Проблемы морали в немецкой классической философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:02, реферат

Описание работы

Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иогана Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельмана Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872).

Содержание работы

Введение ……………………………………………….……….…..3
Глава 1.Иммануил Кант…………………………………...............4
1.1. Категорический императив и ригоризм Канта……….……4
1.2.Постулаты человеческого разума…………………….………7
Глава 2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель…………………......9
2.1. «Мораль из сердца»…………………………… …………...9
2.2. Гегель против Канта……………………..……………...…...12
Глава 3.Людвиг Фейербах………………………….…………….13
Заключение …………………………………………….…………..17
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

философия рефер.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Ибо, по Гегелю, разум есть не нечто случайное, существующее в отдельных головах, где побольше, где поменьше. Это есть "субстанция, а именно то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие. Разум есть бесконечная мощь, потому что разум не настолько бессилен, чтобы ограничиваться идеалом, долженствованием и существовать лишь вне действительности, неведомо где, в головах некоторых людей".

Этическая максима  Гегеля звучит так: "Все действительное разумно, все разумное действительно". Это положение великого философа реакционные силы пытались истолковать в том смысле, что существующее в мире зло должно быть признано необходимым атрибутом бытия, с которым остается только смириться. Однако Гегель сам неоднократно подчеркивал, что у него вовсе не все, что существует, является действительным. Действительно только то, что необходимо, закономерно и именно в этом смысле разумно, в то время как то, что утратило свой необходимый характер, стало неразумным, достойно гибели.

Немецкий поэт Гейне утверждал, что Гегель сам однажды так переформулировал это свое положение: "Все, что разумно, должно быть".

Этика, стоящая  на социально-исторических позициях, призвана не конструировать, не изобретать "должное", "идеал", "ценности", "назначение и смысл жизни", а выводить их содержание из анализа общественно-исторического процесса.

Только на этом пути оказывается возможным преодоление  присущего всей предшествующей этике  порока морализаторства, т. е. изобретения  и проповедования ценностей, бессильных влиять на жизнь и изменять ее.

Развитое в «Философии права» учение Гегеля об объективном духе оказало громадное влияние на последующее развитие социологии и социальной философии; с критики именно этого сочинения Гегеля началась выработка Марксом материалистического взгляда на общество и историю . «Объективный дух» охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. «Объективный дух» развёртывается в праве, морали и нравственности, причём под нравственностью Гегель понимает такие ступени объективации человеческой свободы, как семья, гражданское общество и государство. Гегель отмечает противоречия буржуазного общества: поляризацию нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате разделения труда и т.д.

§2. Гегель против Канта

Главнейшую черту кантовской этики - его идею об абсолютной автономии морали попытался переосмыслить Гегель.

"Философия  духа" Гегеля построена как открытая критика Канта, отказавшегося от трансцендентальной антропологии, от всеобщего в пользу случайного, особенного индивида. Что плохого в прагматической антропологии Канта? Во-первых, это ее "так называемое человекознание". Во-вторых, повышенное внимание к изучению слабостей человека.

Хорошо, обнаружил  ты свои слабости. Недостатки. Познал их. Но это ведь знание интересно только тебе, а не всему человечеству. Не философии. Следуя за Кантом, любой  человек становится нянькой своих  случайных свойств. Прагматическая антропология Канта - это не антропология, а психология. Учебное пособие для тех, кто занят самокопанием, изучением своих особенностей. И одновременно - это измена всеобщему. Философии.

Гегель решил  поправить Канта, т.е. вернуть философию  на путь всеобщего. Ведь философию интересуют не детали, не экзистенция человека, а человек как таковой. Его суть. А кто он: мужчина или женщина, старый или молодой, больной или здоровый, белый или черный, верующий или неверующий - все это не так уж и важно. Все эти различия растворяются в понятии чувствующей души. Это она дергает за ниточки, а человек плачет, смеется или сходит с ума. Правда, сами по себе чувствующие души не существуют. Никто их не видел. Даже Гегель. Поэтому спекулятивное мышление вводит их предположением. Конечно, Гегель не дурак и понимает, что для обывателя кантовское человекознание "несомненно полезно и нужно, особенно при дурных политических обстоятельствах, когда господствует не право и нравственность, но упрямство, прихоть и произвол индивидуумов, в обстановке интриг, когда характеры людей опираются не на существо дела, а держатся только на хитром использовании своеобразных особенностей других людей, стремясь таким путем, достичь своих случайных целей"

В правовом обществе тебе не нужно знать особенности человеческого характера. Тебе все равно, с какой ноги встал твой шеф. Под какой звездой родился судья и какие склонности у налогового инспектора. В правовом обществе дела делаются вне зависимости от случайности свойств человеческого характера. Они делаются по праву и каждый человек в этом обществе - это некий правовой автомат. Природа же вставляет палки в колеса этого автомата, в ритмичное движение всеобщего.

Если антропология и нужна, то для изучения механизма  этих правонарушений.

 

                                Глава 3. Людвиг Фейербах

Этика занимает в философии Фейербаха центральное место, что было продолжением традиции европейского Просвещения и в то же время чем-то относительно новым.

Материалистическая трезвость  фейербаховского понятия человека обнаруживает себя также при рассмотрении эгоизма. Преимущество Фейербаха перед евдемонизмом предшествующей материалистической философии состоит в том, что он эгоизм, себялюбие выводит далеко за границы индивидуалистического самосохранения.

Эгоизм для него не корысть, выгода, а стремление индивида присвоить себе богатство человеческих сил, опредмеченных в искусстве, науке, всех других общественных формах деятельности. Он представляет собой приведение в действие собственно человеческих стремлений, потребностей, способностей. Фейербаховский "человеческий эгоизм", включающий в себя социологические параметры и призванный заменить понятие привычного частного эгоизма, несмотря на свою крайнюю абстрактность, выражает движение в направлении материалистического понимания человека. В этом смысле весьма многозначительна мысль философа о том, что существует не только одиночный, индивидуальный, но и групповой, национальный, классовый эгоизм.

Свою этическую позицию  Фейербах вырабатывает в ходе целеустремленной критики идеалистического понятия субъекта. Фейербах видит коренной недостаток кантовской этики как раз в том, что в ней воля изображается в качестве особой способности, отличной от чувственных стремлений. Отвергая кантовскую "чистую волю", это моральное начало в человеке, соответствующее безусловному моральному закону, Фейербах говорит: "Воля есть самоопределение, но внутри определения природы, не зависящего от воли человека". "Все спекуляции о праве, воле, свободе, личности без человека, вне, а тем более над человеком есть спекуляция без реальности".

Никакого субъекта без  объекта - таков материалистический тезис Фейербаха. Это еще не человек в его историко-материалистическом понимании, производящий и воспроизводящий свою материальную жизнь, но он всеми нитями своего существования привязан к миру: он имеет потребности, ощущает, желает и только на этой естественной основе думает.

Этика Фейербаха - не этика долга и доброй воли, а материалистическая этика счастья. Это обосновывается Фейербахом в развернутой полемике против идеалистического понятия воли у Канта и у Гегеля. Он показывает, что идеалистическая теория свободы воли не выдерживает критики при рассмотрении даже такого, казалось бы, неотразимого доказательства, как самоубийство.

Основное внимание Фейербаха  направлено на то, чтобы избежать индивидуалистических выводов, которые до него всегда делались из признания материального, чувственного индивида с его требованием счастья. Это ставило перед этической теорией задачу углубления и изменения основополагающего понятия материалистической этики, понятия счастья.

Стремление к счастью  в его интерпретации уже более  не является материально-чувственным  фактом, как это было у Гольбаха, Гельвеция, вообще у любого последовательного  натуралистического материалиста. Фейербах, впрочем, не отбрасывает материально-чувственную предпосылку эмоционального уровня человеческого поведения, что вообще невозможно для материалиста, поскольку он остается материалистом. Но это действительно только предпосылка, исходный пункт.

По сути же стремление к счастью, вообще эмоциональность человека становятся в его этике общественным фактом. Чувственность индивида есть прежде всего его ощущение другого человека. Человек прежде всего нуждается в чувстве, которое бы утверждало другого человека. Фейербах с новой стороны раскрывает понятие любви. Он видит в любви неистребимое стремление человека к солидарности и равенству. Индивидуальное стремление к счастью исключает счастье другого и вообще счастье других людей.

Свое учение о морали Фейербах стремится полностью основать на принципах биопсихической чувственности. Он утверждает, что голос ощущения - это первый категорический императив, а "половое отношение можно прямо охарактеризовать как основное нравственное отношение, как основу морали". И он ориентирует свою этику на оправдание, возвеличение, прославление и, наконец, обожествление порывов человека к предельно полному и в этом смысле идеальному чувственному счастью. Но в таком случае возникает... значительное сближение целей и задач религии, имея в виду ее обещания: она сулит людям именно то, на что ценностно ориентирует антропологическая мораль. Конечно, "небесное блаженство" и земное "чувственное счастье" не совпадают, но вспомним о многозначности понятия "чувственность" у Фейербаха и об огромном значении, придававшемся им эмоциональному состоянию человека.

После этого он призывает  обожествить отношения между  людьми, ибо их путь к счастью  лежит только через них. Речь идет об обожествлении любви "Я" К "Ты" и "Ты" к "Я". Религия человека оказывается религией половой любви. В этой религии нет любви к супранатуральному богу, но в ранг бога возведена сама любовь как физиологическая, а отсюда и психическая взаимонуждаемость людей.

Потребность людей друг в друге уравнивает их и сплачивает друг с другом, развивает в них чувства коллективизма. Если вместо веры в бога люди обретут веру в себя и добьются того, что "человек человеку бог", то утвердится дружба всех людей друг с другом уже без различия пола, - это будет путь к "коммунизму". Так рассуждает Фейербах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

  Заключение

Нужно сказать,что  немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Мораль в ней рассматривалась совершенно по-новому - Иммануил Кант перевернул традиционное утверждение о том, что человек морален в силу своей веры в Бога. Разделение морали и религии - основная черта философии морали данного этапа. Но несмотря на это, каждый из философов имел свое мнение по поводу того, на чем должна основываться мораль. Кант считал, что мораль не имеет оснований вне самой себя - ни в природе, ни в общественной пользе, ни в Боге, - она автономна и полагает свои законы из самой себя. Гегель же придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества. А Л.Фейербах рассуждал,что моральная этика прежде всего основана на эгоизме, стремлении человека к собственному счастью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Список литературы

    1. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М. 2003.
    2. Асмус В.Ф. Философия Иммануила Канта. М. 1957.
    3. Гулыга А. Гегель. М. 1970.
    4. Элез Йово. Проблема бытия и мышления в философии Л. Фейербаха. М. 1971.
    5. История этических учений. М. 2003.

 


Информация о работе Проблемы морали в немецкой классической философии