Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 20:06, контрольная работа
Проблема времени и пространства всегда интересовала человека не только в рациональном, но и на эмоциональном уровне. Люди не только сожалеют о прошлом, но и боятся будущего, не в последнюю очередь потому, что неотвратимый поток времени влечет к их смерти. Человечество в лице своих выдающихся деятелей на протяжении всей своей сознательной истории задумалось над проблемами пространства и времени, немногим из них удалось создать свои теории, описывающие данные фундаментальные атрибуты бытия. Пространство и время лежат в основе нашей картины мира.
Введение.......................................................................................2
1. Пространство и время как философские категории. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени......................................................................................4
2.Основные свойства пространства и времени. Сущность социально-экономического пространства и времени и их особенности на современном этапе..........................................11
Заключение........................................................................16
Список используемой литературы…………………....18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Философия
по теме: 15. Пространство и время – формы бытия
Исполнитель: студентка
Направление Экономика труда
Профиль
Группа Этр 12-св
Коржавина Екатерина Павловна
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение......................
1. Пространство и время как философские
категории. Субстанциональная и реляционная
концепции пространства
и времени.......................
2.Основные свойства пространства и времени.
Сущность социально-экономического
пространства и времени и их особенности
на современном этапе.........................
Заключение....................
Список используемой литературы…………………....18
Введение
Рассматриваемые
в данной теме проблемы, связанные с пониманием
материи и сознания, исключительно важны для
Поэтому познавательное
Соответственно человек
- это продукт своей
Деятельность человека - это преобразование вещей, явлений, процессов с целью придания им формы и/или содержания, удовлетворяющих его потребности. Поскольку эта деятельность является орудийной и в силу этого - целенаправленной, постольку она, очевидно, содержит как объективную (предмет, орудие, условия), так и субъективную (цель как мысленную модель желаемого будущего) стороны. Это означает, что определенное понимание сущности и возможностей человека базируется на определенном понимании объективного, материального и субъективного, идеального. (С учетом этого понятно значение основного вопроса философии как вопроса об отношении мышления и бытия).
Так как же соотносится объективное и субъективное в человеке и его деятельности? (Ведь именно действие, по Гегелю, есть истинное бытие человека). Являются ли природная и социальная действительность лишь неким материалом, который человек может изменять, руководствуясь только своими желаниями? Или же они обладают собственными законами существования и развития, не зависящими от сознания человека? Сознание, мышление человека вполне самостоятельны или же их существование и развитие в той или иной мере определяются объективным бытием? Для ответа на эти и связанные с ними вопросы и требуется изучение материи и сознания.
Сегодня достаточно очевидно,
что окружающий человека мир (и природный,
и социальный) обладает объективными, то
есть собственными, внутренне присущими
ему закономерностями существования и
развития и поэтому не может изменяться
произвольно. (Важнейший элемент целенаправленной
деятельности, обратим внимание,- это предвидение,
основу которого составляет знание закона).
Определенная недооценка этого при характере
и масштабах современного производства
- одна из причин, породивших глобальные
проблемы современности, некоторые из
которых уже угрожают самому существованию
человека. (Вспомним Ф.Бэкона: победить
природу можно лишь подчиняясь ей). Не
менее ясно сегодня и то, что сознание
не является некоей самодостаточной сущностью.
Поэтому лишь диалектико-материалистический
подход (опирающийся, естественно, на то
ценное, что было выработано в других философских
направлениях), может служить основой
современного понимания материи и сознания.
Пространство и время как философские
категории. Субстанциональная и реляционная концепции
пространства
и времени
Важнейшими формами бытия материальной
составляющей реальности выступают пространство
и время. Пространство — это всеобщая
форма бытия материи, ее важнейший атрибут,
характеризующий протяженность материи,
ее структурность, сосуществование и взаимодействие
элементов во всех материальных системах.
Протяженность объекта выражает его структурность,
взаимоотношение его частей. Обнаруживается
протяженность благодаря конечности скорости
распространения взаимодействий - для
“движения” с бесконечной скоростью
любые расстояния одинаковы, а именно
точечны. Протяженность, следовательно,
обусловлена системной природой материи,
выражая ее многокачественность и многокомпонентность.
Время — это форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. Длительность выражает несотворимость и неуничтожимость системно организованной материи, последовательное пребывание материальных объектов и явлений в определенных состояниях.
Пространство и время определены, отметим, через противопоставление, соотнесение с противоположным: момент времени, фигурирующий в определении пространства, не обладает длительностью, будучи отрицанием времени; точка пространства, фигурирующая в определении времени, не обладает протяженностью, будучи отрицанием пространства.
Выделим два следствия из определений пространства и времени:
- пространство и время
- пространство и время неразрывно связаны друг
с другом и с движением материи. Более того, пространство и время - это стороны движения.
В самом деле: поскольку пространство -
это отношения сосуществующих в некоторый
момент времени объектов, постольку оно
есть то, что остается от движения, когда
мы отвлекаемся от времени; поскольку
время - это отношения объектов, сосуществующих
в некоторой точке пространства, постольку
оно есть то, что остается от движения,
когда мы отвлекаемся от пространства.
Таким образом, пространство и время не
существуют вне движения материи, как
и оно - вне пространства и времени. Это
и дало основание Ф.Энгельсу утверждать:
“...Основные формы всякого бытия суть
пространство и время...”. Данный тезис,
однако, еще нуждается в обосновании, как
это станет ясным после рассмотрения основных
подходов к пониманию природы пространства
и времени, сложившихся в ходе развития
науки.
Категории пространства и времени
выступают как предельно общие
абстракции, в которых схватывается
структурная организованность и
изменчивость бытия. Пространство и
время — это формы бытия
материи. Форма является внутренней организацией
содержания, и если в качестве содержания
выступает материальный субстрат, то пространство
и время являются формами которые его
организуют. Материя не существует вне
этих форм, но сами пространство и время
также не существуют в отрыве от материи.
Отделение их от материального мира возможно
лишь в процессе абстрагирования.
В истории философии сложились две концепции,
вскрывающие сущность пространства и
времени: субстанциональная и реляционная.
Родоначальники субстанциональной концепции
— Демокрит (по проблеме пространства)
и Платон (во взглядах на время) — трактовали
пространство и время как самостоятельные
сущности, не зависимые ни от материи,
ни друг от друга. Демокрит ввел представление
о реальном существовании пустоты как
вместилища совокупности атомов. Без пустоты,
по его мнению, атомы лишены такой возможности.
Пространство, согласно учению Демокрита,
Эпикура и Лукреция, объективно, однородно,
бесконечно. Оно есть вместилище совокупности
атомов. Время отождествимо с вечностью
— это чистая длительность, равномерно
текущая от прошлого к будущему, оно есть
вместилище событий.
Противоположное Демокриту понимание
пространства было сформулировано Аристотелем.
Его взгляды составили суть реляционной
концепции. Аристотель отрицает существование
пустоты как таковой. Согласно Аристотелю,
пространство неоднородно и конечно, оно
есть система естественных мест, занимаемых
материальными телами.
Аристотель утверждал, что как в движении,
так и во времени всегда есть некоторое
'прежде" и некоторое отличное от него
'после". Именно в силу движения мы распознаем
различные, не совпадающие друг с другом
"теперь". Время оказывается ни чем
иным, как последовательностью этих "теперь",
их сменой, перечислением, счетом, числом
движения в связи предыдущего и последующего.
Эти две тенденции в истолковании пространства
и времени либо как самостоятельных, объективных
и не зависимых от вещественного наполнения
начал бытия, либо как неотъемлемых внутренних
аспектов движущейся материи получили
развитие в дальнейшем. Первая субстанциональная
концепция просуществовала более двух
тысячелетий, подвергаясь лишь некоторым
модернизациям и изменениям. Понимание
И. Ньютоном пространства как неподвижного,
непрерывного, однородного трехмерного
вместилища материи совпадало, по сути,
с пониманием его Демокритом. Время, согласно
Ньютону, — это однородная, равномерная,
вечная и неизменная «чистая» длительность.
В классической механике Ньютона пространство
и время — это объективные данности, которые
все в себя вмещают и ни от чего не зависят.
Представления, аналогичные взглядам
Аристотеля на пространство и время,
развивали в Новое время Г.
Лейбниц и Р. Декарт. По их утверждениям,
не существует ни однородной пустоты,
ни чистой длительности как самостоятельных
и независимых начал бытия. Пространство
понималось ими как порядок взаиморасположения
тел, а время — как порядок последовательности
сменяющих друг друга событий. Протяженность
объектов и длительность процессов, согласно
Лейбницу и Декарту, не являются первичными
свойствами, они обусловлены силами притяжения
и отталкивания, внутренними и внешними
взаимодействиями, движением и изменением.
На протяжении XVIII — XIX вв. субстанциональная
концепция— концепция абсолютного пространства
и времени стала ведущей как в философии,
так и в естествознании. По своему существу
эта концепция была метафизична, так как
разрывала связь движущейся материи, пространства
и времени. Получалось, что могло существовать
чистое пространство вне материи и время,
абсолютно не связанное с материальными
процессами. Пространство и время выступали
как пустые вместилища вещей и событий.
Против этих утверждений энергично выступил
Г. Гегель, который полагал, что чистого
пространства и времени не существует
есть только "наполненное пространство"
, а время есть становление, возникновение
и прохождение всех предметов, процессов
и явлений.
Естественнонаучные аргументы, опровергающие
метафизические представления о природе
пространства и времени, стали складываться
лишь к концу XIX в. с возникновением в физике
электромагнитной теории. Ее развитие
привело к необходимости отбросить представления
о пустом пространстве. Первоначально
его заменили эфиром, который выполнял
роль представителя "всюду заполненного",
но все же абсолютного и ни от чего не зависимого
пространства. Позднее эти представления
также были отвергнуты.
Однако субстанциональная и реляционная
концепции, как и представления о пространстве
и времени. в рамках объективного идеализма
Гегеля не ставили под сомнение объективность
существования пространства и времени.
С точки зрения представителей субъективно-идеалистической
линии в философии, пространство и время
— это способ расположения впечатлений,
следовательно, они имеют психологический
источник своего происхождения. И. Кант
трактует пространство и время как априорные
формы чувственности, познающего субъекта
т.е. формы созерцания , которые как бы
«упорядочивают» чувственные ощущения.
Благодаря пространству и времени, как
данным от рождения формам видения внешнего
мира, ощущения «укладываются» в определенный
пространственно-временной образ. Для
Дж. Беркли и Э. Маха пространство и время
— это формы упорядоченных рядов ощущений.
Английский махист К. Пирсон утверждает,
что пространство и время не имеют реального
существования, а являются лишь субъективным
способом восприятия вещи; пространство
— это порядок или категория восприятия
предметов, а время — это категория восприятия
событий. Русский ученый А.А. Богданов
считал пространство и время продуктами
организующей и гармонизирующей человеческой
мысли.
Метафизическая субстанциональная концепция
пространства и времени была преодолена
в ходе развития науки в XIX-ХХ вв. Н. Лобачевский,
Г. Риман высказали предположение о существовании
таких свойств пространства и времени,
которые не описываются эвклидовой геометрией.
В специальной теории относительности
А. Эйнштейна было установлено, что геометрические
свойства пространства и времени зависят
от распределения в них гравитационных
масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические
свойства пространства и времени начинают
отклоняться от эвклидовых, а темп течения
времени замедляется. Общая теория относительности
Эйнштейна показала зависимость пространственно-временных
свойств от движения и взаимодействия
материальных систем.
В истории философии и человеческой культуры
сложились также две основные концепции
осмысления порядка и направленности
времени: динамическая и статическая.
Динамическая концепция времени восходит
к утверждению Гераклита: "Все течет,
все изменяется". Она признает объективную
реальность временных процессов вообще
и течения времени в частности. С точки
зрения данной концепции, подлинным бытием
обладают лишь события настоящего. Прошлое
существует в воспоминаниях, события будущего
— неизвестно, будут ли еще существовать.
Только в момент настоящего возможные
события на основе прошлых причин приходят
в реальное бытие, затем они уходят в прошлое,
оставляя лишь след в настоящем.
Аристотель сформулировал парадокс времени,
который затем был дополнен Августином
Блаженным. По утверждению Аристотеля,
прошлое не существует уже, будущее не
существует еще, следовательно, актуально
существует лишь настоящее. Если предположить,
что само настоящее стягивается в лишенное
длительности мгновение, то согласно Августину,
настоящее тоже не существует. Таким образом,
оказывается, что время вообще не обладает
реальностью.
Другая концепция — статическая — не
отрицая наличия объективных временных
процессов, отрицает разделение времени
на прошлое, настоящее и будущее. В ней
признается объективным временное отношение
"раньше — позже".
Основными свойствами пространства и
времени являются бесконечность и неисчерпаемость
пространства и времени, трехмерность
пространства, однонаправленность и необратимость
времени. Всеобщность пространства и времени
означает, что они существуют, пронизывая
все структуры универсума. Выделяются
специфические проявления пространства
и времени как в микромире, макромире и
мегамире. так и в живой и социально организованной
материи. Специально анализируются биологическое
время, психологическое время, социальное
пространство и время. Объективность пространства
и времени означает, что они существуют,
пронизывая все структуры универсума,
независимо от возможности их восприятия
или отсутствия таковой.
Свою специфику имеет и социальное время,
которое. в отличие от биологического
и планетарно-космического, протекает
неравномерно. Начав свой отсчет на заре
становления человечества. оно на протяжении
тысячелетий пребывало в мало заметных
изменениях и лишь с первыми ощутимыми
признаками научно-технического прогресса
в XVII — XVIII вв. стало заметно набирать свои
обороты. В XX столетии научно-техническая
революция "спрессовала" социальное
пространство и неимоверно ускорила бег
времени, придав взрывной характер развитию
общественно-экономических процессов.
Планета стала маленькой и тесной для
человечества как единого целого, а время
перемещения из одного ее конца в другой
теперь измеряется часами, что было немыслимо
еще в прошлом столетии.
В сложной структуре социального времени
выделяется временная компонента индивидуального
бытия конкретных людей, социальных коллективов,
отдельных сообществ, наций, государств,
всего человечества. Время и темпы жизни
каждого из них различны и имеют свою специфику.
Таким образом, оказалось, что пространство
- время в общей теории относительности
содержит сингулярности, наличие которых
заставляет пересмотреть концепцию пространственно
- временного континуума как некоего дифференцируемого
"гладкого" многообразия. Возникает
проблема, связанная с представлением
о конечной стадии гравитационного коллапса,
когда вся масса звезды спрессовывается
в точку ( r -> 0 ), когда бесконечна плотность
материи, бесконечна кривизна пространства
и т.д. Это вызывает обоснованное сомнение.
Некоторые ученные считают, что в заключительной
стадии гравитационного коллапса вообще
не существует пространства - времени.
С. Хокинг пишет: "Сингулярность - это
место, где разрушается классическая концепция
пространства и времени так же, как и все
известные законы физики, поскольку все
они формулируются на основе классического
пространства - времени. Этих представлений
придерживаются большинство современных
физиков.
На заключительных стадиях гравитационного коллапса вблизи следует принимать во внимание квантовые эффекты. Представляется, что они играют на этом уровне доминирующую роль и могут вообще не допускать сингулярности. Предполагается, что в этой области происходят субмикроскопические флуктуации материи, которые и составляют основу глубокого микромира.
Представления о пространстве
и времени, формулирующиеся в
теории относительности Эйнштейна,
на сегодняшний день являются наиболее
последовательными. Но они являются макроскопическими, так как опираются
на опыт исследования макроскопических
объектов, больших расстояний и больших
промежутков времени. При построении теорий,
описывающих явления микромира, эта классическая
геометрическая картина, предполагающая
непрерывность пространства и времени
(пространственно-временной континуум),
была перенесена на новую область без
каких-либо изменений. Экспериментальных
данных, противоречащих применению теории
относительности в микромире, пока нет.
Но саморазвитие квантовых теорий, возможно,
потребует пересмотра представлений о
физическом пространстве и времени.
Люди организуют свою "ойкумену",
задают темп ее развития. Следовательно,
историческое время - это уже иная характеристика
по сравнению с физическим или биологическим
временем. Существенная интенсификация
основных сфер развития общества приводит
к тому, что время ускоряет свой бег. Традиционное
общество характеризуется постоянством,
неторопливостью, ставкой на эволюционные
процессы. "Оно предпочитает недеяние
деятельности без меры. Тогда как индустриальное
общество ориентировано на интенсификацию
общественного производства, на его революционизацию.
В недрах индустриального общества и родилась
новая картина мира с претензией человека
стать центром мира".
В рамках этой новой картины мира на первый
план выходит редукционизм. А это значит,
что все можно разделить до элементарного,
формализовать и объяснить с позиции законов
физики. Все, что нельзя квантовать (делить),
объясняется несущественным или даже
не существующим. Развитие рассматривается
в рамках однолинейного прогресса - от
низшего к высшему. Свобода понимается
исключительно как осознанная необходимость,
а не как внутреннее состояние самого
человека.
При таком подходе
казалось, что все подвластно Разуму.
Но научно-техническая революция, как воплощение безграничного
разума, привела к ускорению социальных,
обострению глобальных проблем.
Позже стало очевидно, что мир не закрытая,
а открытая самоорганизующаяся и самопроектирующаяся
система. И если мы хотим понять ее, то
от дискретной картины мира человечество
должно перейти к континуальной (картине
непрерывного бытия).
Новая картина ориентирована на диалог
человека и мира, на уяснение в каждом
уровне "бытия в мире" его способа
существования и его форм проявления.