Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 10:38, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучение вопроса о первоначале всего сущего в античной философии у представителей материализма и идеализма.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
рассмотреть проблему первоначала у представителей материализма в античной философии;
рассмотреть проблему первоначала у представителей идеализма;
рассмотреть учение о первоначале философии античных атонистов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности…..4-6
2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности…….7-10
3. Изложите учения о первоначале в философии античных атомистов. Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки…… 11-12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
филиал
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования-
Всероссийского заочного финансово-экономического института
в г.Туле
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему: №6 «Проблемы первоначала в античной философии».
План работы.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности…..4-6
2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности…….7-10
3. Изложите учения о первоначале в философии античных атомистов. Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки…… 11-12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Введение.
Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в конце VII – начале VI веков до н. э. в Греции и просуществовала до V века н. э.
Философия начиналась с поиска ответа на вопрос, уже поставленный до неё в мифологии, - о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.
Первой задачей философского мышления
стало уяснение противоположности
между реальным, существующем по своим
законам миром, космосом и человеком
с его сознанием и волей, т.е.
между объективным и
Цель контрольной работы – изучение вопроса о первоначале всего сущего в античной философии у представителей материализма и идеализма.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
Актуальность контрольной
Материализм (от латинского materialis — вещественный) - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. [9] В вечном споре материализм представляет собой противоположность идеализму. Содержательная конфронтация, борьба между ними составляет ядро нсторико-философского процесса.
В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой.
Первые учения материалистов появились вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах Древней Греции и Древнего Рима в связи с прогрессом в области астрономии, математики и другими естественнонаучными знаниями.
Идея первоначала была
выдвинута первыми греческими философами,
представителями Милетской
Фалес (624 г. – 545 г. до н.э.) первоначалом всего считал воду, находящуюся в беспрерывном движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете, снова превращающиеся в воду. Богам не было места в этом круговороте состояний вечной воды. Землю он представлял в виде плоского диска, плавающей на первоначальной воде. Но материализм Фалеса был еще наивен, и в нем оставалось еще немало мифологических представлений.
Источником происхождения всего сущего Анаксимандр (610 г. – 540 г. до н.э.) полагал некое бесконечное, «нестареющее» начало — апейрон — которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. Причем Анаксимандр утверждает, что вещи обретают свое бытие и состав на время, «в долг», а затем, по закону, в определенный срок, возвращают должное породившим их началам.
Анаксимен (588 г. – 525 г. до н.э.) материальным первоначалом всего сущего считал воздух. Согласно Анаксимену, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни. Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равнофункциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.
Согласно учению Гераклита (540 г. – 480 г. до н.э.) все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.
Анаксагор (500 г. – 428 г. до н. э.) в противоположность милетцам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, гомеомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Гомеомерии Анаксагора не похожи и на атомы в нашем смысле, то есть на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены мясо, дерево и т. п. Гомеомерии, сами по себе лишённые движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом-разумом, и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир.
Эмпедокл (490 г. – 430 г. до н.э.) считал элементами материи («корнями всего сущего») четыре первовещества – землю, воду, воздух и огонь. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Эмпедокл отвергал мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определенных пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня.
Эмпедокл считал движущими силами – любовь (силу притяжения) и вражду (силу отталкивания). Когда любовь преобладает над враждой, все разнородные элементы соединяются и в конце концов сливаются, образуя единый бескачественный шар. При преобладании вражды элементы все более разъединяются, и в конечном итоге мир распадается. Мир Эмпедокла представляет собой, то полное единство, то бессвязную множественность, и это чередование происходит до бесконечности.
Идеализм (франц. idalisme, от греч. ida — идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное - первично, основоположно. А материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 века. [9]
При всём фундаментальном
единстве идеалистического лагеря в
решении основного вопроса
Первыми представителями объективного идеализма в античности были пифагорейцы с их мистикой чисел. Первую целостную идеалистическую систему создал Платон, который считается основателем идеализм вообще. Ее философским ядром является учение об идеях. Платон сознательно противопоставил свою идеалистическую систему материалистическим воззрениям, в особенности воззрениям Демокрита. Дальнейшее развитие идеализм получил в поздней античности у неопифагорейцев и неоплатоников, особенно у Плотина. Субъективный идеализм не нашел в античности систематического выражения. Более или менее заметные идеалистические элементы можно констатировать у Сократа, Аристотеля, перипатетиков и стоиков.
Объективный идеализм признает духовное первоначала вне и независимо от человеческого сознания.[10]
Субъективный идеализм отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. [10]
Объективный идеалист Пифагор (570 г. – 490 г. до н.э.), известный не только, как философ, но и математик, считал, что в основе вещей лежит «число», познать мир — значит познать управляющие им числа. Даже человеческое счастье достигается знанием чисел. Начало всего учил он, единица. Учение Пифагора следует разбить на две составляющие части: научный подход к познанию мира и религиозно-мистический образ жизни, проповедуемый Пифагором.
Сократ (469 г. – 399 г. до н.э.) обратился к анализу человеческого сознания и мыслительной деятельности. Смысл его философского учения состоит в признании действия родовых сущностей в окружающей действительности, реальности универсального разума, разума вообще. «…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения. …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель. [4] Идеи Сократа получили свое дальнейшее развитие в философии Платона.
Главным для Платона (427 г. – 347 г. до н.э.) является мир идей, увенчанный идеей Блага. Мир идей представляет собой не просто царство сущностей, а царство благих сущностей. Платон противопоставил идеальный мир чувственному миру не только как сущность – явлению, но и как благое – злому. Мир идей есть мир подлинного, то есть вечного и неизменного бытия. Антиподом бытия выступает у Платона мир небытия, где властвует не идея, а материя. Материя – источник единичности, вещности, изменчивости, смертности и рождаемости, естественной необходимости, зла и несвободы. Материя, как идея, вечна.
Мир идея Блага, по Платону, первичны даже по отношению к Богам, созерцающим чистые сущности. К «созерцанию умом» этих сущностей приобщаются не только божественные души, но и души, которые когда-то были и еще станут душами смертных. Тем самым Платон показал, сто в человеке, помимо его способности воспринимать окружающий мир и реагировать на него в качестве части самого мира, существует некоторая другая сила какой-то другой природы, благодаря которой осуществляется переход в духовное измерение. Бессмертная душа человека связывает его с сверхчувственным миром идей: «Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа». [5]
Информация о работе Проблемы первоначала в античной философии