Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:02, реферат
Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иогана Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельмана Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872).
Введение ……………………………………………….……….…..3
Глава 1.Иммануил Кант…………………………………...............4
1.1. Категорический императив и ригоризм Канта……….……4
1.2.Постулаты человеческого разума…………………….………7
Глава 2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель…………………......9
2.1. «Мораль из сердца»…………………………… …………...9
2.2. Гегель против Канта……………………..……………...…...12
Глава 3.Людвиг Фейербах………………………….…………….13
Заключение …………………………………………….…………..17
Список используемой литературы………………
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Национальный исследовательский
технологический университет «
Новотроицкий филиал
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
Реферат по философии
По теме: «Проблемы морали в немецкой классической философии».
Содержание
Введение ……………………………………………….……….…..3
Глава 1.Иммануил Кант………………………………….............
1.1. Категорический императив и ригоризм Канта……….……4
1.2.Постулаты человеческого разума…………………….………7
Глава 2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель…………………......9
2.1. «Мораль из сердца»…………………………… …………...9
2.2. Гегель против Канта……………………..……………...…...12
Глава 3.Людвиг Фейербах………………………….…………….13
Заключение …………………………………………….…………..17
Список используемой литературы………………….……………18
Введение
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
И.Кант
Совесть, честность, доброта… Понятия, которые всегда так много значили для человека. Без них немыслимо представление о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь. Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда становилось прежде всего нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания – специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.
Немецкая классическая философия
- это значительнейший этап в развитии
философской мысли и культуры человечества.
Она представлена философским творчеством
Иммануила Канта (1724-1804), Иогана Готлиба
Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга
(1775-1854), Георга Вильгельмана Фридриха
Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха
(1804-1872).
Каждый из названных философов
создал свою философскую систему, отличающуюся
богатством идей и концепций. В своем реферате
я хочу рассмотреть отношение философов
этой эпохи к проблеме морали и нравственности,
их понимание данных терминов и рассуждения
о том, какую роль мораль играет в жизни
человека.
Глава 1. Иммануил Кант
Категорический императив - в этике Канта синоним морального императива, обозначение нравственной нормы как формально независимой в своих основаниях от каких бы то ни было фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательной к исполнению при любом составе наших фактических целей. Ему противоположен гипотетический императив как условная форма воления, при которой нравственная обязательность данного действия основана на предпосылке фактического или возможного желания субъекта. В отличие от гипотетического императива категорический императив выражает чистое нормотворчество морального разума. Критерий законности желания состоит поэтому в возможности для этого желания стать необходимым принципом воли вообще и ни в чем более: должно быть возможно желать субъективного принципа своей воли как закона всякой воли разумного существа. Этический формализм Канта состоит в акценте на форме воления; "формулой" же этой приемлемой формы воления является именно категорический императив, но не закон морали. Категорический императив запрещает ставить ценность воления в зависимость от его содержания, но тем самым отнюдь ещё не ставит воления в зависимость от его же собственной формы: воля, подчиняющаяся категорическому императиву, подчиняется разуму, но не предмету; воля, форма ценностного определения которой описывается категорическим императивом, нравственна при любом конкретном содержании. Воля же, определение ценности которой обусловлено её содержанием, при любом содержании своем во всяком случае внеморальна: ценность, движущая ею, не есть моральная ценность.
Формулировки категорического императива (И. Кант): "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства". "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству"; каждый должен относиться к самому себе и к другому в соответствии с "идеей человечества как цели самой по себе". Для совершенной в добродетели воли категорический императив, по признанию самого Канта, силы не имеет: из нормы воли он превращается в описание естественной для неё формы воления.
Характерным для этики Канта является тезис, что моральную ценность нашему поведению сообщает умысел. Поэтому об этике Канта часто говорят как о «морали умысла», а этический ригоризм Канта часто объясняется тем, что он якобы учил в смысле нравственного закона действовать невзирая на последствия, хотя бы они были и самоубийственными. Кроме того, следует сказать, что определенная автономность намерения безотносительно к следствиям является необходимым элементом каждой этики, которая исходит из субъективной воли и различает выбор и действие, намерение и его осуществление. И Гегель, который представляет оппозицию к морали чистого умысла, отстаивает тезис о том, что человек ответствен за действие лишь в диапазоне своей субъективной воли: «Если поведение переведено во внешнее бытие... то оно выдано на произвол внешним силам, которые к нему присовокупляют нечто иное, чем оно есть для себя, и влекут его к отдаленным, чужим последствиям» (51). Шиллер, как критик ригоризма Канта, говорит в «Смерти Вальдштейна»: В моей груди было мое действие лишь моим; однако, будучи выпущенным из глубин укрытия своей родной почвы в чуждость жизни, оно принадлежит уже посторонним силам, которыми не овладеет никогда искусство человека (52) Различие между намерением и следствием признает любая современная этика. Гегель отмечает в «Основах философии права», что ответственность за действие безотносительно к намерению характерна для греческой трагедии. Гегель, разумеется, подчеркивал, что наше поведение должно быть как можно более осознанным и что оно должно основываться на самом широком знании обстоятельств, в условиях которых мы действуем.
Интенцией Канта является подчеркивание нравственной ценности мотивации, хотя бы она и не могла осуществиться, но не нравственной ценности хотения, абстрактно независимого от реализации. В «Основах метафизики нравов» он говорит: «Если же этой воле из-за некоей особой неприязни судьбы или мачехиной скупости природы не удалось вообще провести свое намерение и если, несмотря на все усилия, ей не удалось ничего исполнить и осталась лишь добрая воля (однако не в форме набожного делания, но с употреблением всех средств, которые были в нашей власти), то она, несмотря на это, сияла бы сама по себе как драгоценность, как нечто, что имеет свою полную ценность само по себе».
Моральная теория Канта не допускает исключений из реализации закона, которые бы были обусловлены неблагоприятными обстоятельствами. Если вынуждается лжесвидетельство, оно не должно быть услышано. Однако нравственный закон не обязывает к тому, чтобы героические свершения проводились, невзирая на невозможность их реализации или неблагоприятные последствия. Когда сам Кант был притеснен цензурой и призван к тому, чтобы он не занимался критикой религии, он подчинился и обязался не читать лекций о религии, потому что этого требует нравственный закон.
Тезис об этике умысла отвечает идее Канта о том, что нравственное поведение не должно иметь в качестве своей основы «склонности» и что оно тем более является заслуженным, чем больше мы должны преодолевать свой естественный эгоизм. Эта идея основывается на строгом дуализме чувственности и закона, чувственность не должна быть направлена на то, чтобы человек тяготел к поведению на основе закона. Наоборот, если поведение на основе чувственности (например, любви, дружбы, симпатии) совпадает с действием на основе закона, оно не имеет моральной ценности, ибо оно не мотивировано законом. Прозрачную критику этого аспекта этики Канта содержат следующие стихи Шиллера: Совесть не дает покоя. Приятелям служить я рад, однако, к сожалению, имею к этому я склонность и часто маюсь от того, что добродетели здесь нет Я не советую иного ничего, чем этим пренебречь и с отвращеньем делать то, к чему повинность призывает.
§2. Постулаты человеческого разума
Кант вводит 3 постулата чистого
практического разума.
1-й – постулат свободы воли,
т. е. автономии человеческой воли. Не может
быть разговора о нравственности, если
нет свободной воли. Свободная воля –
это воля, которая подчиняется только
нравственным законам. Применительно
к данному случаю Кант формулирует свой
знаменитый афоризм: «Ты должен – значит
ты можешь». Понятно, что можно трактовать
этот афоризм и расширительно, но в понимании
Канта это означает, что если в человеческом
мире действует долг как нравственный
закон, значит, человек может (в принципе)
выполнить этот нравственный закон.
2-й постулат практического
разума – постулат, который вытекает из
необходимости и возможности решения
антиномии практического разума и который
предполагает существование духовного
мира. Это постулат бессмертия души. Высшее
благо возможно только в том случае, если
в высшем благе будет полное соответствие
убеждений человека с моральным законом
– то, что мы вслед за Кантом называем
святостью. В высшем благе невозможна
такая ситуация, когда воля человека противоречит
категорическому императиву (все желания
человека соответствуют категорическому
императиву). Но святость, по Канту, может
быть достигнута не реально, а лишь в бесконечном
приближении, а поскольку высшее благо
существует, то должна существовать и
святость воли, которая, будучи реализуема
в бесконечном приближении, выводит за
собой постулат бессмертия души. Т. обр.,
должно существовать бессмертное бесконечное
существование души, иначе просто невозможно
вести речь о высшем благе. Только бесконечной
перспективой достигается соответствие
добродетели и счастья.
3-й постулат: достижение счастья
в бесконечной перспективе возможно лишь
при условии бытия Бога. Это Кант объясняет
посредством того, что счастье, которое
достигается человеком в этой бесконечной
перспективе, есть такое состояние разумного
существа в мире, когда все его существование
происходит согласно его воле и желанию.
«Мораль, собственно говоря, – пишет Кант,
– есть учение не о том, как мы должны сделать
себя счастливыми, а о том, как мы должны
стать достойными счастья. Только в том
случае, если к ней присоединяется религия,
появляется надежда когда-нибудь достигнуть
счастья». Поэтому конечной целью Бога,
по Канту, является не счастье людей, а
высшее благо, которое к счастью людей
добавляет еще одно условие – быть достойными
счастья, т. е. быть нравственными. А поскольку
человек должен стремиться к высшему благу
и содействовать ему, то должна быть постулирована
и некая высшая причина всей природы, в
которой есть полное соответствие счастья
и нравственности. Условие достижения
счастья, т. обр., есть существование Бога.
Если допустить, что Бога не существует,
тогда антиномия чистого практического
разума оказывается ложной и в отношении
тезиса, и в отношении антитезиса, и оказывается
невозможным существование нравственности.
Бог есть гарант разума и этики, следовательно,
Он является источником этических законов.
Исследование разума и воли предполагают
бытие Высшего Существа, являющегося Источником
и разума и воли, т. е. Творца (понятно, что
Творец есть Существо личное, т. е. имеющее
волю и создающее мир по некоему разумному
плану, т. е. имеющее разум).
Глава 2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
§ 1. «Мораль из сердца»
Место немецкого философа Г. Гегеля в истории этики не столь значительно, как в истории философии в целом. Однако тот решительный шаг вперед, который он сделал по сравнению с Кантом, - переход от этики доброй воли к этике социально содержательной деятельности, исторически значимых поступков - был абсолютно необходим для возникновения историко-материалистической теории морали. Ранние гегелевские рукописи развивают моральную концепцию, существенно отличную от соответствующих воззрений в произведениях, в которых излагается развитая система философа.
Гегель характеризует христианство как моральную религию, полагая, что мистерии ее не должны быть устраняемы разумом. Мораль, подчеркивает он, следует выводить не из трактатов о разуме, а из собственного сердца, как это делали Спиноза, Шефтсбери, Руссо, Кант. Сердце отражает объективную красоту, если человек постигает свою зависимость от природы и понимает, что всякого рода осложнения политической и гражданской жизни, неравенство в формах жизни и благах лишь увеличивают убогость бытия, усиливают ощущение неблагополучия.
В своем понятии эмоционального субъекта Гегель развивает теорию отчуждения, а в ее рамках осуществляет антропологическое преодоление религии. Гегель обосновывал моральную суверенность личности. Если ее источником будет некий внешний объект, то возникает позитивно-апологетическая мораль. Если же источник морали суть мы сами, то возникает живая мораль, начинается возвышение конечной жизни к бесконечной. Гегель подходит к интерпретации религии как отчуждения морали. Он задается вопросом: почему для морали недостаточно человеческого примера и нужна божественная санкция? Объяснение он видит в ложном противопоставлении природы и духа, в силу которого человек может приобщиться к духу только через посредство бога. Идея святости была приписана особому чуждому существу, и стало казаться, что добродетели можно достигнуть "лишь окольным путем через веру". Идея святости и моральное совершенство составляют часть нашего существа, и, персонифицировав их, мы еще не приобщились к ним. Само их возведение в самостоятельную сущность является выражением человеческой неполноты.
Поэтому главной заслугой Гегеля можно считать то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества. В своей системе Гегель абсолютизировал и универсализировал Разум как сущность и смысл всей действительности, что означало в его понимании признание и обоснование идеи закономерного и необходимого прогрессивного развития общества, включающего и разрешение проблемы совпадения действительности и идеала. Гегель постарался показать, что мучившая всю предшествующую философию проблема соотношения того, что как бы есть, существует в наличном эмпирическом бытии, попирая все человеческие надежды и идеалы добра и разума, и то, что, должно быть, разрешается не в потустороннем мире, а в историческом процессе.
Информация о работе Проблемы морали в немецкой классической философии