Происхождение и сущность государства по мнению Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:01, реферат

Описание работы

Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

Содержание работы

Введение 2
1. О Платоне 5
2. Происхождение и сущность государства по мнению Платона 9
3. Государство Платона………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………17

Файлы: 1 файл

Философия права реферат.docx

— 40.39 Кб (Скачать файл)

Так как  вышеуказанные сословия вполне соответствуют  трём сторонам человеческой души, то и  добродетели, свойственные последним, переносятся у Платона равным образом на первые. Так, мудрость, есть добродетель правителей; мужество свойственно  более всего сословию воинов, ограждающих  общественную безопасность и благоденствие; рассудительность усматривается в  подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан; а  справедливость – в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые сословия их строго исполняют  свои обязанности и, таким образом, каждое из них всё более утверждается в свойственной себе добродетели.

Для обоснования  вводимой иерархии сословий Платон большое  значение придавал распространению  среди населения идеального государства  “благородного вымысла” о том, что  хотя все они – братья, но бог, который их вылепил, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников – серебра, а в землевладельцев и ремесленников – железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра – золотое и т.д., возможны переходы членов одного сословия в другое. Миф заканчивается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж. По мнению В.С. Нерсесянц, вышеуказанный миф имеет своей целью обосновать послушание, единомыслие и братство граждан и одновременно их неравенство в структуре идеального государства.

В «Государстве»  Платона коммунизм распространяется только на два высших класса. Коммунистические идеи Платона в «Государстве»  критиковал Аристотель, аргументируя это тем, что «общение имуществ может  вести лишь к беспрерывным ссорам, вследствие неравного распределения  пользования и труда.

«Уничтожение  всей частной жизни, всех личных интересов, конечно, лишает человека многих удовольствий; но хорошо воспитанные воины, говорит  Платон, находят свое счастье не в материальных наслаждениях, а в  исполнении своего назначения». Уничтожив  частную собственность, Платон упраздняет и семью, чтобы всецело заменить и семейные интересы общегосударственными. Только при условии общности жен  и детей достигается совершенное  единство граждан, единство интересов. Тяжбы и взаимные обвинения разве  не исчезнут у них, попросту говоря, потому, что у них не будет никакой  собственности, кроме своего тела? Все  остальное у них общее. Поэтому  они не будут склонны к распрям, которые так часто возникают  у людей из-за имущества или  по поводу детей и родственников.

Свобода личности подавляется государством: государство стоит над гражданином  и то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.

Общество  делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние — низшим.

Жизнь и  быт стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т.д.

Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым» в эпоху Платона и актуально до сих пор.

Членам  третьего сословия разрешается иметь  частную собственность и семью, но лишь с целью обеспечения первых двух сословий всем им необходимым.

Платон  предупреждает об опасности излишней свободы и чрезмерного рабства  в государстве. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство». Но также вредна и другая крайность — чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере — это величайшее благо». Эти  мысли Платона в последующие  века повторялись много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас.

Устройство  совершенного государства в «Государстве»  Платона возможно в виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.

По Платону, государственное устройство зависит  от нравов людей, их душевного склада или характера. Государство является таковым, каковы составляющие его люди. Между складом характера и  формой государственного устройства он усматривает прямое соответсвие. Чрезмерная свобода в государстве так же опасна, как и чрезмерное подчинение граждан одному правителю. Первое ведет к анархии, а второе — к тирании, причем анархия чревата тиранией, так как всякая крайность оборачивается своей противоположностью.

 

  1. Государство Платона

 

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению  с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство  “возникает..., когда каждый из нас  не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким  образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая  нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и  оказывать друг другу помощь: такое  совместное поселение и получает у нас название государства...”.Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

В государстве  могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Взгляды Платона формировались под влиянием исторической действительности, а именно под влиянием кризиса полисной организации, который в IV в. до н.э. стал уже несомненным  фактом. Мыслитель посвятил решению  этой насущной проблемы два наиболее обширных и фундаментальных диалога  — «Государство» и «Законы», где  представил во всей полноте свою концепцию  преобразования общества на идеальных  началах.

Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который  в систематической форме представил свое понимание государства.

В диалоге  Платона «Государство» причина  возникновения государства —  наличие социальных потребностей индивидов  друг в друге.Свобода личности подавляется государством: государство стоит над гражданином и то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.

Платон  предупреждает об опасности излишней свободы и чрезмерного рабства  в государстве. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство». Но также вредна и другая крайность — чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере — это величайшее благо» Эти  мысли Платона в последующие  века повторялись много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас.

Платон, назван правым коммунистом т.к. он ратует за равенство во всех отношениях. Говорит, - богатство ведет к роскоши, лени, низости и злодеяниям. Бедность порождает  преступления, поэтому не должно быть бедных и богатых. Разница между  имуществом должна быть не более 5 кратного размера. Остальное, - в пользу государства.

Платон  дважды обращается к переустройству полиса. Это означает, что для  мыслителя данные вопросы стояли крайне остро, и он находился в  состоянии постоянного творческого поиска этих наилучших форм общежития.

Платон  был первооткрывателем в сфере  философского освещения обширного  комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. В арсенал последующей истории  политических учений вошли многие его  теоретические конструкции, как  гносеологические ценные, так и иллюзорные. Различна и социально-политическая и идеологическая направленность их использования. Без критического осмысления всего этого невозможны не только сколько-нибудь глубокая ориентация в  истории политических учений и современной  теории политики, государства, но также  и верный подход к политической практике. «Применительно к такому масштабному  автору, как Платон, негативное в творческом наследии оказывается не менее поучительным, чем позитивное. Платон всегда актуален в том высоком смысле, в каком актуален духовный опыт прошлого.

Платон  — великое явление, как деятель  — философ, ученый, писатель он принадлежит  всему человечеству. Платон — один из учителей человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алексеев С.С. Философия права История и современность. Проблема. Тенденции. Перспективы. М.: Норма,1999
  2. Нерсесянц В.С. Философия права –М.: Издательство-Норма,2001.
  3. Теория государства и права В.Я. Любашин, М.Б. Смоленский, В.И. Шепелев Санкт- Петербург, Феникс,2003
  4. Философия в вопросах и ответах/ А.А. Горелов.- М.: Эксмо. 2008.
  5. Александров Т.Ф. История социологических утопий. М., 2001
  6. Асмус В.Ф. История античной философии. М., 2004
  7. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды античной философии. М., 1999
  8. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 2005
  9. Диаген Лаэртский.// Учебники платоновской философии. М., 2000
  10. Евдокимов Р.Б. Должностные лица в идеальном государстве платоновских «Законов» // Платон и его эпоха. М., 2003.
  11. борник лекций «Русская общественная мысль» Москва, 1999 г.

 


Информация о работе Происхождение и сущность государства по мнению Платона