Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 10:38, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучение вопроса о первоначале всего сущего в античной философии у представителей материализма и идеализма.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
рассмотреть проблему первоначала у представителей материализма в античной философии;
рассмотреть проблему первоначала у представителей идеализма;
рассмотреть учение о первоначале философии античных атонистов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности…..4-6
2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности…….7-10
3. Изложите учения о первоначале в философии античных атомистов. Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки…… 11-12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Объектом критики Аристотеля (384 г. – 322 г. до н.э.) стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего:
Завершает аристотельскую концепцию четырех первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей степени бытия, которое уже не чем не обусловлено, а зависит только от самого себя: «…есть вечная, неподвижная и абсолютная от чувственно воспринимаемых вещей сущность. [1]
Плотин (204г. – 270 г. до н.э.) высшей ступенью бытия, его субстанцией считал не идеи, как Платон, а божественное Первоединое или Единое, которое может быть определено только как самовладеющее первоначало, лишенное всяких свойств. Первое, что происходит из единого есть Ум. Порожденные Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом. За Единым и Умом следует Душа. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает материю — начало физического и чувственного мира. По Плотину, существуют два вида, две части души: высшая и низшая. Низшая есть (человеческая) природа и обращена к материи (плотности и темноте); высшая есть божественная причастность и обращена к духу (бесконечности и свету).
Атомизм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Атом (др. греч. — неделимый) — наименьшая химически неделимая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств. [9]
Термин атомизм употребляется в двух смыслах. В широком смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая философская школа V-IV веков до н. э., учение которой является самой ранней исторической формой атомизма. [10]
Атомизм был создан представителями досократическо
Демокрит развивал учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей. Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».
В концепции Демокрита атом рассматривается одновременно и как материальная причина существования вещей, и как их сущность, не видимая зрением, но постигаемая умом.
На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира — мир един, так как основу его составляют атомы. Далее, давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер. К концу V в. до н. э. учение атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершала свое развитие и приходила к саморазложению.
Заключение
На почве античной культуры
впервые появились и стали
развиваться категории научного
мышления, велик вклад античности
в развитие астрономии, теоретической
математики. Именно поэтому античная
философия и наука сыграли
столь важную роль в возникновении
науки нового времени, развитии техники.
В целом же культура античности явилась
основой для дальнейшего
Философское знание в античную
эпоху было единым комплексом, включавшим
религиозные, этические, эстетические
и зарождающиеся
Античные философы искали то, из чего все произошло. Опираясь на существующие к тому времени знания, они старались заглянуть дальше, – не просто описать видимые стороны реальности, а помыслить: что же такое «бытие вообще». Первоначало они искали в самой природе, не выходя за пределы реального мира. В античной философии выделилось два подхода к решению задачи о познании мира – материалистический и идеалистический, то есть бытие определяет сознание или сознание бытие. Всё, что утверждает материализм, отрицается идеализмом и наоборот.
Список используемой литературы.
Информация о работе Проблемы первоначала в античной философии