Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:57, контрольная работа
Целью данной работы являются раскрытие понятий прогресса и регресса, характеристика основных научных теорий прогресса и регресса, а также освещение их диалектического соотношения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие прогресса в истории философии.
2. Раскрыть понятие регресса в истории философии.
3. Проанализировать диалектическое соотношение прогресса и регресса.
Введение……………………………………………………………………….. 2
Глава I. Понятие прогресса в истории философии…………………………. 4
Глава II. Понятие регресса в истории философии………………………….. 16
Глава III. Диалектическое соотношение прогресса и регресса...................... 21
Заключение……………………………………………………...…………...… 29
Список использованной литературы………………………………………… 31
Долог и тернист путь человечества. От первобытного стада до современных социальным систем, от каменного рубила до использования энергии атома, автоматики, электроники и информатики, от стойбища вокруг костра и шалаша до современных гигантских городов, от бродячих сообществ дикарей до великих наций, от примитивных знаний, переплетенных с мифологическими вымыслами, до глубоких и изощренных теорий...
В XIX веке в прогрессе действительно видели путь к лучшему для человечества. Современное разочарование в прогрессе в первую очередь вызвано обманутыми надеждами: прогресс технологии обернулся экологическими бедами и опасностью физической гибели человечества (оружие массового поражения, катастрофы на АЭС), социальные эксперименты привели к чудовищным жертвам и созданию вырождающихся тоталитарных обществ.
Солидарность объединяет
народы и способствует их прогрессу:
разумный смысл человечества не может
заключаться в бесконечном
В XX в.
появились социологические
Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер, который писал: "Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей".
Заключение
Если сделать выводы по данной теме, то можно сказать, что прогресс и регресс — это наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития.
Прогресс — тип развития общественных систем или человечества в целом, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса - движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. Прогрессивное развитие общества в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов.
Будучи диалектически
противоположными, прогресс и регресс
связаны между собой
Диалектическое соотношение прогресса и регресса проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений. Понятие прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного прогресса, его цель — человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.
В качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, то есть действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется регрессом. О прогрессе и регрессе можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам. И наоборот, изменение в прогрессивном направлении какой-либо подсистемы автоматически не влечет за собой прогресса системы в целом.
Список использованной литературы
1 Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 2-изд. М.: Гардарики, 2008. – 486 с.
2 История философии: Учебник для вузов / под ред. Кохановского В. П. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2005. – 731 с.
3 Философия: Учебник/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.
4 История философии: Учебник для вузов / под ред. Кохановского В. П. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2005. – 731 с.
5 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 800 с.
6 Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 2-изд. М.: Гардарики, 2008. – 486 с.
7 История философии: Учебник для вузов / под ред. Кохановского В. П. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2005. – 731 с.
8 Философия: Учебник/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.
9 Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 2-изд. М.: Гардарики, 2008. – 486 с.
10 История философии: Учебник для вузов / под ред. Кохановского В. П. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2005. – 731 с.
Информация о работе Прогресс и регресс. Их диалектическое соотношение