Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:53, реферат
Одним из дискуссионных вопросов, встающих при изучении философии, является вопрос о возникновении, генезисе философии. Философия существовала не всегда. Был исторический период, когда философии не было. В частности, период первобытности и самых ранних цивилизаций можно назвать дофилософской эпохой в духовном развитии человечества. Но что же существовало до философии, и из чего она возникла? Мировоззрение возникло намного раньше философии, по сути, вместе с появлением человечества.
Одним из дискуссионных вопросов, встающих при изучении философии, является вопрос о возникновении, генезисе философии. Философия существовала не всегда. Был исторический период, когда философии не было. В частности, период первобытности и самых ранних цивилизаций можно назвать дофилософской эпохой в духовном развитии человечества. Но что же существовало до философии, и из чего она возникла? Мировоззрение возникло намного раньше философии, по сути, вместе с появлением человечества.
Основным видом предфилософского мировоззрения была мифология, тесно связанная с религиозными представлениями. Мифология была наивной попыткой объяснить различные явления, исходя из относительно скудного уровня знаний об окружающем мире. В мифологии уже сильна была тенденция к поиску ответа на вопрос: «Почему? По какой причине нечто происходит, существует?». Как правило, все процессы и явления объяснялись действием персонифицированных в качестве богов и духов сил природы (анимизм). Природа как бы очеловечивалась в сознании людей.
Мифологическое объяснение следовало просто усвоить, поскольку оно передавалось по традиции, и не оспаривать его истинность. Как правило, мифы повествовали о сакральных (священных) временах, объектах и силах, которые оказывали преобладающее влияние на происхождение и устройство мироздания. Сакральному противопоставлялось профанное, т.е. обыденное, повседневное, несвященное. От сказок мифы отличались тем, что к ним было принципиально иное отношение как к серьёзному знанию о священном, в то время как сказки слагались ради забавы – доверия к излагаемому в сказках не испытывали.
Конечно же, основным вопросом, который должна была объяснить мифология, был вопрос о происхождении мира. Следовательно, большое место в общем своде мифов составляют так наз. космогонические мифы, повествующие о происхождении мира, богов и людей. Боги, как правило, не существовали извечно, а появлялись в результате соединения мировых стихий или первоначал, то есть они моложе мироздания вообще. Таким образом, мифология уже в глубокой древности ставила основные мировоззренческие вопросы о происхождении и бытии мира, что позже было позаимствовано философией. Мифологией же была задана и тенденция к объяснению всего сущего, поиску причины.
Однако не только мифология была
предтечей возникновения
Соединение мифологических воззрений
и реальных, практических знаний обусловило
появление философии как
Итак, от мифологии философия заимствует
стихийную постановку глобальных мировоззренческих
вопросов, а от элементов формировавшихся
научных знаний – накопление сведений
об окружающем мире и развитие познавательных
возможностей и рационального метода
мышления. Это взаимодействие и предопределило
развитие философии. Философия наследует
от мифологии установку на решение
мировоззренческих вопросов, а от
интеллекта, развитого решением практических
задач, - установку на решение их
логическими средствами. В результате
обнаружилось противоречие между основанным
на эмоционально-образном и нерациональном
воображении мировоззрением и начатками
трезвого научного мышления, между
фантазией в мифологии и
Весьма популярной является точка зрения немецкого философа Карла Ясперса, связывающего возникновение философии с введённым им понятием «осевое время», под которым он имел в виду период 800 – 200 гг. до н.э. В «осевое время», согласно Ясперсу, расширились мировоззренческие горизонты человечества, люди научились выделять себя из мироздания, задумываться о смысле своего существования. «Осевое время» - период, которому человечество обязано открытием духовного мира личности, появлением развитых религиозных систем и философии. Как писал Ясперс: «В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью». Деятельность Будды, Лао-Цзы и Конфуция, Фалеса и Пифагора разворачивалась именно в «осевое время», благодаря их деятельности и возникла философия в разных странах независимо друг от друга.
Однако философия возникла не везде, в некоторых культурах рациональное знание не смогло вытеснить мифологию. Такими, в частности, являлись Египетская, Вавилонская и Иудео-палестинская культуры. Религиозное мировоззрение там сумело удержать лидирующие позиции, несмотря на достаточно высокий уровень научного знания, не противоречащий, однако, его нормам. Философия возникла первоначально лишь в трёх культурах, причём независимо друг от друга: в Индии, Китае и Греции. Отсюда берут начало три типа философствования, которые практически (до 19 в.) не взаимодействовали между собой.
Весьма распространённой точкой зрения при исследовании возникновения философия является европоцентризм, т.е. такая позиция, которая считает исключительно Европу (и шире – западную цивилизацию) носителем философского сознания. Таких воззрений придерживался, в частности Э. Гуссерль. Представители европоцентризма полагают, что родиной философии можно считать исключительно Грецию, что философия является духовным образованием, имеющим исток в особенностях мировоззрения и укладе жизни античной культуры. На Востоке же то, что привычно называют философией связано с религиозными учениями (Индия), с обыденной мудростью или искусством управления государством (Китай). Однако критики европоцентризма упрекают его сторонников в принижении культур Востока и в стремлении подверстать многообразие всех культур под европейский стандарт. Нам представляется, что при всех специфических отличиях восточной мысли от европейской в целом ряд восточных учений вполне может быть признан философскими, поскольку они также решали проблемы, сходные с теми, которые стояли перед античными философами, и делали это, опираясь на рациональные, логические средства.