чем мужчины. Для адаптации более важен фактор образования: чем оно выше, тем успешнее адаптация. Образование, даже без учета культурного содержания, расширяет внутренние возможности человека.
  • Набор личностных характеристик, которыми должен обладать человек, готовящийся к жизни в чужой стране с чужой культурой. Это — профессиональная компетентность, высокая самооценка, общительность, экстравертность, открытость для разных взглядов, интерес к окружающим, склонность к сотрудничеству, терпимость к неопределенности, внутренний самоконтроль, смелость и настойчивость, эмпатия.
  • Обстоятельства жизненного опыта человека. Мотивация – самое важное, также мотивы к адаптации.
  • Культурная дистанция - степень различий между родной культурой и той, к которой адаптируется человек. На адаптацию влияет представление человека о культурной дистанции. Субъективно культурная дистанция может восприниматься как более далекая или более близкая, чем на самом деле; в обоих случаях культурный шок продлится, а адаптация будет затруднена.
  • Особенности культуры, к которой принадлежат мигранты. Так, хуже адаптируются представители культур, в которых очень важно понятие «лица» и где боятся его потерять; такие люди очень болезненно воспринимают неизбежные в процессе адаптации ошибки и незнание. С трудом адаптируются представители «великих держав», которые обычно считают, что приспосабливаться должны не они, а другие.
  • Условия страны пребывании, в частности доброжелательность местных жителей к приезжим, готовность помочь им, общаться с ними. В плюралистическом обществе адаптироваться гораздо легче, а также в обществах, где политика культурного плюрализма провозглашена на государственном уровне, как, например, в Канаде или Швеции, чем в тоталитарном или ортодоксальном.

Культурный шок — сложное  и болезненное для человека состояние, но свидетельствующее о личностном росте, ломке существующих стереотипов, для чего требуются огромные затраты  физических и психологических ресурсов человека. В результате формируется  новая картина мира, основанная на принятии и понимании культурного  многообразия, снимается дихотомия  Мы-Они, появляется устойчивость перед новыми испытаниями, терпимость к новому и необычному. Главный итог — способность жить в постоянно меняющемся мире, в котором все меньшее значение имеют границы между странами и все более важными становятся непосредственные контакты между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Возможности миграционной политики и  сопутствующей ей политики интеграции ограничены: никакие меры и инструменты  интеграции не будут эффективны, если не удастся поставить заслон воинствующей ксенофобии, мигрантофобии и порождаемым ими насилию. Антимигрантские настроения стали постоянным фактором общественной жизни. Власти, масс-медиа и население готовы обсуждать самые немыслимые сценарии, включая спекуляции относительно того, не станут ли преступниками лишившиеся работы трудовые мигранты. Каналы распространения ненависти к «чужим» известны: масс-медиа, выступления публичных политиков, массовая культура, особенно молодежная субкультура, отдельные представители интеллектуалов. Напрашивается очевидный вывод: достаточно их перекрыть, ввести элементы если не пресловутой политкорректности, то элементарной чистоплотности. К сожалению, сегодня реализация политики интеграции наталкивается на фундаментальные проблемы.

Во-первых, отсутствует общественный консенсус относительно стратегии развития России. Проблема выбора между привлечением иммигрантов и жестком ограничении иммиграции, о которой говорилось в начале статьи, не может игнорироваться до бесконечности.

Во-вторых, в России нет институтов, которые не на словах, а на деле боролись бы с ксенофобией. В США в свое время решающий вклад в борьбу с расовой сегрегацией внесли четыре института: Верховный суд, армия, спорт и шоу-бизнес. А у нас? Институты, призванные преодолевать проблемы, превратились в институты, их порождающие: вероятно, нужны кардинальные реформы в судебной системе, образовании, армии, правоохранительных органах.

В-третьих, неэффективны институты социализации мигрантов, их адаптации и интеграции. Исключением являются лишь рабочие коллективы, в которых, как демонстрируют исследования, мигранты интенсивно общаются с местными работниками, причем, чаще на русском языке. И здесь не обойтись без реформирования системы образования, дошкольного и внешкольного образования, семейного воспитания.

Информация о работе Проблемы интеграции/адаптации иммигрантов в принимающую среду. Процесс анклавизации мигрантов