Происхождение и сущность государства по мнению Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:01, реферат

Описание работы

Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

Содержание работы

Введение 2
1. О Платоне 5
2. Происхождение и сущность государства по мнению Платона 9
3. Государство Платона………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………17

Файлы: 1 файл

Философия права реферат.docx

— 40.39 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение 2

1. О Платоне 5

2. Происхождение и сущность государства по мнению Платона 9

3. Государство Платона………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………15

Список использованной литературы………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     При  всем многообразии подходов к  определению понятий “политика”, “политическое” они неизменно  опираются на две основные  категории - “государство” и  “власть”. Властные отношения в  той или иной форме присущи  всем сферам жизни общества, даже  семье. Политическая власть осуществляется  через особые институты, которые  образуют политическую систему  общества и среди которых центральным  является государство.

     Государство - одно из самых  совершенных, сложных и противоречивых  созданий человеческой цивилизации.  Большая часть известной на  истории народов - это картина,  повествующая о формировании, столкновениях  и гибели государственных образований,  об изощренной и жестокой борьбе  за власть, в которой люди не  щадили ни себе подобных, ни  самих себя.

     С первых и до последних  дней своей жизни человек в  большей или меньшей степени  зависит от государства, призванного  защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него  соблюдения многочисленных, подчас  весьма обременительных норм  и правил. Возникший еще в античных  государствах, исполненный трагизма  конфликт между стремящейся к  свободе человеческой личностью  и жестокими ограничениями, налагаемыми  на нее государством и обществом,  не разрешен и по сей день.

     На протяжении веков менялись  представления людей о государстве,  его роли и функциях, о наилучших  формах политического устройства. Мыслители античности рассматривали  возникновение государства как  естественный процесс развития  и усложнения форм общежития  людей. 

Усилиями  древнегреческих исследователей был  совершён переход от мифологического  восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и объяснения.

Развитию  политико-правовой мысли в V веке в  значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа  проблем общества, государства, политики и права.

Мир  Платона  – это  мир  крушения  системы  греческих  городов-полисов  и  возникновения  империи  Александра  Македонского.

Интерес  к  творчеству  этих  этого философа не ослабевает, и, быть может,  даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших  две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе.

Несомненно,  рассказывать о Платоне, как ученых, очень непросто  в  том  смысле,  что  слишком  большой  промежуток  времени  отделяет  их от  нас.  Быть может, что-то в их взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а  может  быть  и  слишком наивным. Конечно,  для своего времени  он  был крупнейшим ученым,  но  следует  учитывать, что представления  о  мире  мыслителей,  живших  в IV в. до н.э.,  сильно  отличаются  от  нашего мнения.  

Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому  можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и  о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в  разнообразных сферах теории и практики.

Интерес к древнегреческому философу  Платону, к его творчеству не  ослабевает,  быть может,  даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже  самого  обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек -  Платон.

"... Платон - один из учителей человечества.  Не  будь его  книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние  греки,  что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое  человек, в чем трудности его исканий и свершений", - писал  В.Ф.  Асмус. Итак, значение мнения гениальнейшего афинского  философа о важнейших человеческих проблемах очевидно.

 

 

 

 

 

 

 

  1. О Платоне

 

ПЛАТОН (428 или 427 до н. э. 348 или 347), древнегреческий  философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу ( Академия платоновская).

Вначале он был назван по имени своего деда Аристоклом и прозван Платоном – “широкий” — за крепкое сложение. Родители Платона, имевшие значительный достаток, дали сыну хорошее образование в соответствии с античными представлениями об идеальном человеке, соединяющем в себе внешнюю физическую красоту и внутреннее нравственное благородство. По всем принятым в то время предметам обучения (гимнастика, музыка, грамматика и риторика) он имел лучших наставников.

Платон  был отличным гимнастом и, кроме  этого, отличался в таких видах  спорта, как борьба и верховая езда. Есть сведения, что за успехи в борьбе он получил первую премию на Истмийских, а, возможно, также и на Пифийских состязаниях. Также Платон учился музыке и живописи, очень серьезно увлекался поэзией, он добился успеха буквально во всех существовавших тогда поэтических жанрах. Платону приписывали произведения эпического стиля и лирику (дифирамбы и элегические стихотворения); он писал трагедии.

Происходил из аристократической  семьи, принимавшей активное участие  в политической жизни Афин (род  его отца Аристона, по преданию, восходил к мифическому царю Кодру; среди предков матери, Периктионы, законодатель Солон; после победы спартанцев в Пелопоннесской войне дядя Платона, Хармид, один из Десяти ставленников Лисандра в Пирее в 404-403, Критий один из Тридцати тиранов в Афинах).

В юности слушал софиста гераклитовской ориентации Кратила, в 20 лет познакомился с Сократом, начал регулярно посещать его беседы и отказался от реальной политической карьеры. Отличался крайней застенчивостью и замкнутостью.

Общественная  среда Афин и всей Греции в эпоху  юности Платона разделялась на три  главные партии: консерваторов, требовавших  безотчетной верности отеческим  преданиям; софистов, возводивших в  принцип умственную анархию; и третью партию, представлявшуюся одним человеком, Сократом, учившим сознательной, отчетливой вере в безусловное добро. Между  двумя первыми партиями — представителями  мнимой веры и мнимой свободы мышления, Сократ был единственным вполне сознательным носителем глубокого и искреннего религиозно-нравственного настроения и серьезного философского интереса. “Вся сила Сократовой мысли состояла в простом и неоспоримом утверждении, что жизненная задача должна решаться по существу, согласно с тем, что само по себе хорошо или безусловно желательно для всех, а не по каким-нибудь внешним соображениям частным или общественным”. Сократ не выработал цельной философской системы. Он ничего не писал; жил в Афинах, разговаривая на площади, допрашивая всех, добиваясь истины. Главная его задача состояла в выяснении противоречий, которые заключались в учении Софистов. Таким образом, у лучших умов молодого поколения того периода не могло быть вопроса, за кем идти: “ – в сократовском учении, словно в едином потоке, слились идеи, занимавшие воображение молодых отпрысков знатных афинских родов”. Простой образ жизни, который вел философ, его пренебрежение земными благами и материальным благополучием стали примером практического воплощения идеала философского образа жизни, противопоставляемого стремлению к наживе, свойственному как основной массе демоса, так и платным учителям мудрости – софистам.

Знакомство  с Сократом наложило неизгладимый отпечаток  на образ жизни и мыслей Платона. Сократ оказал на него такое сильнейшее воздействие, что после знакомства Платон уничтожил свои поэтические  произведения и всю жизнь посвятил философии.

Сократ  оказал огромное влияние на формирование всего мировоззрения Платона, с  которым он общался в течение  многих лет (407-399 гг. до н.э.). “Платон полностью воспринял сократовское понимание справедливости, добродетели, и знания как абсолютных истин, сопричастных божественной природе мира и высшему божественному разуму, по сравнению с которым человеческий разум является по существу ничем. Подобно учителю, он отвергал также софистическое противопоставление природы и закона. Кроме того, Сократ является центральным персонажем, формирующим позицию автора, практически во всех (за исключением ‘Законов’) диалогов Платона, “выстроенных на основе сократического метода экспликации содержания понятий”.

Творчество  Платона волнует умы уже три  тысячелетия: его учение оказывалось  современным и содержательно  значимым для любой эпохи.

Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в  новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в философии «отцов церкви» (в особенности Августина), в классической философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является философским основанием логицизма — крупного направления в современной философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители, как Фреге, Рассел и Уайтхед.

Платон  был первооткрывателем в сфере  философского освещения обширного  комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве  и праве, высказанные Платоном в  его учении, остаются актуальными  и современными до наших дней.

В истории  философской мысли после Платона  еще не было ни одного столетия, когда  бы не спорили о Платоне, то непомерно  его восхваляя, то принижая в каком-либо отношении.

Изучению  жизни, творчества и учения Платона  о государстве и праве посвящено  большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день

Платон - основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные. Толпа не может познать истину. 
            Его взгляды на протяжении всего творческого пути изменились. В его ранних диалогах господствовал метод и подход Сократа. Собственно платоновское учение появляется в поздних его диалогах.

                                                                                                                                                    

  1. Происхождение и сущность государства по мнению Платона

Ряд авторов  считают, что “причиной возникновения  совместной общественной жизни и  государства Платон считает наличие  у людей врожденных социальных потребностей, которые каждый отдельный индивид не может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других индивидов”. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства. Помимо этого, государство создается для того, чтобы обеспечить его членам благополучие и безопасность. ”Разнообразию человеческих потребностей в государстве должна соответствовать специализация труда, ибо только на её основе можно обеспечить высокое качество и производительность”. К. Маркс указывал, что “в республике Платона разделение труда является основным принципом строения государства, она представляет собою лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя”. Целые сословия людей осуществляют в государстве жизненно необходимые для общества функции; “этому способствуют навыки ремесла, изощренные профессиональным обучением и опытом, умноженные наследственной передачей, усвоением их с детства в собственной семье и ближайшей среде”. Поэтому город должен состоять из землевладельцев, ремесленников, купцов, мореходов, рабочих, поэтов, актеров, поваров, учителей, врачей, и т.д. Платон уверен, что лучше работает тот, кто владеет одним делом, к которому более способен, и занимается только им. “Поэтому можно делать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы”. Все способности человека принадлежат государству, которое вольно распоряжается ими по своему усмотрению.

По убеждению  Платона, государство должно также  выполнять и нравственные функции  – “воспитывать граждан в верности установленным порядкам и религии  отцов”.

В диалоге  “Государство” Платон рассматривает  идеальный государственный строй  по аналогии с человеческой душой. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны три основных начала государства (так  как между государством и человеком  существует взаимное подобие) – совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия –  правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников  и землевладельцев). Сословное деление  общества Платон объявляет условием прочности государства. Самовольный переход из низшего сословия в высшие является величайшим  преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы: “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость”.

Информация о работе Происхождение и сущность государства по мнению Платона