Происхождение и сущность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Антропосоциогенез: это одновременное возникновение человека и общества как единый процесс.

Антропогенез — это процесс формирования человека от антропоида (исходного предкового вида) к человеку разумному.

Видимым результатом антропосоциогенеза является трудовая деятельность.

Файлы: 1 файл

ФиласофияШ(контрольная работа).docx

— 53.94 Кб (Скачать файл)

 

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

 

 

Понятие «природа» имеет два основных значения: широкое и узкое. Природа в широком смысле — это базовая форма бытия, весь существовавший до человека многообразный мир и сосуществующий с ним сейчас.

 

Это означает следующее:

 

• природа существует вечно и независимо от сознания в его гносеологическом аспекте, она и существовала и тогда, когда не было и человека и поэтому никем не создана;

 

• природа бесконечна, и, следовательно, вне природы ничего не существует;

 

• природа изменяется благодаря естественным причинам и законам, присущим ей самой и поэтому она не управляется никакими сверхъестественными силами.

 

Природа бесконечно многообразна. Но ее конкретные формы различаются между собой, относительно самостоятельны. Чаще всего выделяют живую и не живую природу, которая определяется через диалектическое соотношение друг с другом.

 

В узком понимании природой считается естественная среда обитания людей — та часть материи, которая изучена, воспринимается, осознается и используется обществом для своей жизнедеятельности.

 

Человек как биосоциодуховное существо:

 

Каждый человек кристализует в себе все то, что накоплено человечеством в течении веков путем взаимодействия следующих факторов:

 

1) Механизм биологической наследственности, который проявляется в том, что  генетическим путем человек наследует  строение тела, структуру мозга, некоторые особенности нервной  системы, потенциальные способности (задатки) и патологии.

 

2) Социализация, то есть приобщение  к обществу и его культуре. В ходе этого процесса биологические  параметры перерабатываются конкретным  воздействием на индивида совокупностью  трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций и так далее. В результате  изначальные биологические потребности  приобретают уровень осознания (так  появляется интерес и ценность) и удовлетворения (возникает целеполагание  и выбор средств), то есть окультуренный  уровень.

 

3) Самостоятельная активность духовного  мира человека.

 

Роль социального и биологического факторов в жизни человека:

 

С одной стороны, развитие и смерть человеческого организма подчиняется законам живой природы, то есть человек в этом смысле является биологическим существом, частью природы.

 

А с другой стороны, не это делает человека человеком, а его социальная сущность, выраженная посредством культуры. Это позволяет рассмотреть человека не только как более совершенную форму живого, но и как нечто выходящее за его пределы, ибо человек способен не только отражать окружающий мир и приспосабливаться к нему, как это делают животные и растения, но и способен познавать мир, сознавать свои потребности, ставить цели, конструктивно и творчески изменять действительность. Отсюда следует также, что социальная составляющая играет большую роль в становлении человека лишь через преломление духовной жизни человека и культуры как формы бытия.

 

Однако определяющая роль социального фактора не означает игнорирование биологической природы человека. Напротив, в эпоху научно-технической революции эта проблема наиболее актуальна. Об этом свидетельствуют появление новых наследственных болезней, мутации и патологии в наследственности, происхождение под воздействием вредных веществ, попытка радикальной перестройки генотипа человека.

 

Диалектика природного и социального в человеке:

 

Природное и общественное в значительной мере сопроницают друг друга, и нигде, ни в пространстве, ни во времени, не существует абсолютной, строго однозначной границы между ними.

 

Во-первых, с одной стороны, в создаваемой человеком «искусственной природе» продолжают действовать все те же естественные законы. И чем более «искусственен» производимый человеком продукт, тем более широкая сфера естественных законов вовлекается в сферу производственной деятельности, а с другой стороны, эти естественные законы используются «не так как в природе».

 

Во-вторых, в процессе общения человека и природы происходит «очеловечивание» природного предмета. Окружающие вещи становятся общественно значимыми, наделяются целым рядом специфически социальных, культурных характеристик приобретают смысл и значение, становятся воплощением различных способностей и возможностей человека, служат орудием и объектом его потребностей. То есть вещная форма предмета становится носителем его общественного содержания.

 

Граница между природным и общественным в человеке не совпадает с рубежом между первозданно-естественным и «искусственным», — она проходит в совершенно иной плоскости — в плоскости культуры.

 

ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

 

 

Культура (по роли и месту в системе бытия) — это образуемая человеческой деятельностью интегративная форма бытия, связующая в единое целое природу, общество, человека.

 

Культура (по механизму функционирования) — это духовно — практическое освоение действительности, основанное на получении знаний о мире, его оценке и проектировании, на формировании способностей и умений творчески и репродуктивно осуществлять материальную, духовную и художественную деятельность.

 

Культура (по своей сущности) — это специфический, а именно внебиологический способ жизнедеятельности человека.

 

Понятие «культура» родилось в древнем Риме как противоположность понятию «натура» — то есть природа. Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное».

 

Генезис и функции культуры

 

 

Цели деятельности человека, созидающего культуру:

 

1. Удовлетворение потребностей  его реального бытия, новыми, неизвестными  предкам человека способами и  «создание» новых внеприродных  потребностей.

 

2. Передача накапливаемого опыта  внебиологическими средствами.

 

3. Сближение человека с человеком  в расширяющихся пределах объединяющих  их коллективов.

 

Указанные цели органично «формируют» три подсистемы культуры: материальную, духовную и художественную. Во всех трех мы наблюдаем сходный механизм функционирования: опредмечивание, предметное бытие, распредмечивание и общение. Культура имеет свои подсистемы — субкультуры (культуры отдельных групп). Элитарной культуре противостоит массовая культура.

 

Распредмечивание — это вычленение в объекте идеального (духовного, внутреннего) и перевод его в свою субъективную реальность. Примером может быть чтение книги, просмотр кинофильма, наслаждение природой и т. д.

 

Опредмечивание — это воплощение своего идеального (духовного, внутреннего, субъективного) в каком-либо предмете, тексте, философской системе художественном произведении и т. д. На любой из этих объектов как бы наслаиваются смыслы, символы, ценности, цели, интересы, нормы, чувства людей.

 

Формы материальной предметности культуры:

 

1) человеческое тело, как выражение  жизни духа человека;

 

2) техническая вещь, как носительница  духовного смысла;

 

3) социальная организация, как опредмеченное  бытие общественных отношений. Все  они воплощают в себе утилитарное, социальное, эстетическое и игровое  значения.

 

Распредмечивание предметных форм материальной культуры происходит в ходе их использования, потребления, что одновременно приводит к формированию ненаследуемых биологически умений пользоваться этими вещами.

 

Формы духовной предметности культуры:

 

знания, нормы, ценности и проекты.

 

Их особенность состоит в том, что материальная форма их воплощения приобретает знаково-символический характер, и тем самым возникает система языков культуры. Другая особенность духовной культуры состоит в высокой степени слитности опредмечивания, распредмечивании и общения, что позволяет говорить о многоплановом процессе духовного «присвоения».

 

Форма предметности художественной культуры — это

 

воплощенный художественный образ.

 

Художественный образ представляет особый тип образности.

 

1. Он рождается в воображении  художника и вызревает там, выращивается  и, благодаря воплощению в произведении  искусства, переносится в воображение  зрителя, читателя, слушателя.

 

2. Порождаемый творческой деятельностью, в которой слиты познания, ценностное  осмысление и проектирование, вымышленной  и настоящей реальности, он несет  в своем содержании все эти  три начала в слитном и нерасторжимом  единстве.

 

3. В художественном образе происходит  интересная метаморфоза: он из  объекта художника становится  специфическим субъектом, квазисубъектом, то есть живет, хоть и мнимой, но своей жизнью.

 

4. Подлинное предметное бытие  художественная деятельность обретает  не в самих образах, а в образах, воплощенных в произведениях  искусства. Только через них художник  вступает в общение со зрителями  — читателями — слушателями, которые осуществляют распредмечивание  предметов художественной культуры. Это происходит как восприятие  произведений искусства, то есть  одновременно созерцание, переживание, понимание, творческое воссоздание  в воображении, наслаждение и  радость.

 

Культура и творчество

 

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания

 

субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Выдвижение идеи является важнейшим в процессе творчества. Результат творческой деятельности, отличающийся принципиальной новизной называется новацией, креативом.

 

Виды и функции творчества

 

 

Творчество и игра

 

Йохан Хейзинга (1872–1945) известен своей работой «Homo ludens» («Человек играющий»), в которой он защищает тезис об игровом характере культуры. Игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру — таков лейтмотив концепции Хейзинги.

 

Представления о совершенном человеке в различных культурах

В ранней древнегреческой философии господствовало представление о человеке как о микрокосмосе, то есть составной части некоего предданного объективного бытия: космоса, природы, логоса, вечных идей и сущностей. Соответствующими были приоритеты рассмотрения философских проблем.

 

Софисты и Сократ начинают рассматривать человека как творчески активную и самодеятельную личность.

 

В дальнейшем у Платона и Аристотеля человек опять стал играть подчиненную роль в различных объективных системах. И, следовательно, главное средство нравственного развития индивида эти философы видели в его социализации, то есть в приобщении к коллективу, обществу.

 

В период эллинизма (IV в. до н. э. — V в. н. э.) интерес философии вновь сосредоточился на жизни отдельного человека. Условием добродеятельной и счастливой жизни Эпикур и стоики считают теперь освобождение человека от власти внешнего мира (особенно от политической сферы общества).

 

В целом в период античности человек мыслился как часть Вселенной, как малый мир, микрокосмос. Совершенный человек, соответственно, это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Ведь в этом случае обретается подлинное счастье и/или невозмутимость духа. Человек уже не является пешкой в неведомой игре, а становится актером, талантливо играющим роль, предложенную ему Судьбой. Участие в драме жизни — участь героев: во-первых, необходимо уметь победить врагов как внешних, так и внутренних; во-вторых, мужественно принять неизбежное.

 

В христианской культуре человек полностью зависит от Бога, единственного подателя жизни во Вселенной. Первый человек Адам, нарушив Божий закон любви, отделил себя от Жизни. И поэтому, следуя за Христом, человек распинает силой Божией свои грехи, тем самым освобождаясь от власти беззакония и смерти. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Таким образом, благодаря Христу человек становится личностью.

 

В эпоху Возрождения появляется представление о могуществе человека и божественной силе его интеллекта, посредством которого он может господствовать над природой. Человеческому разуму были предписаны все способности Логоса, Бога: постигать истину, целеполагать, системосозидать, упорядочивать хаос эмпирического бытия, конституировать мир явлений и т. д. Совершенный человек этой эпохи — это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь.

 

В XVII веке выдвигаются идеи фатального подчинения человека различным видам всеобщности и закономерности. Свобода представлялась только как познание объективных законов жизни.

 

В конце XVIII века И.Кант попытался освободить человеческое бытие от объективизма, как идеалистического, так и материалистического. Он решил утвердить человека в качестве автономного первоначала. И в результате своих рассуждений И. Кант приходит к выводу, что человек как часть чувственного мира подчинен причинной закономерности, но как носитель духовного начала он свободен и примыкает к сверхчувственному миру высших нравственных ценностей.

 

Постепенно кантовский субъективизм через учения И. Фихте и Ф Шеллинга трансформируется в объективный идеализм Г. Гегеля, у которого личное в человеке становится лишь некоторым преходящим моментом в абстрактно-логическом процессе абсолютной идеи.

Информация о работе Происхождение и сущность человека