Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:21, реферат
Всем известно, что человек является высшей ступенью развития живых организмов на Земле, субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Человек обладает сознанием, что в первую очередь отличает его от животных. Человеку необходимо находиться в обществе. Именно в социуме человек развивается, общается, используя речевой аппарат. Тем самым под влиянием мыслительной деятельности сознание человека становится активным.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1: Понятие сознания и его характеристика.……………….............5
Глава 2: Проблемы сознания в истории философии и основные подходы к их изучению…..8
Заключение…………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………..15
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА.
Кафедра «Философии».
Реферат на тему:
«Проблемы сознания в истории философии».
Выполнила студентка:
факультета дистанционного обучения
2 курса, группы 305-Б
У.А. Павленко
Проверил преподаватель:
к.ф.н., доцент З.В. Безвесельная
Москва, 2012г.
План:
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Понятие сознания и его характеристика.……………….........
Глава 2: Проблемы сознания в истории философии
и основные подходы к их изучению…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Всем известно, что человек является высшей ступенью развития живых организмов на Земле, субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Человек обладает сознанием, что в первую очередь отличает его от животных. Человеку необходимо находиться в обществе. Именно в социуме человек развивается, общается, используя речевой аппарат. Тем самым под влиянием мыслительной деятельности сознание человека становится активным.
Ежедневно мы сталкиваемся с такими понятиями, как «сознание», «самосознание», «индивидуальное сознание» и т.п., все это виды сознания, но очень редко кто вдумывается в значение этих слов. Сознание, как определенная категория, вызывает интерес для изучения. Этим вопросом занимаются в разных науках, например в психологии, социологии и др., поэтому нельзя отнести категорию «сознание» только к философии. Я считаю, правильное научное понимание сознания и значения его в жизни общества важно для каждого человека, в первую очередь для формирования его научного мировоззрения. Поэтому темой своего реферата я взяла проблемы сознания в философии. Мне хочется попробовать разобраться и уяснить для себя некоторые аспекты в этом сложном вопросе.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, очевидна. Всем известно, что в процессе становления философии, как науки вопрос сознания постоянно затрагивался. На этот счет существует немало мнений, концепций, учений.
Истоки этого вопроса мы можем найти в учениях древних философов. Таких как Декарт, Платон, Сократ и других.
Цель: расширение и углубление имеющихся знаний о феномене сознания с точки зрения философии.
Для достижения поставленной цели я перед собой ставлю следующие задачи:
Изучить литературу по соответствующей теме;
Итак, перейдем к основной части работы.
Глава 1. Понятие «сознание» и его характеристики
Прежде всего, я считаю вполне логичным разобраться с понятием сознания. Что же это такое? В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и ненаучными знаниями. Без выяснения места и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной картины мира.
Дадим более точное, научное определение, сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Итак, сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком.
В психологии, сознание — это форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.
Можно заметить, что определения
с философской стороны и
Рассмотрим некоторые сложившиеся концепции сознания, сохранившие свое значение в современной культуре.
Объективно-идеалистическая инт
Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).
Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б.Спинозы.
Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно - результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII – начале XIX века в связи с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт.
Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства – полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.
Диалектический материализм рассматривает сознание как сложный, внутренне противоречивый феномен единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.
Все шесть рассмотренных концепций содержат в себе долю истины в понимании природы сознания, имеют своих сторонников, достоинства и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов на другие и потому имеют равные права на существование в рамках философского знания.
Глава 2. Проблемы сознания в истории философии и основные подходы к их изучению
Какие же проблемы сознания существуют? Попробуем разобраться. Существуют различные историко-философские толкования проблем сознания. В зависимости от того, какого мировоззрения придерживались в ту или иную эпоху, менялось и понимание сознания.
В античности (космоцентризм) внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, они существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума. Здесь нет сосредоточения на своем внутреннем мире. Открывается только одна сторона сознания - направленность на объект.
В средние века (теоцентризм) благодаря культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении для общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, а значит и способность к самоанализу и самоконтролю.
Сознание в средневековье - это, прежде всего, знание о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и слияние с богом. Сознание - это центр между первым и вторым. То есть сознание - это способность воспроизводить переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожестве человека.
В Новое время (антропоцентризм) человек, отказавшись от Бога, хочет быть царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случалось в мире.
Рене Декарт говорил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит - существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, то есть является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, оно максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, так как сознание тождественно предметному миру.
Итак, постепенно перейдем к основным подходам проблем сознания. На сегодняшний день известны следующие подходы:
Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:
Во-первых, головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
Во-вторых, сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;
В-третьих, человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;
В-четвертых, медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).
Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания, то есть образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы. А также сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать». И последнее, что никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит, ни образов, ни мыслей оперируемого человека).
Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся объективный идеализм, умеренный материализм.
Объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
Умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка, зрения, наиболее распространенная в российской философии.