Происхождение религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:18, реферат

Описание работы

В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзин в своей книге « Предания веков « говорил: « История, в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». В его словах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам.
Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...3
1. Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном - возникновение религии………………….4
2. Политеистические верования в Древнем Китае, Индии, Египте и Греции. Европейское язычество………………………8
3. Три мировые религии – мировое религиозное наследие: буддизм, ислам и христианство………………………………...15
Заключение…………………………………………………….…21
Список использованной литературы…………………………...23

Файлы: 1 файл

Происхождение религии.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

CoolReferat.com

 

Харьковский Национальный Аграрный Университет

им. В.В.Докучаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

Тема: “Происхождение религии”

 

 

 

Выполнила: Иванова А.В.

Аграрный менеджмент

3 курс

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2003г

 

 

Содержание:

 

 

 

Введение…………………………………………………………...3

1. Начальная  стадия  развития  представления человека о сверхъестественном - возникновение религии………………….4

2. Политеистические верования в  Древнем Китае, Индии, Египте и  Греции. Европейское язычество………………………8

3. Три мировые религии – мировое религиозное наследие: буддизм, ислам и христианство………………………………...15

Заключение…………………………………………………….…21

Список использованной литературы…………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В свое  время  великий  русский  ученый  Николай  Михайлович Карамзин в своей книге « Предания веков « говорил:  « История,  в некотором   смысле   есть   священная   книга  народов:  главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и  правил;  завет  предков  к потомству;  дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». В его словах я нахожу подтверждение своим  мыслям и чувствам.

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

Времена прославляются войнами, скандалами и конфликтами. Но что не требует познания и обсуждения, как религия? Во все времена вопрос о религиях имеет обсуждение и приводимые факты противоречивы и убедительны.

Если брать нашу страну, то большинство, наверное, ходит в церкви и "верит в Него". Многие утверждают, что верят во что-то своё, непонятное никому.

Молодёжь и коммунисты говорят, что Всевышнего нет и быть не может. Наверно только в наше время, после "перестройки", можно сказать, что всё стало на свои места: кто хочет - верит во что хочет, кто хочет - не верит. Но сколько раз мы удивлялись и называли, например, своего соседа, который, ударясь в восточную религию, ест одно травяное и одевается очень странно, глупцом или помешанным. И эти религиозные праздники, как Рождество и Пасха.

Ведь для всей страны это праздники. И многие старики утверждают, что в старости все в любом случае приходят к вере. Вспомним только, что во всех сложных и даже страшных ситуациях мы просим Его о спасении. И даже иногда даже самый ярый атеист, в сложную ситуацию или просто в размышлениях с собой, сам себе посомневается в Его существовании.

И все-таки это хорошо, что в наше время можно выбрать любую религию и следовать ей, ведь, в конце концов, каждый находит для себя самый оптимальный вариант веры. Нет, наверно религии, которая что-то оставила без внимания. Одна говорит о бессмертии, другая - о тьме, третья - о свете.

Одна - что-то позволяет, другая - всё запрещает. В своей работе я постараюсь разобраться в всем многообразии верований и преданий и их планомерном преобразовании в современные ветви религиозных учений.

 

Начальная  стадия  развития  представления человека о сверхъестественном - возникновение религии.

 

"Бог в религиозных учениях  и представлениях сверхъестественное  всемогущее существо, сотворившее  мир и управляющее им... Теология  использует идеализм, филосовски  обосновывающий бытие Бога в  виде  абсолютной  идеи, мировой  воли, некоего безликого разумного начала" - так трактует это понятие философский словарь, а  значит мировой  опыт  выработал  такое понимание Бога. Обществу пришлось проделать путь длинной в несколько  сотен  и  десятков  столетий, чтобы  прийти к такой формулировке. Огромное количество религий у разных народов существует сейчас на Земле, и в любой из  них  над природой  и человеком существуют силы, управляющие миром в целом. С момента возникновения в сознании человека представления о сверхъестественном, Бог, как проявление сверхъестественного, неизменно остается в его душе. Человек не может возлагать на себя  права управителя  в  первую  очередь потому что он не властен над самим собой, а затем и над всем окружающим.

Но давайте рассмотрим каким образом возникло у человека понятие "Бог. О начале развития религии мы можем судить из археологических раскопок. И первые представления о существовании религии у  первобытного человека возникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и черепов неандертальцев. Эти находки  воспринимались, как свидетельства существования погребального обряда. Наиболее  известны  из  них  погребения в гроте Мустье, пещере близ Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси (Франция), в гроте Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по  этим  небольшим  свидетельствам сложно определить наличие или отсутствие религии у наших предков. Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду (40 - 18 тыс. лет назад): наскальные рисунки (в пещерах Франции - Ла-Мут (долина Везеры), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи) и др., в пещере близ Нио (в верховьях р. Арижа, в Пиренеях), в пещерах Южной Франции  и  Северной Испании), статуэтки, раскрашенные камни. Как правило на рисунках изображены животные в большинстве своем весьма реалистичные, но человеческие изображения очень условны,  схематичны, а еще чаще представляют собой фантастических зооантропоморфных  существ,  либо  людей, наряженых в звериные маски. Можно предположить, что эти изображения связаны с религиозными  верованиями первобытных людей. Наши предки занимались охотой и земледелием  и  зачастую  они не могли объяснить многих явлений природы, удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И пытаясь найти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы,  в сознании человека возникают первоначальные представления о сверхъестественном.  По  рисункам и статуэткам видно, что у племен существовали тотемические верования (вера в магическую связь  между человеком и животным или предметом). Также существовал культ жен ского начала (находки скульптурных женских изображений). Считается,  что эти статуэтки изображают либо жриц-исполнительниц семейно-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц.

Есть некоторые свидетельства  существования  культа  Солнца. Солнце  изображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста в круге и т.п. Культ связан  с  занятием  земледелием человека. Солнце представлялось, как главный источник плодородия.

Таким  образом, Бог для тех людей представал в обличии предмета, женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном виде, и  поклонение этим "богам" обусловлено образом жизни человека.

Также можно судить о религии первобытного человека по племенам  настоящего  времени, находящимся в похожих условиях. И опять основное проявление начальной стадии развития религии - тотемизм. Особенно ярко он выражен у народов Австралии. Эта форма  религии, заключается  в  том,  что  каждый род, племя магически-родственно связано со своим тотемом-животным или предметом. У каждого  члена может  быть  свой  тотем, существует также половой тотемизм, т.е. один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам. В этом качестве могут выступать различные животные, значительно реже - растения, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в связи с его территориальным положением и образом  деятельности.  Животное-тотем,  - как правило, не опасное для человека создание. В некоторых племенах Австралии тотем не считается божеством, скорее родственником. Близость между человеком и его тотемом  выражается прежде  всего в запрете убивать и есть животное-тотем. Существуют тотемические мифы, в которых предки делают все, что и сами верующие, а затем уходят чаще всего под землю или превращаются в  скалу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определенной местностью.

Некоторые  проявления тотемизма мы можем встретить у народов Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки  -  встречается наличие  тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище. В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась вера в оборотничество у народов Америки.

Помимо этого проявление ранней стадии развития религии – это анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев  есть  зачатки анимизма - там подразумевается существование духов и взаимодействие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и могут  вызывать  дождь,  лечить и пр. Также здесь существует вера в магические предметы, способные влиять на человека.

У Меланезийцев тоже есть представления о духах. Особенно яркие анимистические понятия в Центральной части Меланезии - верующие довольно отчетливо различают две категории духов: духи  умерших  и  духи природы. Первые связаны с культом предков, в котором предки предстают как хранители обрядов и обычаев. Действие вторых обусловлено явлениями природы. Но основной частью их религии  является мана - сверхъестественная невидимая сила, отличаемая верующими от силы естественной. Мана имеет своим источником и духов и людей.  Она  может действовать во вред и на пользу, и присуща людям, которые имеют успех в жизни, может  также  принадлежать  отдельным предметам.

Шаманизм  мы  встречаем  у народов Америки (яганы, эскимосы, калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). Функции шаманства - лечение, охотничья и земледельческая магия.

У индейцев развито понятие личных духов-покровителей. Каждый верующий имеет своего духа-покровителя, который  приобретался  во время  видений,  возникших  в  процессе  посвятительского обряда. Кстати, у индейцев очень сильна вера в вещее значение сновидений.

Далее рассмотрим религию древных славян. В славянских  верованиях мы опять встречаем анимистические представления: домовой - дух,  покровительствующий  семье, леший - дух леса, водяной – дух водяной стихии, полудница - полевой  дух,  образы  вил  (особенно распространены  у  сербов)  -  лесные, полевые, горные, водяные и воздушные девы, которые могут вести себя дружелюбно и враждебно в отношении человека, в зависимости от его собственного  поведения, и т.д.

Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сворог,  Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Велес (Волос) - покровитель скотоводства, Мокошь -  богиня  женских работ, прядения и ткачества.

Само  понятие  "бог" исконно славянское, общее для всех славянских языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С течением времени представление об удаче, успехе, счастье, везении связывалось с неким духом, дающим  удачу.  Другое  общеславянское обозначение  сверхъестественного существа - бес, которое означало всенеобъяснимое и страшное.

К  древнейшей  эпохе восходят корни лечебной магии, у славян она была связана с народной медициной.  Таким  образом,  славянам помимо  анимистических верований был присущ политеизм - более высокий уровень развития религии. Тут Бог - более или менее сформировавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы и занятия человека.

Многобожие мы встречаем у  ацтеков,  народа  майя.  Особенно жестока  религия у ацтеков, по которой богам приносились кровавые человеческие жертвы.

Любопытна религия в древнем Китае, где упор в  основном  делался на настоящую жизнь человека, на необходимые правила поведения и обряды для исполнения. В Китае существуют две религии: даосизм  и  конфуцианство,  которые  тесно  переплетены между собой. По-китайски дао - путь, метод, принцип. Основателем этого  учения был Лао-дзы, который писал, что основой человеческой жизни должно стать  бездействие.  Всякое стремление что-то сделать, изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главная добродетель -  воздержание: это основные понятия, приведенные Лао-дзы. В даосизме и конфуцианстве понятия духов и богов выражены менее отчетливо, чем в  других  религиях.  За основу здесь берутся традиции поколения, устоявшийся порядок жизни и веры. В конфуцианстве основным содержанием стал культ предков. Каждая крупная  родовая  группа  имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старейшинами  родов. Было поверие, что душа умершего после сложных призываний и исполнения обрядов переходит  в  символ,  хранящийся  в храме  (в раннее время - кукла, затем - табличка). По религиозным

верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека - сыновняя почтительность  и почитание предков. Главным правилом жизни, опорой существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов. "Если не соблюдать издревле  установленных обрядов,- говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их, то  все  перемешается  и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды - не будет супругов, и разовьется  разврат  со  всеми  его преступлениями... Уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут, уничтожьте обряд пин-дзинь -  исчезнут  различия между  государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилие".

 

Политеистические верования в Древнем Китае, Индии, Египте и Греции. Европейское язычество.

 

Китайский пантеон богов весьма обилен и сложен. Главным  богом  в древности считался Шан-ди, а затем его заменил Тянь (в переводе "Небо"). Из второстепенных богов видное место занимали бог богатства - Цай-шен и покровители  профессий  для  ремесленников. Купцы почитали помимо бога богатства также местных богов-покровителей. Для крестьян главную роль играли земледельческие божества. Видное  место в верованиях китайцев занимает дракон: многочисленные духи-драконы управляют дождем и водными источниками.

Необычна и оригинальна религия Индии. В ранний период за основу берутся религиозные тексты - Веды. В них  записаны  гимны  и предания,  посвященные  различным  богам. Одним из ранних образов богов можно считать Индру - бога-воителя и бога  грома  и  молнии (двойственная натура), также мы встречаем здесь других богов: Варуна - олицетворение ночного неба, небесных и земных вод, Дьяус - бог дневного неба. В виде олицетворения  солнца  выступает  целая вереница божеств - Сурья - значит просто солнце, Савитри - "восстановитель",  "оживитель", Пушан - божество солнечного жара, Ушас - богиня зори. Довольно расплывчато представление об  Адити:  это олицетворение  беспредельного пространства. Помимо представленных богов в Ведах встречается немалое количество других богов.  Ведические  боги группировались в две противостоящие категории: асуры и дэвы. К первым принадлежат Дьяус, Варуна, Митра, Савитар,  Адити;  ко  вторым  - большинство остальных. Наряду с богами индийцы почитали предков-питрис. Питрис упоминаются в Ведах очень  часто, но не занимают в них видного места.

В  более поздний брахманский период религия Индии меняется с изменением общественного строя. Теперь общество делится на четыре касты: брахманы - наследственное жречество, кшатрии - каста  воинов, вайшьи - каста земледельцев, скотоводов и торговцев, и шудры - каста рабов. Первые три считались благородными. Кастовый строй был закреплен в памятнике законодательства и религии  Индии  -  в Законах  Ману. На первое место в эту эпоху выдвинулся новый бог - Брама или Брахма, которому и стали приписывать кастовое устройство. По мифу сами касты произошли из разных частей тела Брахмы: из уст его - брахманы, из рук кшатрии, из бедер - вайшьи, из ног - шудры.  Усложняется и сам пантеон богов - теперь боги принадлежат кастам: Брахма - брахманам, Индра (сохранивший свое  значение) - бог кшатриев, Рудра - бог земледельцев. Шудры вообще были отстранены от официального культа.

Информация о работе Происхождение религии