Происхождение и сущность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Антропосоциогенез: это одновременное возникновение человека и общества как единый процесс.

Антропогенез — это процесс формирования человека от антропоида (исходного предкового вида) к человеку разумному.

Видимым результатом антропосоциогенеза является трудовая деятельность.

Файлы: 1 файл

ФиласофияШ(контрольная работа).docx

— 53.94 Кб (Скачать файл)

 

После Г. Гегеля философия выдвигает различные учения, противостоящие идеалистическому объективизму и натуралистическим взглядам на человека. Ведущими становятся индивидуалистические концепции человека С. Кьернегора и Ф.Ницше, материалистическая концепция Л. Фейербаха, которая рассмотрела человека во всей полноте его индивидуального бытия, но в отрыве от конкретных общественных связей, от окружающих условий жизни.

 

В это время свою философскую антропологию создают К. Маркс и Ф. Энгельс. Человек рассматривается ими как деятельный, активный человек конкретного общества. С одной стороны, трудовая деятельность человека становится основой общественных отношений, а с другой — его сущностью является ансамбль, совокупность всех этих общественных отношений. Человек в рамках эксплуататорского общества предстает как отчужденный человек, отстраненный, в большинстве своем от собственности, творчества, истинной человеческой деятельности и своей сущности. Их обретение становится равнозначным устранению отчуждения и получению свободы.

 

Научное миропонимание ХХ в. включает в себя объяснение Вселенной и человека путем использования эмпирических наблюдений и общих логических операций для построения теоретической модели мира в целом на основе принципа натурализма. Ориентация на последний привела к крушению антропоцентризма. Согласно естественнонаучному направлению, мир сам по себе не имеет разумности и цели, нравственное существование человека в нем возможно лишь на основе мыслящего самосознания, призванного во мгле бытия «собою заменять свет звезд». Человек, вынужденный искать опору лишь в себе, теряет ориентацию и единство самопонимания (Х. Ортега-и-Гассет, Э. Кассирер, М. Шелер и др.). Так, в экзистенциализме А. Камю преодоление абсурда является важнейшей задачей человека. Ведь мы движемся к небытию, но в то же время надо выдержать, выстоять в напряженном соотношении между нашей любовью к жизни и неизбежностью смерти. Поэтому для части наших современников совершенным человеком является образ древнегреческого героя Сизифа, упорно совершающим свой бессмысленный труд.

 

ЦЕННОСТИ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Впервые выявление своеобразии феномена ценности было осуществлено в 50 — 60-е годы XIX столетия немецким философом лейбницевской школы Р. Г. Лотце (1817–1881 гг.) в книге «Микрокосм» и в трактате «Основания практической философии». Именно Р. Лотце ввел в качестве самостоятельной категории понятие «значимость» («Geltung»), ставшей в последствии основой ценностного осмысления.

 

Сущность ценности

Концепции ценности:

 

1. Объективно-идеалистическая концепция (Н. Гартман, М. Шелер, Ф. Ринтлен). Она  считает, что ценности имеют объективно-идеальную  сущность по типу платоновских  идей, что реальный-материальный  мир является носителем ценностей. К этому взгляду примыкает  и

 

2. Теологическая концепция (Н. Лосский, Ж. Маритен, Г. Марсель). Она утверждает, что ценность имеет божественное  происхождение, а в своей крайней  точке зрения, — Бог — это  и есть ценность.

 

3. Феноменологическая концепция (Э. Гуссерль) Она двойственна. С одной  стороны, сознание порождает предметный  мир в его ценностном значении (свойство, которое называется интенциональность) и тем самым преувеличивается  роль субъекта, но, с другой стороны, этот субъект, имея не чисто  индивидуальное сознание, а сознание  межсубъективное трансцендентальное, как бы уравновешивается своеобразной  объективностью.

 

4. Экзистенциальная концепция (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Она приходит к утверждению  о субъективности ценности через  акт сознательного индивидуального  выбора.

 

5. Биолого-натуралистическая концепция (Д. Дьюи, Дж. Лэрд). Она сводит все  ценности к проявлению биологической  полезности, к психофизиологическим  оценкам, основным на удовольствии.

 

6. Социологическая концепция (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Она считает, что ценности — это порождаемые  и обусловленные социальной средой  системы идеологических представлений  о настоящем или желаемом, которые  входят в сложный комплекс  социальной действительности, воздействуя  на поведение человека и помогая  переосмыслить и преобразовать  социальную среду.

 

7. Особо следует выделить две  концепции, сыгравшие выдающуюся  роль в развитии ценностных  представлений: марксистскую и неокантианскую. Обе заявили, что ценность предполагает  не предмет (чем грешили многие  философы и до, и после этого), а его значимость. Но вот сама  значимость по-разному трактуется  неокантианством и марксизмом. Если  для первого значимость — есть  до мира, над миром и вне  его стоящая общезначимость, не  относящаяся также и к области  субъекта, то есть доопытная «чистая»  духовная сущность, то для второго  — значимость — это выражение  человеческих отношений. Кроме того, и неокантианцы, и марксисты четко  различали объективную и субъективную  сторону ценностного отношения, ценность и оценку.

 

Ценность — это не есть предмет или его свойство, это общественная значимость объекта для оценивающего субъекта. Это внутренний, эмоциональный ориентир деятельности субъекта.

 

Ценностное отношение:

 

Для выявления ценности оценивающий субъект (им может быть личность, группа людей, класс, нация и т. д.) вступает в ценностное отношение, которое имеет как бы два слоя.

 

С одной стороны, перед нами только субъект — объективное отношение или оценка, то есть эмоционально-интеллектуальное выявление значимости объекта для субъекта, а с другой стороны, имеется и более глубокий пласт — это связь одного субъекта через значимость оцениваемого объекта с другим субъектом, то есть налицо субъект- субъектное отношении.

 

Методологические требования, относящиеся к аксиосфере:

 

1. Недопустимо смешивать ценность  и истину, так как это разнородные  по природе феномены, принадлежащие  к разным сферам, первая — к  ценностно-осмысляющей, вторая —  к познавательной.

 

2. Неправомерно считать ценностью  пользу, ибо это понятие выражает  позитивное значение объекта  для субъекта с точки зрения  его интересов, и поэтому она  столь же объективна, как и  истина.

 

3. Нельзя отождествлять ценности  и носители ценности — предметы (реальные или воображаемые), действия, события. Поэтому материальным или  духовным может быть носитель  ценности, но не сама она.

 

4. Требуется различать ценностные  оценки от оценок иного рода  — познавательных (оценка решения  математической задачи) и утилитарных (оценка качества товара). Ценностная  оценка бескорыстна и иррациональна (внепонятийна).

 

5. Было бы неправильно отождествлять  ценность с целью и идеалом, так как они относятся к  разным видам духовной деятельности. Если цель и идеал это модификации  проектной, моделирующей, духовно —  преобразовательной деятельности, то ценность является определением  значимости для субъекта чего  бы то ни было, в том числе  и целей, и идеалов, и моделей, которые бывают и благими, и  дурными.

 

6. Ценность является основой  возникновения ценностной ориентации, то есть такого целенаправленного  отношения человека к миру, в  результате которого происходит  выявление ценностей, их сознательное  использование и следование им.

 

Классификация ценностей:

— по степени общности включает ценности личные, групповые и общечеловеческие;

 

— по формам культуры: материальные, духовные и художественные ценности;

 

— по формам сознания и видам деятельности ценности: эстетические, религиозные, политические, правовые, нравственные (этические), экзистенциальные, научные.

 

Нравственные и эстетические ценности:

 

выражают отношения к миру индивидуального субъекта, то есть выносятся индивидом от своего имени, на основании испытанного им чувства — эстетического наслаждения или отвращения, зова чувства долга или мучения совести.

 

Различие между этими формами состоит в том, что эмоционально оцениваются разные предметы: в одном случае носителем ценности является духовная сущность поведения, а в другом — материальная структура предмета.

 

Нравственными ценностями являются добро, благородство, справедливость, самоотверженность, бескорыстие, альтруизм и т. п. Они проявляются в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку, но характеризуют не внешний облик поступка, а его внутренний импульс, его духовную мотивацию. Поэтому нравственные ценности имеют совершенно иную природу, нежели нравственные нормы. Если последние навязываются человеку извне при помощи общественного мнения, то ценности регулируются другим орудием — совестью.

 

Говоря об эстетических ценностях следует иметь в виду, что природа сама по себе содержит только те или иные материальные структуры — симметрию, ритм, пропорции «золотого сечения», цветовые отношения, которые в определенных обстоятельствах могут стать носителями эстетических ценностей, но не являются самими этими ценностями, ибо ценность они приобретают лишь в отношении к человеку.

 

Эстетическими ценностями являются: прекрасное/безобразное; возвышенное/низменное; трагическое/комическое; поэтическое/прозаическое.

 

Политические и правовые ценности:

 

сверхличностны, поскольку соответствующие оценки выносятся индивидом не от собственного имени, а от имени той общности, к которой он принадлежит, однако они базируются на переживании — эмоциональном восприятии индивидом интересов и идеалов общности, к которой он принадлежит. И если правовые ценности по своей природе являются силой стабилизирующей и консервативной, то политические ценности могут иметь и консервативный и прогрессивный характер, могут обосновывать и реформаторскую, и реакционную и революционную практику.

 

Правовые ценности: общественный порядок, права представителей тех или иных социальных групп и законопослушание.

 

Политические ценности: патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословная гордость, классовая солидарность, партийная дисциплина и т. п., т. е. духовные силы, объединяющие множество людей независимо от того, знакомы ли они, находятся ли в непосредственном контакте друг с другом.

 

Религиозные ценности:

 

Если право и политика рационально формируют свои ценности, то религия овладевает иррациональным уровнем человеческого сознания, объединяя людей не знаниями и рассуждениями, а верой и переживанием недоступного познанию. Религиозные ценности, кроме того, характеризуются мессианством, нетерпимостью и нравственной двойственностью. Они выражаются и передаются в заповедях.

 

Чаще всего религиозные ценности представляют из себя попытку по другому выразить более глубинные ценности, которые получили название экзистенциальных.

 

Экзистенциальные ценности — это ценности связанные с осмыслением своего бытия, с нахождением смысла жизни. Ценностное истолкование субъектом смысла своего бытия имеет две формы: либо утверждение уже обретенного субъектом способа существования, либо представление желаемого, но пока недоступного бытия.

 

Своеобразие экзистенциальной ценности состоит не только в ее содержании, но и в механизме ее порождения. Им является психологический закон самообщения, внутреннего диалога самим с собой, когда каждый участник этого диалога имеет свой смысл бытия.

 

Смысл человеческого бытия

Назначение жизни человека — это функциональная категория, которая показывает для чего человек предназначен вне его воли и желаний, то есть чему служит человек как существо биосоциодуховное. Это многослойная система детерминант (обусловленностей) различной степени абсолютности и относительности. Пытаясь понять предназначение своей жизни, человек постепенно приходит к формирования смысла жизни.

 

Смысл жизни человека — это осмысленное человеком назначение его жизни. Исходя из многослойности предназначения жизни такой же характер имеет и смысл его жизни. Поэтому широко мыслящим человеком является тот, кто охватывает своим сознанием всю гамму задач, поставленных перед ним жизнью и сложившимися обстоятельствами, начиная от «вечных истин» и заканчивая бытовыми проблемами и вопросами. Целостный смысл жизни приводит к постановке человеком правильных целей своей жизни.

 

Цель жизни человека — это должное, некий образ, сформированный им в своём сознании, который он хочет реализовать в объективной или субъективной жизни. Свои цели человек может ставить и без осмысления своего предназначения и иногда они даже могут приводить к позитивным результатам, но в конечном итоге человек тогда становиться по- настоящему деятельным и сознательным существом, когда предназначение, смысл и цель жизни человека соответствуют друг другу.

 

Гармония предназначения, смысла и цели жизни человека осмысляется человеком как счастье.

 

Счастье — это высшая степень ценного, значимого для человека; высшее благо, как завершенное самодостаточное состояние жизни.

 

Роль ценности в жизни человека

Историю культуры можно представить как исторический переход от доминирования внешне нормативного к безусловному преобладанию внутреценностного. В связи с этим особую актуальность приобретает процесс воспитания, т. е целенаправленного формирования системы ценностей человека, превращения ценностей социума в ценности личности.

 

Это может происходить только через приобщения к ценностному сознанию других людей, которое осуществляется (осознаваемое или неосознаваемое) в ходе общения человека с человеком. Общение порождает общность ценностей. Она достигается не внешним давлением, а внутренним приятием, переживанием ценностей другого, становящихся моими ценностными установками. Способом общения становится диалог- исповедь, когда происходит слияние смысложизненых позиций, устремлений, идеалов участников общения. Именно таким путем происходит внешнее функционирование ценностей, то есть их воздействие на человеческую деятельность, поведение, отношение к миру, общественную жизнь, развитие культуры.

Информация о работе Происхождение и сущность человека