Прогресс и регресс. Их диалектическое соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы являются раскрытие понятий прогресса и регресса, характеристика основных научных теорий прогресса и регресса, а также освещение их диалектического соотношения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие прогресса в истории философии.
2. Раскрыть понятие регресса в истории философии.
3. Проанализировать диалектическое соотношение прогресса и регресса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 2
Глава I. Понятие прогресса в истории философии…………………………. 4
Глава II. Понятие регресса в истории философии………………………….. 16
Глава III. Диалектическое соотношение прогресса и регресса...................... 21
Заключение……………………………………………………...…………...… 29
Список использованной литературы………………………………………… 31

Файлы: 1 файл

контрольная Философия.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Долог и тернист путь человечества. От первобытного стада до современных социальным систем, от каменного рубила до использования энергии атома, автоматики, электроники и информатики, от стойбища вокруг костра и шалаша до современных гигантских городов, от бродячих сообществ дикарей до великих наций, от примитивных знаний, переплетенных с мифологическими вымыслами, до глубоких и изощренных теорий...

В XIX веке в прогрессе действительно видели путь к лучшему для человечества. Современное разочарование в прогрессе в первую очередь вызвано обманутыми надеждами: прогресс технологии обернулся экологическими бедами и опасностью физической гибели человечества (оружие массового поражения, катастрофы на АЭС), социальные эксперименты привели к чудовищным жертвам и созданию вырождающихся тоталитарных обществ.

Солидарность объединяет народы и способствует их прогрессу: разумный смысл человечества не может  заключаться в бесконечном порождении борющихся, враждующих, воюющих государств, соперничающих в величине и разрушительной силе и пожирающих друг друга, используя все более смертоносное оружие10.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи "конца истории", глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

Одну  из точек зрения по вопросу о прогрессе  выдвинул философ и социолог Карл Поппер, который писал: "Если мы думаем, что история прогрессирует или  что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей".

 

 

Заключение

 

Если сделать выводы по данной теме, то можно сказать, что прогресс и регресс — это наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития.

Прогресс — тип  развития общественных систем или человечества в целом, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса - движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. Прогрессивное развитие общества в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов.

Будучи диалектически  противоположными, прогресс и регресс  связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях.

Диалектическое соотношение  прогресса и регресса проявляется  и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений. Понятие прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного прогресса, его цель — человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

В качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, то есть действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называется регрессом. О прогрессе и регрессе можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам. И наоборот, изменение в прогрессивном направлении какой-либо подсистемы автоматически не влечет за собой прогресса системы в целом.

 

Список использованной литературы

 

  1. Гриненко Г.В. История философии: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 488 с.
  2. Гуревич П.С. Философия. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2003. – 232 с.
  3. История философии: Учебник для вузов / под ред. Кохановского В. П. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2005. – 731 с.
  4. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 2002. – 288 с.
  5. Ненашев М.И. Философия. Лекционный курс: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Издательство "Знание", 2002. – 266 с.
  6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 800 с.
  7. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 2-изд. М.: Гардарики, 2008. –  486 с.
  8. Философия: Учебник/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.
  9. Фролов И. Т. Введение в философию.- М., 2002. –  432 с.

 

 

1 Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 2-изд. М.: Гардарики, 2008. – 486 с.

2 История философии: Учебник для вузов / под ред. Кохановского В. П. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2005. – 731 с.

3 Философия: Учебник/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.

4 История философии: Учебник для вузов / под ред. Кохановского В. П. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2005. – 731 с.

5 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 800 с.

6 Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 2-изд. М.: Гардарики, 2008. – 486 с.

7 История философии: Учебник для вузов / под ред. Кохановского В. П. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2005. – 731 с.

8 Философия: Учебник/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 520 с.

9 Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 2-изд. М.: Гардарики, 2008. – 486 с.

10 История философии: Учебник для вузов / под ред. Кохановского В. П. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2005. – 731 с.


Информация о работе Прогресс и регресс. Их диалектическое соотношение