Проблемы сознания в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:21, реферат

Описание работы

Всем известно, что человек является высшей ступенью развития живых организмов на Земле, субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Человек обладает сознанием, что в первую очередь отличает его от животных. Человеку необходимо находиться в обществе. Именно в социуме человек развивается, общается, используя речевой аппарат. Тем самым под влиянием мыслительной деятельности сознание человека становится активным.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1: Понятие сознания и его характеристика.……………….............5
Глава 2: Проблемы сознания в истории философии и основные подходы к их изучению…..8
Заключение…………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 Нельзя не упомянуть о трех главных точках зрения на вопрос о происхождении сознания:

1. божественное;

2.присуще всей живой  природе;

3. присуще только человеку.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания.

Можно выделить три основополагающие из их числа:

- сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

- сознание присуще всем живым организмам;

- сознание – свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения  сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

    • теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
    • теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
    • теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
    • теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с разделением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени  присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а  самый высокий уровень сознания имеет человек.

Таким образом, можно сказать, что разнообразие интерпретаций сознания связано, в первую очередь, с вопросом о природе сознания и обоснованием его содержания. Сознание формируется в результате естественно - исторической эволюции материи. Субстратом сознания является сложно структурированный мозг. Вне мозга, способного обрабатывать информацию не только для приспособления к действительности, но и к ее преобразованию, сознание не возникает, и существовать не может.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что проблема сознания актуальна и по сей день. Не смотря на то, что этот феномен рассматривался в разные времена, в разных науках с различных точек зрения до конца он не изучен. За всю историю развития философии создавалось много концепций о сознание, одни опровергали другие, каждый философ хотел найти исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, кто - то находил, кто - то нет. Сегодня мы имеем возможность познакомиться с трудами этих философов и попытаться для себя ответить на вопрос, в чем же проблемы сознания.

Я могу с уверенностью сказать, что вопросов возникает гораздо больше, чем имеется ответов. Но, пока на планете существуют живые существа, эта тема будет изучаться. И возможно, когда-нибудь, мы сможем до конца понять, что такое сознание, каким законам оно подчиняется, и почему оно неотделимо от нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 

    1. Кохановский В. П. Философия, Феникс, М., 2003г.
    2. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии. 1990, № 10.
    3. Андрейченко Г.В., Грачева В.Д. Философия, электронный ресурс.

Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/andreychenko_filosofija/03.aspx Дата: 22.10.2012.

 




Информация о работе Проблемы сознания в истории философии