Проблемы первоначала в античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – изучение вопроса о первоначале всего сущего в античной философии у представителей материализма и идеализма.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
рассмотреть проблему первоначала у представителей материализма в античной философии;
рассмотреть проблему первоначала у представителей идеализма;
рассмотреть учение о первоначале философии античных атонистов.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности…..4-6
2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности…….7-10
3. Изложите учения о первоначале в философии античных атомистов. Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки…… 11-12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Файлы: 1 файл

к.р. по философии в. 6.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

Объектом критики Аристотеля (384 г. – 322 г. до н.э.) стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего:

  1. формальная причина – сущность бытия, в силу которой вещи каждого определенного рода таковы, каковы они есть. Эти родовые сущности суть «формы»;
  2. материальная причина
  1. первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы, стать всем.
  1. То, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал.
  1. движущая причина – наличие самопроизводительности, самоподвижности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материю.
  1. целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется. Цель – это стремление к своему благу.  

Завершает аристотельскую концепцию  четырех первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей степени  бытия, которое уже не чем не обусловлено, а зависит только от самого себя: «…есть вечная, неподвижная и абсолютная от чувственно воспринимаемых вещей  сущность. [1]

Плотин (204г. – 270 г. до н.э.) высшей ступенью бытия, его субстанцией считал не идеи, как Платон, а божественное Первоединое или Единое, которое может быть определено только как самовладеющее первоначало, лишенное всяких свойств. Первое, что происходит из единого есть Ум. Порожденные Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом. За Единым и Умом следует Душа. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает материю — начало физического и чувственного мира. По Плотину, существуют два вида, две части души: высшая и низшая. Низшая есть (человеческая) природа и обращена к материи (плотности и темноте); высшая есть божественная причастность и обращена к духу (бесконечности и свету).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Изложите учения о первоначале в философии античных атомистов. Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки.

Атомизм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Атом (др. греч. — неделимый) — наименьшая химически неделимая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств. [9]

Термин атомизм употребляется  в двух смыслах. В широком смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая философская школа V-IV веков до н. э., учение которой является самой ранней исторической формой атомизма. [10]

Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом (V век до н. э.) и его учеником Демокритом Абдерским (460 г. – 370 г. до н.э.). Сторонником атомизма был Платон, который считал, что атомы имеют форму идеальных Платоновских тел (правильных многогранников). Метродор Хиосский ( IV век до н.э.) признавал теорию атомов Демокрита, а также пустоты и множественности миров.

Демокрит развивал  учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей. Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

В концепции Демокрита  атом рассматривается одновременно и как материальная причина существования  вещей, и как их сущность, не видимая  зрением, но постигаемая умом.

На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего  объяснялось единство мира — мир  един, так как основу его составляют атомы. Далее, давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер. К концу V в. до н. э. учение атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершала свое развитие и приходила к саморазложению.

 

 

 

 

 

Заключение

На почве античной культуры впервые появились и стали  развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической  математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли  столь важную роль в возникновении  науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась  основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Философское знание в античную эпоху было единым комплексом, включавшим религиозные, этические, эстетические и зарождающиеся естественнонаучные представления о мире. Это, в свою очередь означает, что содержание понятий и категорий, которыми оперирует  практически любая область знания в наше время, было заложено в общих  чертах еще во времена становления  классической греческой цивилизации.

Античные философы искали то, из чего все произошло. Опираясь на существующие к тому времени знания, они старались  заглянуть дальше, – не просто описать  видимые стороны реальности, а  помыслить: что же такое «бытие вообще». Первоначало они искали в самой  природе, не выходя за пределы реального  мира. В античной философии выделилось два подхода к решению задачи о познании мира – материалистический и идеалистический, то есть бытие  определяет сознание или сознание бытие. Всё, что утверждает материализм, отрицается идеализмом и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Аристотель. Соч. В 4 т. Т.1 – М.:Мысль, 1976. – с.311.
  2. Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1999.
  3. Лосев А.Ф. Критика платонизма у Аристотеля (перевод и комментарий XIII-й и XIV-й книги "Метафизики" Аристотеля).  переизд. в кн.: М., 1993.
  4. Лысенко В. Г. Атомизм вайшешиков и атомизм Демокрита (Опыт сравнительного анализа). Древняя Индия. Историко-культурные связи. — М., 1982. 
  5. Платон. Соч. В 3 т. Т.2 – М.:Мысль, 1970. – с.45.    
  6. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд. М.: Политиздат, 1981.
  7. Философия учебник для вузов/под. ред. проф. В. Н. Лавриенко, проф. В. П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  8. Хлебников Г. В. Античная философская теология. — М.: Наука, 2007.
  9. http://bse.sci-lib.com/
  10. http://ru.wikipedia.org/

 


Информация о работе Проблемы первоначала в античной философии