Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:16, реферат
В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V–ХV вв. Однако по отношению к философии такая датировка не совсем корректна. Средневековая европейская философия — это христианская философия. Христианская же философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы разрабатывали свои идеи во II в. н. э. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители — апологетами, поскольку их сочинения были направлены на защиту и оправдание христианского вероучения.
1. Введение.
2. Проблема существования Бога и познания его сущности.
3. Проблема соотношения знания и веры.
4. Соотношение единичного и общего в полемике реализма и номинализма.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Учение Фомы о возможности гармонического сочетания разума и веры включало в себя следующие положения:
Между методами познания с помощью веры и с помощью разума есть много общего, есть сходство:
- и вера и разум познают один и тот же предмет – Бога и созданный им мир;
- оба метода познания
– вера и разум – не исключают,
- оба источника наших знаний созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование.
Сходство между этими способами познания не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия :
- вера принимает истину,
прежде всего истину о
- разум же постоянно
колеблется, сомневается в правильности
добытых им истин, ищет
Поэтому, вера выше разума; это
«божественный, сверхъестественный свет»,
непосредственно исходящий
Такова была концепция
Конечно, с современной точки зрения эти доказательства не являются безупречными. Так, современная научная философия полагает, что источник движения существует не вне вещей, как полагал Фома, а в них самих, в виде присущих каждой вещи внутренних противоречий, источником всех существующих в мире законов является не Бог, а то всеобщее, существенное, необходимое, повторяющееся, что имеется в самих вещах и связях между ними. Но главная слабость этих доказательств, которую подметили философы уже в Новое время, состоит в том, что все они являются лишь доказательствами рассудочного, абстрактно-логического характера. Среди них нет ни одного, которое подкрепляло бы бытие Бога эмпирически, т. е. ссылками на свидетельства очевидцев из более или менее близкого прошлого.
Тем не менее, доказательства бытия Бога, приведенные Аквинатом, долгое время представлялись для верующих людей убедительными. Они постоянно используются христианской Церковью и поныне, поскольку более убедительных доказательств бытия Бога так и не было найдено.
Соотношение единичного и общего в полемике реализма и номинализма.
Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса.
Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в чел. разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.
Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.
Согласно концепции
Для средневековой философии очень характерны два течения: реалисты и номиналисты.В то время слово "реализм" не имел ничего общего с современным значением этого слова.
Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.
Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они необладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, люди так считаем). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека.
Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса
Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
Можно выделить следующие
основные черты средневековой
- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
-
изучению самого по себе
-
господствовали догматы (
-
сглаживается противоречие
-
человек выделялся из природы
и объявлялся творением Бога,
стоящим над природой (подчеркивалась
божественная сущность
-
провозглашался принцип
-
выдвигалась идея о
-
выдвигался догмат о спасении
окружающего мира и
-
мир считался познаваемым
Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она:
-
стала связующим звеном между
античной философией и
-
сохранила и развила ряд
-
способствовала расчленению
-
способствовала разделению
-
положила начало появлению в
будущем эмпирического (Бэкон,
Гоббс, Локк) и рационалистического
(Декарт) направлений философии как
результатам соответственно
-
пробудила интерес к
-
выдвинула идею оптимизма,
Список использованной литературы
1.Бучило, Н.Ф Философия в двух частях. Часть 1: История философии. [Текст]: учебник / Н.Ф. Бучило, В.И. Кириллов и др. – М.: Юристъ, 2002. - 307 с.
2. Малышевский, А.Ф История
3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. [Текст]: учебник / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 2003. – 358 с.
4. Шаповалов В.Ф. Основы
5. В.А. Канке. Философия.
Исторический и
6. Основы философии: Учебное пособие для вузов. /под ред. Попова Е.В./. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
7. История философии: Учебное пособие для вузов / А.Н. Волкова, В.С. Горнев и др.; под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: «Издательство ПРИОР», 1997. – 464 с
Информация о работе Проблемы соотношения веры и разум философии средневековья