Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:37, контрольная работа
Онтоло́гия (новолат. ontologia от др. - греч. ὤν (род. п.) ὄντος - сущее, то, что существует и λόγος - учение, наука) - раздел философии, изучающий бытие.
Термин "Онтология" был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его "Философском словаре" ("Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti"), и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе "Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia", предложившем его (в варианте "онтософия") в качестве эквивалента понятию "метафизика".
___Другие
свойства пространства и
___К универсальным свойствам пространства
и времени относятся: » их неразрывная
связь друг с другом;
• связь с движением материи;
• бесконечность.
Специфичными характеристиками рассматриваемых
форм бытия материи являются:
• трехмерность пространства и одномерность
времени;
• однородность и изотропность пространства
и анизотропия времени;
• непрерывность пространства и времени
на макроуровне.
___Характеристика этих свойств пространства
и времени как неуниверсальных не означает,
однако, что где-то опытным путем найдены
исключения. Но вся логика развития естествознания
последнего столетия свидетельствует
о том, что подобные открытия — не за горами.
К примеру, существуют сильные подозрения,
что на глубинных этажах микромира пространство
и время прерывны. Полагают, что они, как
излучение, «квантованы», т.е. складываются
из мельчайших неделимых «порций». Прогнозируемый
«квант» пространства может иметь размер
порядка 10~33 см (планковская длина, демонстрирующая
масштаб проявления квантовых свойств).
Соотношение этой длины с размером ядра
атома примерно того же порядка, что и
соотношение размеров человека и диаметра
нашей Галактики. Для времени аналогичная
величина составляет 10 ~43 секунд. До реального
проникновения в такие масштабы современной
науке еще далеко. Но если эта гипотеза
когда-либо подтвердится, то философы,
наконец, вздохнут с облегчением: апории
Зенона Элейского найдут в этом случае
свое удовлетворительное разрешение.
Конечный отрезок перестанет состоять
из бесконечного количества частей.
___Немало сомнений у науки и по поводу
универсальности пространства, насчитывающего
только три измерения. Уже построено немало
теоретических моделей многомерных пространств
(в теории супергравитации, например, использованы
11 измерений пространствавремени, из которых
7 — скрытые). Практика же показывает, что
то, что возможно чисто теоретически, рано
или поздно обнаруживается и в реальности.
___А теоретически возможно многое. В модели
«пульсирующей Вселенной» предполагается,
что ныне наблюдаемое ее расширение после
Большого взрыва в один прекрасный момент
сме-нится сжатием. А в описывающих эту
фазу ее эволюции математических уравнениях
время меняет свой знак с положительного
на отрицательный, т.е. как бы «течет вспять».
Так что и однонаправленность времени
от прошлого к будущему также не считается
ныне универсальной характеристикой.
Связь пространства и времени друг
с другом и с движением материи
___Универсальные же свойства пространства
и времени эмпирически подтверждены более
надежно. Хотя и здесь есть немало проблем.
Положения о неразрывной связи пространства
и времени друг с другом и с движением
материи философией материалистического
толка были выдвинуты задолго до того,
как были получены их естественно-научные
доказательства. С философских позиций
самоочевидно, что раз пространство и
время суть формы бытия материи, то форма
не может не быть связанной со своим содержанием.
Равно как и разные формы (пространство
и время) одного содержания (материи) обязательно
должны иметь точки соприкосновения.
___В естествознании же вплоть до начала
XX в. превалировала концепция абсолютного
(математически истинного) пространства
и времени, рассматривавшихся как внешние
условия бытия материи. Основные идеи
этой концепции в классическом виде были
сформулированы еще И. Ньютоном. Абсолютность
пространства и времени в этом случае
понимается как их самодостаточность
или полнейшая независимость от чего бы
то ни было. Время в этой концепции рассматривалось
как бес-конечный, равномерный, «равнодушный»
ко всему поток длительности. А пространство
— как некая бесконечная пустая протяженность,
пассивное «вместилище» всех материальных
тел. И что бы в этом мире ни происходило,
какие бы ни случались в нашей Вселенной
катаклизмы, пространство и время от этого
никак не изменятся. И, сохраняя все свои
свойства, продолжат играть роль абсолютной
системы отсчета для любых возможных событий.
___Однако появившаяся в начале XX в. теория
относительности А. Эйнштейна подвергла
радикальному пересмотру традиционные
представления о пространстве и времени.
Специальная теория относительности (СТО,
1905 г.) объединила их в единое четырехмерное
пространственно-временное многообразие
(пространство-время). Введя запрет на
превышение скорости света, СТО привела
к парадоксальным выводам: ввиду принципиального
ограничения скорости взаимодействия
тел не может существовать единого потока
времени для всей Вселенной, так как события,
одновременные в одной системе отсчета,
будут разновременными в другой. Иначе
говоря, не существует самостоятельных,
отделенных друг от друга пространства
и времени, поскольку каждой системе отсчета
(а все они равноправны, выделенных нет)
присуще свое разделение событий на прошлые,
настоящие и будущие. (Правда, заметить
это можно только в очень больших масштабах.)
___Кроме того, СТО установила также зависимость
свойств пространства-времени от скорости
движения тел. При приближении скорости
тела к максимально возможной (световой)
пространственные отрезки сокращаются
в направлении движения, а временные —
напротив, растягиваются, т.е. время как
бы замедляется. При этом пространственно-временной
интервал, т.е. как бы «сумма» изменений,
остается величиной постоянной. Грубо
говоря, уменьшение длины как бы «компенсируется»
увеличением промежутка времени, и наоборот.
В этом и проявляется неразрывная связь
пространства и времени друг с другом:
изменение свойств одного члена этой пары
соответствует строго определенному изменению
свойств другого.
___Общая теория относительности (ОТО, 1916
г.) привела к не менее фундаментальному
выводу относительно пространства-времени.
Его общий смысл таков: метрические свойства
пространства-времени определяются распределением
и движением тяготеющих масс материи.
И наоборот, силы тяготения в каждой точке
пространства зависят от его метрики.
По сути ОТО — это современная теория
тяготения, дающая принципиально иное
(по сравнению с И. Ньютоном) понимание
гравитации. Смысл его в том, что вещество,
в зависимости от его плотности и распределения,
искривляет пространственно-временной
континуум. А взаимное влияние искривлений
пространства, вызываемых массивными
телами, и создает эффект гравитационного
взаимодействия между ними, т.е. тяготения.
___Таким образом, и в ОТО пространство
и время существуют не «сами по себе»,
а в тесной зависимости от свойств материи.
Высокая плотность вещества искривляет
пространство (т.е. заставляет световой
луч двигаться не по прямой, а по искривленной
траектории, которая тем не менее будет
кратчайшей) и замедляет течение времени.
Сам А. Эйнштейн, когда его однажды попросили
кратко изложить суть ОТО, сказал так:
«Раньше считали, что если каким-либо чудом
все материальные вещи исчезли бы вдруг,
то пространство и время остались бы; согласно
теории относительности вместе с вещами
исчезли бы пространство и время».
Бесконечность пространства и времени
___К
числу универсальных свойств пространства
и времени относится также их бесконечность.
Чисто формально всеобщность этого свойства
можно подтвердить лишь ссылкой на категорию
материи: если последняя несотворима и
неуничтожима (что доказывается всеми
законами сохранения), то она существует
вечно, т.е. в бесконечности любых интервалов
времени. Однако логическая строгость
такого доказательства небезупречна:
вывод о бесконечности чего бы то ни было,
в том числе и пространства-времени, всегда
с самого начала предполагает существование
чего-то бесконечного, т.е. получается
круг в доказательстве. Так что строго
дедуктивно бесконечность вывести нельзя,
а уж индуктивно — тем более, поскольку
в реальном конечном опыте она недостижима
в принципе. Поэтому утверждение о бесконечности
пространства-времени следует признать
аксиоматическим, постулативным. Истинность
его подтверждается как бы «от противного»,
т.е. тем, что содержащие постулат бесконечности
философские и научные теории не противоречат
наблюдаемой реальности.
___Однако наука XX в. преподнесла философии
малоприятный сюрприз. Установив в 20-х
годах факт расширения Вселенной (по так
называемому «красному смещению») и экстраполировав
этот процесс в прошлое, естествознание
пришло к логичному выводу о том, что у
наблюдаемого ныне процесса расширения
Вселенной было начало. Появившаяся в
40-х годах идея Большого взрыва в последующие
десятилетия оформилась в весьма стройную
и достаточно надежно подтвержденную
теорию. Ныне она считается фактически
общепризнанной. По крайней мере серьезных
конкурентов у нее на сегодня нет.
___В соответствии с концепцией Большого
взрыва наша Вселенная «родилась» примерно
15—20 млрд. лет назад. «Неудобство» же этой
теории для традиционных представлений
заключается в том, что по ее замыслу пространство
и время возникают в момент рождения Вселенной
как ее свойства. То есть время имело начало!
Так и хочется спросить: а что было до Большого
взрыва? Но вопрос этот, к сожалению, ответа
не имеет, поскольку задан некорректно.
Так нельзя спрашивать, потому что время
появляется вместе с Большим взрывом,
и, следовательно, никакого «до» просто
не существует, так как еще нет самого
времени. По аналогии С. Хоукинга, ставить
вопрос таким образом, это примерно то
же, что интересоваться: а что находится
в 20 км к северу от Северного полюса? Да
ничего там не находится, поскольку такой
точки просто нет. То же и со временем.
___Это, кстати, не означает, что Вселенная
возникла «ниоткуда» и из «ничего». Это
означает лишь некий предел возможностей
нашего языка в описании реальности. Проблема
в том, что наш язык родом из пространственно-временного
макромира и приспособлен именно к нему.
При столкновении же с иными реальностями
он попросту отказывает. Ведь даже выражение
«возникновение Вселенной», строго говоря,
неверно, поскольку это слово неявно содержит
отсылку к некоей временной шкале: возникать
можно только во времени.
___Такая ситуация для науки не нова. Вспомните
знаменитые споры о том, что такое электрон
— волна или частица? В действительности
— ни то и ни другое. Электрон — это нечто
третье, т.е. квантовомеханический объект,
демонстрирующий в одном классе приборов
волновые, а в другом — корпускулярные
свойства. Но в макромире, которому принадлежит
наш язык, таких «кентавров» нет, волновые
и корпускулярные свойства «разведены»
между разными классами объектов. И поэтому,
описывая макропонятиями микромир, мы
невольно запутываемся в противоречиях.
В квантовой механике в конце концов нашли
компромиссное решение: принцип дополнительности.
Чего-то аналогичного следует ожидать
и в космологии Большого взрыва.
___Однако даже если такой компромисс найдется,
проблема все равно останется: как же быть
с постулатом бесконечности времени, если
оно имело начало? Не лучше ситуация и
с пространством. Концепция расширяющейся
Вселенной содержит и такой вариант развития
событий, при котором плотность вещества
и излучения больше некоей критической
величины, и, следовательно, силы гравитации
превышают кинетическую энергию разлета
вещества в результате Большого взрыва.
В этом случае расширение Вселенной в
какой-то момент сменится сжатием, а пространство
такой Вселенной оказывается замкнутым
(постоянной положительной кривизны),
т.е. конечным.
Проблема форм бытия имеет важное методологическое значение для философии. Определенное понимание и трактовка взаимоотношений и взаимодействий между ними лежит в основе различных философских воззрений. Особенно это относится к решению вопроса о том, какие формы бытия являются первичными или производными. Так, материализм в качестве основной формы считает природное бытие, а остальные производными, зависимыми, хотя и воздействующими на него. Субъективный идеализм за основу принимает субъективный дух, а сторонники объективного идеализма настаивают на первичности объективного бытия духа.
Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие